Туристический потенциал Алматинской области под угрозой из-за плохих дорог - депутат Жоргенбаев

8 Октября, 17:35 791

Сенатор Жанболат Жоргенбаев обратился к Премьер-министру Олжасу Бектенову с просьбой усилить контроль за госзакупками в сфере инфраструктурных проектов, включая строительство дорог и социальных объектов, чтобы исключить участие некомпетентных компаний. Он также подчеркнул необходимость срочного ремонта дорог к туристическим объектам Алматинской области для развития внутреннего туризма.

Депутат Сената Республики Казахстан Жанболат Жоргенбаев обратился с депутатским запросом к Премьер-министру Республики Казахстан Олжасу Бектенову, в котором осветил проблемы развития инфраструктуры в регионах. В своем обращении Жоргенбаев акцентировал внимание на недостатках, возникающих при строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог и социальных объектов, а также поднял важные вопросы, касающиеся развития туризма, передает El.kz.

Необходимость улучшения инфраструктуры

В своем Послании народу Казахстана "Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм" Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для эффективного развития экономики необходимо уделить приоритетное внимание строительству и улучшению транспортной, энергетической, водоснабжающей и социальной инфраструктуры. Особое внимание должно быть уделено завершению строительства школ, автомобильных и железнодорожных магистралей, а также расширению программы среднего ремонта автодорог.

Жанболат Жоргенбаев, ссылаясь на эти указания, отметил, что на практике существуют многочисленные проблемы, которые препятствуют выполнению этих стратегических задач.

"Мы видим, что правильное формирование стратегического направления развития экономики открыло путь для множества проектов, и одним из самых значимых среди них является развитие инфраструктуры. Однако анализ государственных закупок, проведенный в Алматинской области, показал, что некоторые компании, используя несовершенство действующего законодательства, необоснованно выигрывают конкурсы на государственные закупки по строительству или капитальному ремонту автомобильных дорог и социальных объектов", — подчеркнул он.

Проблемы в дорожном строительстве

Одной из ключевых проблем является участие в тендерах на строительство дорог компаний, которые не обладают достаточным опытом в данной сфере. Это приводит к значительным задержкам и снижению качества выполненных работ.

"В дорожном строительстве региона участвуют компании без соответствующего опыта, либо компании, имеющие опыт в строительстве других объектов, но не автомобильных дорог. Впоследствии они привлекают в качестве субподрядчиков компании с большим опытом в строительстве дорог. Этот устоявшийся процесс создает значительные препятствия", — отметил Жоргенбаев.

Примером таких нарушений депутат привёл случай с ТОО "Ак жол құрылыс", которое было вовлечено в строительство дороги в Карасайском районе Алматинской области. Компания предоставила ложную информацию о своей квалификации, однако, несмотря на это, специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области отказал в признании компании недобросовестным участником закупок.

"Такое решение суда не только подрывает доверие к тендерной системе, но и создаёт опасный прецедент для будущих нарушений", — отметил Жоргенбаев.

Проблемы с социальными объектами

Проблемы, связанные с недостаточным опытом подрядчиков, касаются не только дорожного строительства, но и ремонта социальных объектов. Одним из примеров является ситуация с ТОО "КазЕвроСтрой", которое в течение двух лет не может завершить капитальный ремонт средней школы имени Абылай хана №4 в городе Есик.

"Из-за этого более 2000 детей вынуждены посещать другие школы, что создаёт серьёзные неудобства для семей и детей", — подчеркнул Жоргенбаев.

По мнению депутата, основная причина таких проблем заключается в несовершенстве системы государственных закупок, в которой победителями тендеров часто становятся компании, не обладающие необходимыми ресурсами и квалификацией.

"Многие компании, выигравшие тендеры, не имеют собственной материально-технической базы, такой как дорожная техника, карьеры для добычи инертных материалов или асфальтобетонные заводы", — пояснил Жоргенбаев.

Он также указал на пример приостановки ремонта автодороги "Узынагаш-Отар" на участке 101-143 км из-за недостатка профессиональных компетенций управленческого и административного персонала.

Необходимость усиления контроля за тендерами

Жанболат Жоргенбаев выразил мнение, что для исправления сложившейся ситуации необходимо усилить контроль за проведением государственных закупок и обеспечить соблюдение норм законодательства.

"Азиатский банк развития выделяет значительные средства, однако их освоение возможно только при наличии у компаний определённого опыта и возможностей в установленные сроки. В Казахстане таких компаний крайне мало, а иностранные компании, соответствующие требованиям банка, привлекают в качестве субподрядчиков местные компании. Некоторые компании выигрывают тендеры сразу по нескольким лотам", — отметил Жоргенбаев.

Депутат также предложил рассмотреть вопрос об усилении ответственности подрядных организаций, предлагая пересмотреть нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан для правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении судебных споров, связанных с государственными закупками.

Туристический потенциал Алматинской области

Помимо вопросов строительства и ремонта дорог, Жоргенбаев обратил внимание на проблемы, связанные с развитием туризма в Алматинской области.

"Состояние автомобильных дорог, ведущих к туристическим объектам региона, также вызывает серьёзные опасения", — подчеркнул он.

По его словам, дороги, ведущие к таким ключевым туристическим объектам, как "Кольсайские озера", "Шарын", "Иле-Алатау", находятся в плохом состоянии.

"Низкое качество дорожного покрытия, отсутствие необходимой дорожной инфраструктуры, недостаточная доступность в зимний период и нехватка качественных указателей и информационных табличек создают серьёзные препятствия для развития туризма в регионе", — отметил Жоргенбаев.

Он предложил уделить особое внимание капитальному ремонту дорог, ведущих к озеру Каинды в Кегенском районе, и каньону Шарын, а также ремонту других важных участков, таких как дорога Есик-Саймасай (Александровка) и участок "Сункар-Каншегель-Топар-Куйган" в Жамбылском районе.

Завершение и выводы

В заключение Жанболат Жоргенбаев подчеркнул, что успешное развитие инфраструктуры в Казахстане возможно только при мощной политической поддержке и межведомственном взаимодействии.

"Для успешной реализации этих проектов необходимо обеспечить мощную политическую поддержку на всех уровнях, активизировать межведомственное взаимодействие, а также углубить сотрудничество между государственным и частным секторами", — заключил депутат.

Он также добавил, что создание рейтинга дорожных строительных компаний в регионах, исключение компаний без соответствующего опыта из государственных закупок и усиление контроля за наличием материально-технической базы у подрядчиков станет важным шагом на пути к созданию в Казахстане устойчивой системы управления инфраструктурой.

"Такой комплексный подход будет способствовать созданию в Казахстане устойчивой и функциональной системы управления инфраструктурой", — подытожил Жоргенбаев, выразив уверенность в том, что данные меры положительно отразятся на экономическом росте страны и улучшат условия жизни населения.

Данияр Бейсембаев
Поделитесь: