Предыстория
В первой половине IX-века на территории Семиречья существовало мусульманское феодальное государство. Караханидское государство включало области Кашгар и Семиречье. С приходом к власти караханидов в архитектуре этих двух областей, также, как и всей Средней Азии, происходили качественные изменения. По данным историков, древний Тараз, бывший ханской ставкой караханидов, в этот период достиг своего наибольшего расцвета.
Распространение исламской культуры среди городского населения нашло отражение в монументально-культовой архитектуре — мавзолеях, сооруженных в память знатных феодалов. В Таразе и его округе были построены мавзолеи Бабаджи-Хатун, Айша-Биби и мемориальный комплекс Карахана.
Фото silkadv.com
В современном Таразе до сих пор сохранились остатки памятников некогда процветающей караханидской архитектуры. Многие историки сходятся во мнении, что наиболее ранним из них является мавзолей Карахана. Существует ряд легенд по поводу этого сооружения.
Легенды об Аулие-Ата-Карахан
По одной из них, Аулие-Ата-Карахан был потомком известного суфийского поэта и мистика тюркоязычного мира легендарного Ходжи Ахмеда Ясави. Другая же легенда рассказывает о том, что якобы мавзолей был воздвигнут в честь «святого» из Средней Азии, который прибыл в Тараз насаждать мусульманство. Многочисленные мнения о том, что это сооружение является сколько не мемориальным памятником, а религиозным и культовым объектом караханидской культуры подтверждает надпись над входом в мавзолей: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».
Фото http://culturemap.kz
Третье же предание гласит, что, мавзолей Карахана носит имя самого хана, который построил мемориальный памятник в честь святого из Средней Азии. Однако, подлинное имя этой исторической фигуры до сих пор остается загадкой, но исследователи единогласно утверждают, что тот был всемогущим ханом династии Караханидов, который и основал свое государство. По предположению историков, владыка Кара хан был первый, кто принял мусульманство на территории Семиречья.
В свое время слава об этом хане гремела и за пределами караханидского государства. Исторически его описывали как скромного хана, который несмотря на свои несметные богатства, предпочитал жить незаметно среди народа. Редко показываясь в обличии хана, этот человек вершил справедливость, прикидываясь батыром. Есть даже легенда о том, как он подчинил себе царя цверей – могущественного льва. Легенда гласит, что Кара хан передвигался на нем, словно седлал коня.
Он был известен также и своей строптивой супругой, которую в свое время он не мог усмирить. На вопрос близких поданных, почему, когда весь мир сложил перед ханом голову, его супруга до сих пор смеет ему возражать, Кара хан отвечал: «Я тысячу раз благодарен Аллаху за строптивый характер моей жены. Увидев, что весь мир склонил передо мной голову, разве не стал бы я считать себя выше других, обманувшись хитростью дьявола, попав в ловушку своей гордыни? Благодаря своей супруге я всегда помню, что являюсь лишь одним из рабов Всевышнего. И это позволяет мне всегда оставаться смиренным перед ним».
До и после реконструкции
Мавзолей Карахана является одним из выдающихся произведений древнего зодчества, который по сей день восхищает своей красотой ценителей архитектуры и приковывает внимание многих исследователей и уфологов. Это не случайно, так как по данным археологических раскопок, для отделки этого объекта применялись до 30 разных видов фигурных кирпичей, изготовленных с особым высоким мастерством, что являлось редкостью на тот период. Но, к сожалению, его первозданный облик не сохранился до наших дней. В 1906 году он был полностью реставрирован. И при укреплении конструкции мавзолей утратил первоначальный архитектурно-декоративный облик.
По данным исследователей, ранний мавзолей Карахана до реставрации был портально-купольным сооружением, который представлял собой центрическую композицию. Войти в мавзолей было возможно только через стрельчатую арку. А она опиралась на трехчетвертные колонки, выложенные спаренными кирпичами. Подобным образом была оформлена арка, охваченная П-образными, слегка выступающими рамами, выведенными кладкой кирпичей. Мавзолеи имел декоративный портал, который еще не был выделен в самостоятельный объем, что характерно для архитектуры XI в. По обе стороны декоративного пор¬тала были расположены парные верти¬кальные орнаментированные полосы, имеющие более крупные ромбовидные узоры.
Для отделки мавзолея применялся фигурный кирпич, различные но формату (до 30 разновидностей). Очевидно, этим кирпичом, поверхность которого оформлена то в виде восьмерки. то в виде рельефно выступающих клинчатых кирпичиков с крестообразным узором, было обрамлено пространство портала между рамами. По сюжету они напоминали изразцы мавзолея Айша-Биби. Сегодня же стены мавзолея снаружи отделаны современным кирпичом. А некогда былое величие исторического памятника напоминают внутренние стены, сложенные из кирпичей караханидского времени.