Анализируя текущую динамику развития регионов Казахстана, выявляются серьезные социально-экономические проблемы, связанные с неэффективным взаимодействием государственных и частных структур. Несмотря на богатство природных ресурсов и человеческий потенциал, регионы оказываются неспособными стать ключевым двигателем экономического развития из-за трайбализма в некоторых исполнительных органах и недоверия граждан к акимату из-за его некомпетентности и безразличия к социальным вопросам. Эти факторы продолжают влиять на политическую атмосферу в стране и требуют активных мер для их устранения и создания более эффективных управленческих механизмов.
Все указанные аспекты подчеркивают неотложную необходимость пересмотра системы местного самоуправления. В этом контексте следует отметить, что по поручению Президента Казахстана в этом году, 5 ноября, состоятся выборы акимов в 45 районах и городах областного значения.
Согласно официальным данным, эта реформа способна повысить качество их работы и ответственность перед жителями региона.
Большинство населения Казахстана оценивает работу местных исполнительных органов по-разному. Так, результаты социологического опроса, проведенного Фондом Qalam в 2022 году, показывают, что уровень доверия к акиматам колеблется в зависимости от региона. В недавно созданных областях наблюдается высокий уровень доверия со стороны местных жителей. Однако, в регионах с акимами, занимающими свои посты долгое время и сталкивающимися с давними проблемами, уровень доверия остается низким.
Результаты опроса показывают, что к сентябрю 2022 года 37% населения выразило доверие к акиматам, а к декабрю этот показатель вырос до 39%. Около 17% граждан полностью доверяют акиматам, в то время как 27% населения не испытывают доверия к ним. Степень абсолютного недоверия составляет 15%. Важно отметить, что рейтинг доверия к акиматам все еще превышает рейтинг недоверия, и разница между этими показателями продолжает увеличиваться.
Анализ данных социологического опроса показывает, что в целом 79% населения выражают доверие акимату Акмолинской области, что делает его лидером в рейтинге. На втором и третьем местах находятся акиматы области Жетысу и Западно-Казахстанской области с 73% и акимат города Астаны с 71% доверия соответственно. Также в ТОП-5 входят акиматы Кызылординской области (70%) и области Улытау (62%).
После них идут акиматы ВКО с диапазоном доверия от 38% до 45%, Мангистауской области (29% по сравнению с предыдущим показателем 18%), Актюбинской области (40% по сравнению с предыдущим показателем 36%) и Северо-Казахстанской области (38% по сравнению с предыдущим показателем 35%).
Туркестанская область занимает последнее место в рейтинге с уровнем доверия 37%.
Следует отметить, что рейтинг доверия остается низким для акиматов области Абай (14%) и Алматинской (16%) области.
Если посмотреть историческую хронику выборов местного самоуправления, то в Казахстане всеобщее голосование в местных исполнительных органах началось примерно 20 лет назад. Точнее, с 1999 года, это были выборы акима Шамалганского сельского округа Карасайского района Алматинской области (29 мая 1999 года). Затем 20 октября 2001 года прошли выборы акимов в 28 аульных (сельских) округах республики. 12 августа 2005 года состоялись выборы акимов Ескельдинского района Алматинской области, Кокпектинского района ВКО, Джангалинского района ЗКО и Тимирязевского района СКО. Важно отметить, что первые три избирательных процесса в нескольких регионах Казахстана были организованы в рамках эксперимента.
20 октября 2006 года состоялись выборы акимов в 49 районах и 10 городах областного значения, в ходе которых было предложено 150 кандидатов, участвовавших в избирательной кампании, и 135 из них получили поддержку. Затем, с 5 по 9 августа 2013 года, были проведены выборы 2457 акимов для городов районного значения, поселков, сел и сельских округов, где было представлено 7173 кандидатов, и 6738 из них были зарегистрированы.
Следует отметить, что эти выборы характеризовались низким уровнем политической конкуренции и малой активностью граждан. Информационная кампания и интерес общества были недостаточно высокими. Гражданское общество и оппозиционные силы оставались пассивными, возможно, по политическим мотивам. Важно извлечь уроки из этого опыта и обеспечить более активное участие и отчетность избранных акимов перед населением на предстоящих выборах.
Рассматривая опыт мировых стран в проведении выборов местного самоуправления, можно отметить, что выборность мэров и губернаторов является распространенной практикой. Примером служит Индонезия, где с 2004 года губернаторы избираются всеобщим голосованием, а кандидаты могут выдвигаться как политическими партиями, так и самостоятельно при условии сбора подписей не менее чем от 4% избирателей.
В Венесуэле выдвижение кандидатов на должность губернатора может осуществляться общенациональными политическими партиями и группами избирателей соответствующей территориальной единицы. Для образования региональной или муниципальной группы избирателей должна быть получена поддержка не менее чем одной трети избирателей в любом муниципалитете или населенном пункте. Причем в каждом населенном пункте должно быть не менее одного процента от установленного числа избирателей.
Система электронного голосования активно внедряется в США, Великобритании, Малайзии и Франции с целью модернизации и обеспечения честных выборов. Однако зарубежный опыт также показывает проблемы при внедрении электронного голосования. В частности, необходимость единых стандартов и обязательной национальной сертификации устройств для электронного голосования. Отсутствие таких стандартов может сказаться на безопасности данных и правильности работы системы. С такими проблемами регулярно сталкиваются организаторы выборов в США, где закупка комплексов электронного голосования и сканирующих устройств осуществляется избирательными комиссиями штатов.
А теперь обратим внимание, SWOT анализ выборности местного самоуправления.
Сильные стороны(+): повышает эффективность работы акимата и ответственность перед жителями региона;
повышает уровень политического участия и политическую активность граждан;
влияет на уровень демократии в стране;
положительно влияет на политическую эмоцию жителей региона.
Слабые стороны(-): есть вероятность развития трайбализма и разделения среди населения сторонников того или иного кандидата по родовым признакам или прихода к власти по родственным связям;
есть недостатки при требовании кандидатов на должность акима, в том числе быть руководителем в одной компании не менее 50 штатных сотрудников. Это не дает возможность для молодых людей.
Возможности: минимизирует протестные настроения жителей региона;
повышается уровень доверия к акимам и его аппаратам;
открывается возможность прихода к власти местного активиста, знающего все проблемы данного региона;
проблемы жителей оперативно решаются.
Угрозы: есть риск повышения протестного настроения среди регионов в связи с непрозрачными выборами акимов или их нежелания эффективно работать;
из-за социальных проблем есть риск осложнения политической ситуации в регионах;
проведение непрозрачных выборов и участие бюджетников в избирательных комиссиях негативно влияет на политические эмоции граждан.
Важным шагом к усовершенствованию выборной системы местного самоуправления является создание независимых штабов по организации выборов. Это предполагает отсутствие привлечения бюджетных работников, включая местных учителей, в состав избирательных комиссий. Кроме того, стоит обратить внимание на разнообразие сроков проведения выборов в разных регионах. Такой подход способствует системной организации выборов на местном уровне.
В мировой политике выборность местных лидеров становится все более распространенной тенденцией, отражая требования общества и граждан в демократическом мире. Практика выборов акимов в городах и районах способна существенно изменить политический ландшафт и структуру страны, способствуя решению актуальных проблем жителей и государственного аппарата.
Автор: Назерке Еркинкызы, Казахстанская школа прикладной политики, эксперт, политолог.