Бюро национальной статистики впервые публикует информацию об объеме рынка электронной коммерции, рассчитанной по новой методике, которая была разработана в рамках проекта с Азиатским банком развития, передает ИА Еl.kz со ссылкой на БНС.
В круг отчитавшихся респондентов вошли предприятия, осуществляющие электронную коммерцию по более чем 46 видам деятельности и 40 агрегаторов.
В 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 1963,5 млрд. тенге, из них розничный оборот через маркетплейсы составил – 1 117,9 млрд. тенге (56,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 845,6 млн. тенге (43,1%). Отметим, что доля электронной коммерции в розничной торговле без учета маркетплейсов в 2022 году составила 5,4%.
Основная доля (93%) от общего объема реализованных товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые предприятия) и лишь 7% – средними предприятиями.
Через собственные интернет-ресурсы в розничной торговле реализовывались товары для домашнего пользования (34,7%), одежда, обувь и спортивные товары (17,3%), продукты питания (13,2%), косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%).
В объеме розничной торговли через собственные интернет-ресурсы по размерности предприятий, напротив наибольшая доля пришлась на крупные предприятия – 48,8%, малые предприятия – 45%, средние – 6,2%.
В 2022 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1186,5 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 254,7 млн. тенге (21,5%). Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 931,8 млн. тенге (78,5%).
По объему оказанных услуг через маркетплейсы в 2022 году, в основном предоставлялись услуги по перевозке пассажиров – 50,3%, билетам и бронированию мест на транспорт – 9,6%, а также услуги по доставке еды – 5,1%.
В 2022 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (31,5%), оплата кредитной картой через Интернет (23,5%), оплата наличными (22,6%), онлайн платежи (13,9%), мобильный телефон (5,3%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,1%), цифровой кошелек (0,1%).