В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан «Экономический курс Справедливого Казахстана», правительство страны активно занимается развитием Среднего коридора и устранением его «узких мест». Ключевая цель этих усилий — повышение пропускной способности коридора, который соединяет Казахстан с Азербайджаном, Турцией и Грузией, до 10 миллионов тонн в год к 2027 году, сообщает El.kz.
В ноябре 2023 года Казахстан и Китай заключили несколько важных соглашений, направленных на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута, в том числе по запуску контейнерных поездов «Китай–Европа». Эти соглашения, ратифицированные Законом Республики Казахстан 1 июля 2024 года, позволяют обеспечить необходимый объем транзитных грузов с Востока на Запад.
Для улучшения привлекательности и повышения конкурентоспособности маршрута был создан единый мультимодальный сервис, охватывающий всю его протяженность. На базе Международного финансового центра «Астана» было создано совместное предприятие Middle Corridor Multimodal Ltd., которое объединило железнодорожные администрации Казахстана, Азербайджана и Грузии для управления маршрутом. Важная роль отведена цифровизации и оптимизации транспортных операций, включая пересечение границ и терминальные процедуры.
Также была проведена интеграция IT-систем АО «НК «ҚТЖ» с таможенным модулем платформы DTC (Digital Trade Corridor) – Tez Customs, что позволило улучшить логистический сервис по принципу «единого окна». В настоящее время уже интегрированы информационные системы железных дорог Казахстана и Азербайджана, а с грузинскими железными дорогами планируется провести аналогичную работу.
В рамках казахстанско-китайского сотрудничества было создано совместное предприятие «Китайско-казахстанская торгово-логистическая компания». На территории сухого порта в городе Сиань был построен терминал, который открылся 28 февраля 2024 года и уже консолидирует 40% всех контейнерных поездов, следующих в направлении Казахстана. С начала года транзит по Транскаспийскому маршруту из Китая показал почти двукратный рост, подтверждая значительное увеличение объемов перевозок.
В результате этих мероприятий в 2023 году объем перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту увеличился на 65% по сравнению с предыдущим годом, составив 2,76 миллиона тонн. За первые семь месяцев 2024 года перевозки достигли 2,56 миллиона тонн, что на 63% больше аналогичного периода прошлого года.
Эти успехи подчеркивают важность и эффективность совместной работы со странами-партнерами и подтверждают растущий интерес к Среднему коридору как к стабильному и конкурентоспособному маршруту не только со стороны стран вдоль коридора, но и из регионов Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Европы.