В Казахстане сохранился исконный, классический балет - Светлана Кокшинова

2 Ноября 2022, 19:19 3140

2 ноября в мире отмечается как Всемирный день балета. История казахстанского балета весьма насыщена. Этот вид искусства в республике  начал развиваться в первой половине XX века, при этом казахстанская школа балета всегда была в числе сильнейших в Советском Союзе наряду с московской, петербургской и новосибирской школами. О развитии казахстанского балета корреспонденту El.kz рассказала руководитель школы-колледжа профессионального образования Казахской национальной академии хореографии Светлана Кокшинова.

Выпускники казахстанской балетной школы занимают лидирующие позиции на многих мировых театральных подмостках. Можно назвать довольно много имен не только современности, но и XX века. Алия Таныкпаева прима-балерина Венской оперы, первая солистка Цюрихского балета, «Этуаль балета» Венгерского государственного оперного театра, Айдос Закан, работал солистом труппы Бостонского балета, солист Театра балета Aalto Theater в Германии, Яссауи Мергалиев, Нурлан Канетов, и многие другие успешные артисты.

«Основа казахстанской школы балета – советская школа, в основе которой лежит вагановская система преподавания, зарекомендовавшая себя во всем мире одной из сильнейших методик преподавания классического танца. При этом мы, конечно, не стоим на месте, отвечая требованиям современности. Сейчас усложняется техника исполнения, к примеру, раздел вращения. Увеличилось количество оборотов, женщины порой уже замахиваются на мужские движения во вращениях. Так же и с прыжками, увеличивается амплитуда шагов. Человеческое тело тоже развивается, и возможности, которые демонстрировали раньше и то, что исполняют артисты балета сейчас, отличаются, как небо и земля», - рассказывает Светлана  Кокшинова.

Как отмечает Светлана Кокшинова, сейчас в стране балету уделяется большое внимание. За годы независимости было несколько важных решений руководства страны, положительно повлиявших на развитие классического балета. В столице открылись два масштабных профессиональных театра – Астана Опера и Астана Балет, созданы профессиональные труппы.

«Если раньше казахстанскую школу балета представляло только одно учебное заведение – Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева, открытое еще в 30-х годах прошлого века представителями петербургской школы, то сейчас и в столице есть специализированное учебное заведение – Казахская национальная академия хореографии, куда были приглашены опытные педагоги, как из Казахстана, так и из зарубежных стран. И мощным толчком к развитию я считаю приглашение в Казахстан такого мастера своего дела, как Алтынай Асылмуратова, она – художественный руководитель академии, народная артистка РФ, была прима-балериной Мариинского театра, Марсельского и Королевского британского театров, худруком Академии Русского балета им. Вагановой, звезда мировой величины. Ее профессионализм, богатый сценический опыт многое дают для развития академии», - говорит Кокшинова.

По мнению Светланы Кокшиновой, Алтынай Абдуахимовна ввела в репертуар Академии отрывки из балетов, сцены, картины, которые на казахстанской земле никогда не шли: «Подводное царство» из «Конька -Горбунка», акты, картины танцевальные из «Гаянэ», па-де-де из балета «Эсмеральда», картина «Половецкие пляски», а визитной карточкой академии стал балет «Роман бутона розы и мотылька».

«Это уникальный спектакль 1904 года, последнее творение великого Мариуса Петипа, который так и не был показан на сцене театров. И мы очень гордимся тем, что спустя век мы первыми с большим успехом провели его мировую премьеру здесь в столице Казахстана. Алтынай Асылмуратова привнесла тот репертуар, через который она прошла сама, как профессиональная балерина. Чтобы переносить в профессиональную школу хореографию, ты должен сам через себя это пропустить. Она также обогатила репертуар театра Астана Опера спектаклями, которые входят в сокровищницу мирового балета», - отмечает Кокшинова.

Кокшинова отмечает, что главное достижение – это выпускники, которые практически все трудоустроены в театрах столицы, Алматы. Они пополнили ряды артистов балета в Астана Опера, Астана Балет, ГАТОБ им. Абая и Государственном академическом театре танца РК под руководство Аюханова, а также часть выпускников устроились в новый театр в Туркестане.

«Многие продолжают обучение в стенах академии, потому что наша академия – уникальное учебное заведение, где идет сквозное многоуровневое хореографическое образование. Ребенок, приходя в начальную школу, далее получает профессионально-техническое образование, а затем он может пойти в вуз – это бакалавриат, магистратура и докторантура. В этом-то  и ценность академии, так как  хореография изучается со всех граней: и исполнители, и режиссура, и педагогика и арт-менеджмент, и искусствоведение. Мы в свое время такое даже не могли представить, что, заходя 5-классником в это заведение, можно выпуститься доктором наук, да еще и в сфере хореографии», -  рассказывает Светлана Кокшинова.

Также увеличивается количество казахстанцев участвующих на международных фестивалях, конкурсах. Например, первая победа академии на международном уровне была получена Рустамом Чахаловым несколько лет назад в Германии, сейчас он работает в труппе Астана Опера.

«Триумфальной можно назвать победу наших воспитанниц на Международном балетном конкурсе, проходившем в Загребе, столице Хорватии. Наши девочки заняли там все три призовых места. Торғын Лебен получила золото, Әдемі Жанәбіл – серебряную медаль, а Дарья Митрофанова – бронзу. С ними соревновались ребята из Хорватии, Канады, Японии, США, Франции, Австрии, Венгрии, Польши и других стран. Члены международного жюри конкурса высоко оценили технику исполнения наших девочек, отметили красоту и чистоту линий, похвалили работу педагогов, заметив, что дети подготовлены на очень высоком уровне. Вот такой сегодня уровень подготовки артистов балета в Казахстане».

Многие выпускники Академии уже начинают солировать в театрах. Так, Амина Кисембаева выпустилась совсем недавно, а уже исполняет партию Мирты в балете «Жизель». Эта партия требует от исполнительницы большой силы и профессионализма. Также в театре Астана Балет солирует Айдан Калжан.

«Искусство балета в Казахстане ценно тем, что тут сохраняется исконный, классический балет. Потому что за рубежом позволяют себе такие интерпретации, что порой мало что остается от оригинальной хореографии. Сохраняется классический балет в основном в странах СНГ, а мы прекрасно знаем, что классический танец – это база, если артист вырос на этом танце, то ему подвластны практически все стили и направления. Классический танец – это первооснова, которую мы будем дополнять и совершенствовать. Считаю, что воспитывать поколение нужно на классическом искусстве, это и музыка, и живопись, и танец – все является показателем уровня развития и культуры нации», - говорит Кокшинова.

Светлана Кокшинова надеется, что классический танец будет тем бриллиантом в хореографии Казахстана, который никогда не померкнет, его также будут поддерживать на должном уровне, а внимание к этому виду искусства останется и со стороны государства, и со стороны зрителей.

«Профессия артист балета - уникальна, она требует фанатичной преданности и любви к данному виду искусства. Любить истязать себя ежедневным физическим трудом дано не каждому, но в то же время насколько она прекрасна, изящна и совершенна.  Многое должно сойтись для успеха в этой профессии – даже мирное небо в твоей стране. Культура, искусство – это показатель того, что в стране хорошо, что в стране царит мир, согласие, взаимопонимание. При войнах, экономическом упадке и других бедах первым делом страдают культура и искусство. А то, что в стране открываются новые балетные школы, новые театры, это, наверное, показатель того, что у нас все стабильно. Я надеюсь, что так будет и в будущем».

Чингиз Майсеит
Поделитесь: