Уникальная водная артерия Казахстана

31 Августа 2019, 21:17 18994

Как создавался канал Иртыш-Караганда

Нынешнее поколение Павлодарской и Карагандинской области навряд ли догадывается какое значение имеет для их регионов канал имени Каныша Сатпаева. Тем более, мало кто знает о том, сколько велось строительство этого уникального сооружение. Более  десяти лет работники со всего Советского Союза трудились над тем, чтобы у людей городов и сел двух областей была питьевая вода.  После долгих усилий и трудностей строителям все же удалось основать искусственную водную артерию, которая и по сей день не имеет аналогов ни в одной стране мира по высоте подъема водного потока. И вот уже 46 лет канал снабжает живительной влагой казахстанцев.

Где вода там жизнь гласит казахская пословица. Десятки тысяч гектаров территории Сарыарки лежат в зоне сухих степей и полупустынь. В летнюю жару небольшие речушки пересыхают, осадков выпадает ничтожно мало, плодородные земли где могли бы цвести фруктовые сады и ягодники  долгое время оставались бесплодными.

 В тридцатые годы XX века началось использование природных богатств Центрального Казахстана. На карте страны появились Карагандинский угольный бассейн, Джезказганское месторождение медных руд, Экибастузский и Темиртауский промышленные районы.  Развивалось сельское хозяйство, но имеющийся объем водных ресурсов центрального Казахстана не соответствовал потребностям развивающихся промышленности и орошаемого земледелия. В связи с этим,  в 1959 году группа ученых во главе с академиком Канышем Сатпаевым предложила смелый проект по переброске воды Иртыша в степи Сарыарки.  Проект получил поддержку правительства страны и был внесён в план семилетки. В феврале 1962 года в районе реки Белой, в  протоке Иртыша высадился первый десант строителей.  Первыми прибыли специалисты за плечами которых был опыт создания масштабных промышленных объектов, в числе которых и Бухтарминская ГЭС.  Чуть позже стройку объявили всесоюзной, ударной.  За 12 лет строительства первой очереди канала через её горнило прошли более десяти тысяч молодых энтузиастов, со всех концов страны.  В результате работы строители создали искусственную водную артерию не имеющую аналогов в мире не по протяженности не по высоте подъема воды которую мы теперь знаем под названием канал имени Каныша Сатпаева.

(На фото: Л.Баталов)

16 апреля 1975 года Канал ИртышКараганда был официально принят в эксплуатацию. С тех пор это уникальное гидротехническое сооружение стратегический водохозяйственный объект и безальтернативный источник водоснабжения населения в промышленности, энергетики, сельского и рыбного хозяйства Центрального Казахстана. По территории Павлодарской области проходит 272 километров трассы по Карагандинской области 186.  Вдоль канала расположено множество резервных и транзитных водохранилищ связанных между собой 22 насосными станциями, а заканчивается канал в районе Караганды.

 Я горжусь, что вырос в степях Казахстана.

Одним из тех, кто не только участвовал в строительстве канала, но и  достал первый ковш земли на месте знаменитой водной артерии был Леонид Иванович Баталов. В 1959 году Баталов с женой и дочерью переехали в Восточный Казахстан строить Бухтарминскую ГЭС, там он закончил курсы экскаваторщика, а в 1962 году приехали в Калкаман.

- Мы приехали 11 февраля 1962 года, высадились в Калкамане ночью. Привели нас в барак. В этом жилище не было ни окон ни дверей. Там мы и жили первое время - шесть работников-экскаваторщиков. На утро огляделись, ни техники, ни оборудования на тот момент еще не было. Через неделю стали поступать грузы, мы всей бригадой выгружали их. Затем пришли экспериментальные машины земельно-фрезерные. Приняли, смонтировали. И на этой техники ЗМ-3000 вынули первый куб земли,- вспоминает Леонид Иванович.

По словам ветерана, канал начали строить не с проекта, а с чистого листа, отметки вязали к грунту.

Карьерная лестница в те времена была стремительная. Сначала Баталов был  экскаваторщиком, затем месяц мастером, еще столько же прорабом, а потом в 1964 году 20 июня    его назначают начальником участка.

- Самое интересное, что и отца моего направили на канал главным бухгалтером. Узнав, что меня повысили, он сказал: «Дуракаставят начальником участка, он же всех разгонит!».  Ну и где-то был прав, всех разогнал, кто был плохим работником. Как говорят: в картишках нет братишек, так и в работе, кто трудится, тот и зарабатывает. Порядок есть порядок, - говорит ветеран.

Численность работников, строивших канал доходила до 38 тысяч человек. Все поселки, находившиеся вблизи строившегося канала были на балансе управления. На время стройки, для работников было возведено около 40 бараков.  И конечно необходимо было улучшать инфраструктуру поселений: строить дороги, которые были в плачевном состоянии, проводить водопровод, которого  не было, ремонтировать котельную, которая не работала. Все это также пало па плечи Баталова, так как в 1970 году он стал  заместителем управления, а чуть позже и его начальником.

- Канал считается уникальным сооружением. Известным во всех странах. В мире нет такого канала! Все каналы самотечные, есть каналы одноподъемные, двухподъемные, на расстоянии 20-40 метров. Но нет такого, чтобы поднимал воду на уровень до 500 метров. Вода в канале находится в естественном грунте, в почве, как и задумано самой природой. Сама почва дает ее обработку, сохраняя качество. На протяжении всех километров, вода обрабатывается. В Иртыше вода более грязная, чем в канале, - говорит Баталов.

Благодаря Леониду Ивановичу, о канале узнали во всем мире. Было это  Женеве, на сессии Ассамблеи ООН. Представители из 163 стран, с огромным интересом слушали об уникальном проекте, позволившем  обеспечить водой промышленные города и поселки.

- Я был в Женеве, где были учреждены три номинации Организации Объединенных наций. Но чтобы получить все эти награды, канал посещали делегации из Англии, Австрии и Италии. Мы знакомили их с технологией канала, что очень удивляло гостей. Когда мы на первом гидроузле остановились, около канала накрыли стол, подходит ко мне один итальянец и говорит: “Вы самый богатый человек, раз у вас такой канал”. Они не понимали, что у нас государственный строй, и считали что это мой личный канал.  На что я ответил: “Я самый богатый человек, потому что этот канал сделан для народа”.  На конференции в Женеве, помню, удивились больше всего американцы, которые не поверили, что такой канал может существовать. После моего выступления они подошли ко мне и переспросили, думая, что перевод был не верным.

Когда иностранцы задавали вопрос: Где же протекает такой уникальный канал, Баталов с гордостью отвечал: Там где все великое: Самые высокие трубы Экибастузской ГРЭС-2, самый большие угольные разрезы и самый уникальный канал Иртыш-Караганда. Я там живу и горжусь этим!

- Первую насосную запустили в 1966 году и в 1967 году мы подали воду Экибастузу. Старожилы говорили, невозможно было пить воду до этого, так как она была соленая. А с приходом воды мы оценили канал! Есть и водосброс в районе посёлка Шидерты, его задача обеспечивать стабильную экологическую обстановку, - делится Леонид Баталов.

Кстати о запуске воды в поселке Шидерты, у Леонида Ивановича также множество интересных воспоминаний.

- Когда в 1968 году запускали воду в поселке, об этом событии сообщили всем жителям и территория возле канала была заставлена юртами и палатками. Местные жители приносили беспомощных людей, чтобы полюбоваться таким историческим событием, потому что мало кто верил, что среди степей прольется такая жизненно важная водная артерия. Пришло около 15 тысяч человек, которые отмечали этот знаменательное событие в течении трех дней. Вот такой был праздник для местных жителей, - вспоминает он.

Знаком был Баталов и с писателем Калмуханом Исабаевым, который летом решил совершить поход вдоль трассы будущего канала. Сделал он это без помощи транспорта и попутчиков, лишь компас для ориентира и забитые колышки проектировщиков. Его путешествие составило около 565 километров и длилось 28 дней. В дальнейшем за его подвиг его назвали “гвардейцем стройки”.

