Супермаркеты VS базары и рынки: что выбирают казахстанцы?

31 Октября 2022, 20:51 2262

Комитет по защите прав потребителей провел социологическое исследование

Сравнение качества обслуживания в супермаркетах и на рынках проводилось в рамках исследования Комитета по защите прав потребителей МТИ РК, передает El.kz со ссылкой на Ranking.kz.

В РК наблюдается ежегодный рост объема розничной торговли. За январь–сентябрь текущего года показатель составил 10,6 трлн тг — на 15,7% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в стоимостном выражении, и на 1,4% — в физическом объеме. Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли пришелся на Алматы (32,0%), Астану (12,2%), а также на Карагандинскую (8,5%) и Восточно-Казахстанскую (6,2%) области.

За пять лет объем ритейла вырос на 70,2%. С развитием торговли и усовершенствованием процессов продажи и предоставления услуг в современном обществе нередко встает вопрос, где осуществлять покупки — в современных супермаркетах или на рынках.

Согласно опросу потребителей, целью которого было определение уровня удовлетворенности населения теми или иными видами услуг, наивысший балл среди 20 сфер деятельности предприятий от жителей РК получили именно супермаркеты и магазины. Уровень удовлетворенности деятельностью супермаркетов и магазинов в целом по стране составил 87,4%, а в шести регионах — более 90%.

При этом уровень удовлетворенности работой рынков составил 82,1%, это четвертое место в общем рейтинге сфер деятельности оцениваемых казахстанцами предприятий.

Однако важнее здесь даже не уровень удовлетворенности, а обратный показатель — степень неудовлетворенности потребителей. И здесь рынки РК вошли в десятку сфер-антилидеров по оценкам респондентов. Весьма не удовлетворены услугами рынков сразу 13,3% потребителей. В отдельных регионах показатели рынков еще хуже: так, в Астане работу рынков оценили как неудовлетворительную 27,7% опрошенных, в Алматы — 23,1%, в Жамбылской области — 22,6%.

В деятельности рынков были отмечены такие проблемы, как несоответствие качества товара или услуги, а также отсутствие информации о товаре или предоставление продавцами недостоверных данных и прочее. Кроме того, было отмечено, что на рынках часто не выдаются фискальные чеки — это приводит к спорным моментам при защите прав потребителей. Напомним: невыдача чека контрольно-кассовой машины или выдача чека на неверную сумму влечет за собой административную ответственность.

В целом потребители сталкиваются со следующими проблемами:
- несоблюдение санитарных норм;
- непредоставление фискального чека;
- оскорбительное поведение продавца;
- отказ в обмене (возврате) товара;
- несоответствие качества товара или услуги;
- прочее.

Тем временем супермаркеты ожидаемо вошли в тройку сфер с наиболее низким уровнем неудовлетворенности клиентов — это, по сути, показывает, что свой выбор казахстанцы уже сделали.

EL.KZ
Поделитесь: