До Наурыза осталось 4 дня, и все казахстанцы сейчас находятся в состоянии предвкушения светлого и позитивного праздника, дошедшего до нас через века.
День весеннего равноденствия празднуют многие народы. В чем же заключается особенность именно нашего Наурыза от своих «собратьев» Навруза и Навреза? По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры ЕНУ им. Гумилева Зиябека Кабульдинова, в Наурызе очень глубоко отражены все лучшие черты, характеризующие казахский народ. И одной из составляющих такой параллели является древнее поверье о святом старце Кадыр-ата, символизирующим грядущий праздник.
- Одним из главных персонажей Наурыза традиционно является Кадыр-ата - святой седобородый старец, который может появиться в любой момент и в любом доме. Его приход знаменует счастье, благополучие и благоденствие. В этом поверье отчасти и заключается одна из причин казахского природного гостеприимства, поскольку под видом любого из людей может явиться Кадыр-ата, - отмечает историк.
На Наурыз для степняков считалось зазорным вдвойне не проявлять гостеприимство к кому-бы то ни было. И каждый чтящий традиции предков казах был обязан быть гостеприимным хозяином, хотя бы потому что, под видом любого из гостей может прийти Кадыр-ата.
- И поэтому в празднике Наурыз очень точно отражена вся сущность степного народа. Включая и уважение к старшим, к которым казахи всегда относились с большим почтением и угощали Наурыз-коже первыми, - говорит Кабульдинов.
Историк напомнил также о еще нескольких традициях Наурыза, характеризующих, по мнению Кабульдинова, взаимосвязь праздника и степного народа.
- Во время Наурыза любой аксакал мог спросить любого юношу из какого он рода, и попросить перечислить всех своих предков до седьмого колена. И каждый юноша был обязан отчеканить их имена, - рассказывает профессор.
В Европе и в Азии свои генеалогии ведут отдельные семьи рыцарей, баронов, графов, князей, членов правящих династий королей, царей и императоров. Но, как утверждает профессор, знание казахами всех своих предков до седьмого колена является уникальным явлением.
- Родословную в виде «паспортов» имеют и породистые собаки, и прославленные скакуны. Но чтобы весь народ имел и к тому же знал свою генеалогическую таблицу «вглубь» до семи поколений и более, видимо, относятся только к честолюбивым казахам-степнякам. Кочевая и полукочевая жизнь древних обитателей степи на протяжении ряда тысячелетий предопределили появление этого уникальнейшего явления. Безусловно, это было обусловлено спецификой их хозяйственной деятельности, - говорит он. Суть Наурыза состоит еще и в том, что характеризующий этот праздник белый цвет был еще и символом состоятельности, - продолжает он. - Давая «Бата», Аксакалы вместе с душевным благоденствием всегда желали и материального благополучия также.
Как доказывают некоторые исторические свидетельства, по словам Кабульдинова, степняки в более старые времена отличались богатством и состоятельностью, особенно в 18 веке.
- Один из исследователей младшего и среднего жузов Яков Гавердовский, который писал, что «в степи живет очень много богатых людей, и даже отчасти присутствует культ богатства. В то время, если степняк не имел скота поголовьем в 80 лошадей и 1000 овец, он считался бедняком», - цитирует преподаватель.
Для того, чтобы отчетливее описать портрет степняка, историк немного отклонился от темы Наурыза. Еще одной отличительной чертой наших предков было свободолюбие и отчаянное нежелание переходить оседлому образу жизни. В представлениях того времени это было равносильно потере свободы.
- Из-за боязни потерять свою личную свободу они презирали оседлый и земледельческий образ жизни: в таком случае появлялась угроза их подчинения, чего они никак не могли себе позволить, - рассказывает историк. - Об этом писал исследователь XIX века Мейндорф Е.К. в своей работе «Путешествие из Оренбурга в Бухару»: «Легко понять, почему зажиточные казахи никогда не бывают земледельцами. Ведь их древнее предание гласит: «Казахи потеряют свою свободу с того времени, как поселятся в домах и предадутся земледелию». Это предание подкрепляется примером башкир, судьба которых пугает их», - приводит цитату Кабульдинов.
Согласно истории, даже в период нахождения в составе Российской империи практически не было степняков, пожелавших перейти полностью к земледелию.
- Также как и практически не было тех, кто хотел принять другое сословие (крестьянское, мещанское, казачье, купеческое и т д.) и православную веру. Скорее всего, это было исключением, нежели правилом. Объяснение очень простое: они ни в коем случае не желали потерять свою «дикую и необузданную свободу», платить оброк и служить десятилетиями в армии крепостнической России, к тому же и потеряв веру своих предков, - говорит Кабульдинов.
Другим символом Наурыза, хотя бы отчасти, Кабульдинов считает долгожительство казахов в те времена.
- Многие казахи в 18 веке доживали до ста лет, и даже более, что также, по своему, является феноменом. По всей видимости сказывались жизнь на свежем воздухе, отсутствие инфекционных заболеваний и алкоголя, участие в спортивных состязаниях и в охоте, а также регулярная езда на лошади. Все это вкупе и предопределяло долгожительство степняков. Ведь в те времена и стар, и млад, принимали участие в шутливых и спортивных играх, - выдвигает свою версию историк.
По его словам, в древние времена радовалась и играла вся степь. Но спортивные состязание не были единственным видом соревнований, не менее традиционными для Наурыза были и ораторские баталии.
- Один из этнографов начала 19 века сказал, что казахский народ разговаривает на языке князей. Степь была заполнена музыкантами и поэтами. И что самое интересное – поэты и музыканты были в одном лице, называясь акынами, - вновь обращается за подтверждением к историческим фактам Кабульдинов.
В Наурыз у казахов существовали свои негласные законы взаимопомощи и поддержки. Тем, кто вышел из зимы нищим, потеряв весь свой скот, обязательно помогали, выделяя им скот и оказывая всяческую поддержку.
Для степных народов Наурыз является Новым годом. При сравнении двух праздников, Кабульдинов отдает в будущем приоритет именно Наурызу. Он уверен, что не за горами те времена, когда все больше народу во всем мире будут отмечать Новый год весной.
- В отличие от Нового года, являющегося чисто календарным праздником, Наурыз – это праздник, подаренный природой. Поэтому, со временем всемирный интерес к Наурызу будет только возрастать, отодвигая общепринятый Новый год на второй план. Такое мы сейчас наблюдаем у китайцев, индусов, японцев, который празднуют Новый год по собственному календарю, тоже, кстати, ближе к весне, - говорит профессор.
Кабульдинов видит в основном предназначении Наурыза возрождение позитивного настроения для всех живых существ после долгой и тяжелой зимы.
- Это возвращение всего населения на территории Казахстана к весеннему настроению, это – праздник настроения и единения. Это праздник, в отличие от других, придуманный природой, ведь именно ею определен дата, когда длина дня становится равной длине ночи. Это никто специально не утверждал и не постановлял, этот праздник является детищем природы и возданием ей должного человеком, - повторяет он.
Между тем, по его мнению, предстоящий Наурыз должен получиться особенным и отличаться от предыдущих. Историк ждет от него самых позитивных изменений.
- Для меня предстоящий Наурыз ассоциируется с улучшением жизни всего народа, я питаю определенные надежды в этом плане. Нынешний Наурыз совпадает с празднованием 20-летия нашей столицы Астаны и с началом ЭКСПО-2017. Думаю, это очень символичный момент. Астана готовится к встрече гостей, с каждым днем становясь все краше, лучше и безопаснее. Хотя бы поэтому, ожидаю, что в этом году праздник будет интереснее, нежели обычно, - делится ожиданиями Кабульдинов.