 Но Леонид Иванович познакомился с ним при особых обстоятельствах.

- У меня была ночная смена, в шесть часов утра, когда уже начали готовиться к пересменке, появляется какой-то маленький щупленьким мужик, я выхожу смотрю он ходит. Думал он что-то своровать хочет, я его за шиворот, а он мне: «я писатель».  И все объяснил, и проговорили с ним несколько часов. Потом долгие годы поддерживали связь, - вспоминает Баталов.

 Встречался Леонид Иванович и с советским академиком, геологом,  и общественным деятелем Канышем Имантаевичем Сатпаевым.

- Был 1963 год. Меня как передовика, который вынул первый ковш, взяли в состав делегации в гос строй союза СССР. Кроме меня были: начальник стройки, парторг. Там шел разговор об оснащении канала. Для меня было поразительно, когда я увидел Сатпаева.  Казах, симпатичный, высокий волосы волнами. Выходит и начинает выступать, говоря о том, как нужен людям этот канал.  И он выступал в такой тишине, что даже пролетающую в зале муху было слышно. Все с таким интересом слушали его.  После этого народ стоя ему аплодировал за патриотизм, за защиту Казахстана. Он тогда для меня стал икона, примером для подражания, -делится воспоминаниями ветеран.

Для Баталова его трудовой путь -это  гордость. Пол жизни он посвятил именно каналу и не жалеет об этом. В сердце он хранит и людей, с которыми он работал при строительстве сооружения. Более того, по словам ветерана,  это люди которые участвовали в строительстве канал и в строительстве его самого, как человека. “Они сделали меня!” - говорит Леонид Иванович.

- Был замечательный директор, который построил Беломорско-Балтийский канал, московский канал. Он из заключенных, но при этом участник Великой отечественной войны, и как человек и как друг был изумительный. Начальник строительства Михаил Васильевич Инюшин, герой социалистического труда. Очень много хороших людей!

За 35 лет работы Баталова в роле директора, было много всего. Взлеты и падения. Но по словам старожила, до развала Советского союза жил канал великолепно, производили  строительство, делали необходимые мероприятия.

- Прибыль была, что позволяло развивать канал, производить ремонты в срок. Поселок привели в порядок, заасфальтировали дороги, воду, провели канализацию в домах. Восстановили котельную. Все содержалось за счет канала.  Так было до 1997 года. Потом началась приватизация. Трижды хотели его приватизировать, но помогло отстоять канал правительство, и конечно же Нурсалтан Назарбаев.

Сейчас приемником Леонида Ивановича является нынешний начальник Павлодарского районного управления канала имени Каныша Сатпаева, Владимир Федорович Егер, который ранее работал главным инженеров в Экибастузском ГорВодоканале.

О своем наставнике руководитель отзывается с уважением, а как иначе, ведь Баталов знает  каждую конструкцию, возведенную в дни строительства, каждую  насосную, где какая платина, какой бетон. Он все это помнит.

 - Профессионально, глубоко знающий специалист, по-прежнему участвующий в жизни этого сооружения которое стало его судьбой, отзываются о нем коллеги, ставшие друзьями. О Баталове всегда говорили, что он строгий руководитель, и если сотрудник увольнялся или уходил по какой-нибудь причине, назад его больше не принимал. Леонид Иванович, не отрицает.    

- Знаете, как-то моя жена меня спросила, а если я тебя разлюблю и уйду, будешь ли ты меня возвращать? Я говорю: «как бы мне тяжело не было, назад я тебя не возьму. Это мой принцип. Надо всегда уважать себя, уважать дело, которое ты любишь и всегда необходимо быть ему преданным.  Ходить туда сюда –это негоже», -говорит ветеран.

За свою трудовую деятельность Баталов имеет десятки наград. Он является лауреатом премии Совета Министров СССР, кавалером орденов Трудового Красного Знамени, имеет «Знак Почета», «Құрмет» Особой гордостью для него является, то что, ему присвоили звание  Почетный гражданин Экибастуза. Он трижды был доверенным лицом первого президента республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

- С Нурсултаном Абишевичем, первая встреча у меня была в 1969 году. Он тогда  был секретарем парткома, а я работал заместителем, и трудовая деятельность моя была связана с механизацией. Мы на Темитрауском заводе заказали оборудование. Тогда партия решила все. И мне сказали, иди в партком, там мы и встретились с ним.  Потом были и другие рабочие встречи, - говорит Баталов.

Как это было

К хорошему привыкаешь быстро. Поворачивая  кран на кухни или в ванной, городские жители  и не задумываются, откуда она берется эта живительная влага. И только пожилые карагандинцы хранят в памяти воспоминания, о том, как толпились в огромной очереди у колодцев и колонок. Еще бы пару лет, и быстро развивающийся город не спасло бы подземное озеро, от которого провели водопровод... угольная столица Казахстана, конечно, не страдала  бы от обезвоживания, но то, что без дополнительного источника воды не появились и не могли бы развиваться нынешние промышленные гиганты.

1974 год. Иртышская вода пришла в Караганду, заканчивается строительство канала. Работники приступили к промывке трубопроводов районе 32 квартала, и  начато заполнение долгожданной водой озера в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Совсем скоро вода поступит в квартиры карагандинцев. С самого своего основания Караганда пользовалась водой из Нуры, для этого в начале тридцатых годов 20 века был прорыт канал. Однако город рос, появлялись новые крупные промышленные объекты, среди которых казахстанская Магнитка. Кроме того десятки тысяч гектаров плодородной земли в  области долгое время оставались бесплодными. Решением этой проблемы занялись в конце пятидесятых годов. Всесоюзный институт гидропроектов, провёл проектные работы по реализации такого масштабного проекта как канал Иртыш-Караганда. В дальнейшем именно этот  уникальный канал возьмет воду у Ермака, ныне Аксу (прим авт.) и доставит воду в Караганду, Темиртау, Жезказган  и  Экибастуз.  Пятьсоткилометровая река возьмет путь из Сибири  в Казахстан. Канал Иртыш-Караганда стал крупнейшим гидротехническим сооружением в Казахстане.  А его строительство в шестидесятые годы стало одним из важнейших строительных площадок Советского Союза.

- Первую зиму,  когда мы сюда приехали, было много снега, невозможно было проехать, дорог не было видно.  Летом в 1963-1964 год была страшная пыль, которая также ухудшала видимость. Условия вначале были очень сложные.   Был районный центр от нас на расстоянии 80 км,  за деньгами посылали кассира, он ехал по 8-10 часов, не видно ничего из-за пыли летом, из-за снега зимой. Тяжело было проехать в центр, что можно было развозить на автотранспорте по трассе канала дороги нет. Хорошие дожди, весеннее половодье - нигде не проехать. Приходилось ждать.  Поэтому были случаи, когда люди, просто могли замёрзнуть. Но такие трудности, для нас, для молодых  были нормой. Когда была  объявлена всесоюзная стройка, начали ехать  к нам с Украины, с Молдавии центральной России. Комсомольцы не боялись трудностей, были теми еще авантюристами.  Всё как было обещано начали стоить общежития, , хотя вначале мы жили в бараках.  Зарплаты были не плохие, мы знали что за наш труд нам хорошо заплатят. Выдавали по 220- 250 рублей. Чтобы было понятно, то обед в среднем стоил 2 рубля. Возьмешь одной купюрой три рубля, еще и на пачку папирос “Беломор-Канал” хватало, - вспоминает строитель канала Борис Отческий.

 Канал имени Каныша Сатпаева сегодня

 В 2002 году у канала Иртыш Караганда появилась ещё одна стратегическая функция: обеспечение столицы Казахстана живительной влагой.  Для этого было завершено строительство водовода, который в настоящее время находится в рабочем техническом состоянии. Всего за период эксплуатации канала 1967 по 2018 год объём воды потребителям составил почти 22,5 млрд. кубометров.

Канал Сатпаева сейчас работает на увеличение объема услуг по подачи воды для сельского хозяйства, для промышленности для энергетики.

Управление технологическим процессом, подачи воды по каналу, осуществляется в Караганде. Там специалисты в режиме онлайн ведут круглосуточный контроль за всеми работами, производимыми на водной трассе. Под неусыпным наблюдением люди, которые присутствуют на канале, осуществляют работу оборудования, контроль над всем происходящим. Именно здесь вся информация, которая собирается по участкам канала передаётся в центральный диспетчерский центр, где  анализируется и передается руководству, которое принимает решение о том или ином действие с оборудованием. Участок по расчистке русла реки Белая был организован в 1971 году. Отсюда и происходит подача воды в канал. Рабочие ежегодно чистят источную часть реки после паводка.  Русло реки Белой перегорожено плотиной. Это создает необходимые для станции набор воды. Первая насосная включает в себя 4 агрегата с трубопроводами, именно по ним мощные вертикальные насосы перекачивают в канал иртышской воду. Максимальная производительность насосной станции - 75 кубометров воды в секунду. За год станция способна подавать в канал почти 2 млрд кубометров воды. Во время прохождения весеннего половодья каналу необходимо справляться с натиском стихией. Тогда включаются все агрегаты и работает весь каскад насосных станций. Учитывая, что объекты канала имени Сатпаева, являются уязвимыми в террористическом отношении, они были внесены правительством страны в перечень объектов подлежащих Государственной охране. Подразделение Министерства внутренних дел Республики Казахстан, обеспечивает на сегодняшний день  их безопасность.

Начальный участок канала обслуживают несколько десятков человек: гидротехники электромонтеры, осмотрщики гидротехнических систем, мотористы дренажных насосов, дежурные операторы технологических установок, охранники и персонал. На канале имеется водолазная служба, она крайне необходимо для производства подводных ремонтных работ на гидротехнических сооружениях. Штат водолазной службы состоит из девяти водолазов, прошедших специальную подготовку и аттестацию в городе Воронеже в России. Молодые специалисты проходят обучение, нарабатывают подводный стаж, после этого отправляются на повышение квалификации.  Имеется служба геодезии. В должностные обязанности геодезиста входят наблюдение за осадкой и горизонтальными подвесками сооружений, наблюдение за уровнями в  каналов и гидроузла и много другой работы. 

 

(На фото: насосная станция)

Через 5 лет после начала строительства канала, 5 декабря 1967 года был запущен первый агрегат на первой насосной станции, а в конце года был принят во временную эксплуатацию пусковой комплекс канала протяженностью 133 км четырьмя насосными станциями экибастузский водохранилищем. Канал обеспечивать водой население города Экибастуз.  Экибастузская ГРЭС-1 крупнейшая в Казахстане тепловая электростанция, проектной мощностью 4 тысяч МВт, и рабочей около 3 тысяч. Электростанция расположена в 16 км севернее города Экибастуз, и в 25 км восточнее крупнейшего в мире угольного разреза “Богатырь”. Источником водоснабжения станции является водохранилище, наполняемое водой из канала имени Каныша Сатпаева.

В посёлке Шидерты, расположена производственная база Павлодарского управления эксплуатации  с ремонтно-механическими мастерские. Численность работников Павлодарского управления эксплуатацией - 780 человек.

В поселке Молодёжный, в высокогорном районе Карагандинской области в 99 километрах к северу от Караганды, расположено карагандинское управление эксплуатации канала имени Каныш Сатпаева, в котором работает 730 человек.

Обновляется на канале и оборудование. В рамках проведения цифровизации будет обеспечена передача данных с объектов с Центрального диспетчерского пункта по каналам связи и телеметрии. А также внедрение передовой цифровой технологии контроля и учета водных ресурсов. Все работы по реконструкции и ремонту проводится за счет собственных средств канала. Для надлежащего качества воды в канале проводятся планомерные природоохранные  мероприятия. Они включают в себя заселение водоёма растительноядных видов рыб, а также получение и выращивание мальков. Таким образом идет борьба зарастания водоемов.  На участок биомелиорации приобретён катер и невод для вытаскивания камыша и тростника из водоёмов.

(Черно-белые фото из личного архива Баталова) 

Елена Струтинская
Поделитесь: