Шакарим Сейсенбай: Не должно быть так в школах

18 Октября 2021, 12:00 4900

Три года назад молодой учитель биологии, выпускник Назарбаев Университета Шакарим Сейсенбай возглавил столичный лицей №54. Все ждали от него инноваций в обучении, а он сначала … отремонтировал санузлы. Сейчас Шакарим Сейсенбай возглавляет городское Управление образования. Мы поговорили с ним о школьной трансформации, трехсменках и мотивации учителей.


- Шакарим Толыбаевич, я помню, как три года назад, когда вы возглавили лицей №54, реализовывался пилотный проект подушевого финансирования. Все с интересом наблюдали, как вы выстроите политику управления школой. Что было главным для вас на тот момент?

- У меня и моей команды была задача создать в государственной школе условия, не уступающие условиям в лучших специализированных школах. За плечами у меня был опыт работы в НИШ, РФМШ, «Дарын». Мы знаем, что в таких школах и по бюджету, и по условиям, которые создаются учителям, подход другой. Мы провели анализ. Выяснилось, что нет элементарных функциональных зон для педагогов, учащихся, нет системного подхода менеджмента в школе для того, чтобы решить такие проблемы, как: нехватка компьютеров, картриджей, бумаги... В первый год мы открыли хороший учительский кабинет, сделали функциональную зону для детей, коворкинг, зону рекреации, кабинет интеллекта, провели ребрендинг – подготовили несколько видов логотипов, учащиеся сами проголосовали и вместе его выбрали – так у них повысилась приверженность, осознание, что каждый из них - часть этой школы. В планах было создавать инфраструктурные условия и по качеству образования - внедрить международные стандарты. Есть стандарты Council of International Schools, такую аккредитацию проходят НИШ, частные международные школы. И мы подумали, почему бы не постараться получить эту аккредитацию. Мы прошли 1 этап, был визит от экспертов данного сообщества, они пришли в школу и дали свою рекомендацию. Сейчас школа все еще в процессе прохождения оставшихся этапов.

- Вы рассказывали о проводимой работе в соцсетях, верно?

- Да, и это помогло найти хороших спонсоров, поэтому получилось открыть несколько новых кабинетов. Мы стали думать шире, хотели создать ещё лучше условия и пришли к тому, что необходимо поменять санузлы. Воспитание начинается с чистоты, ребёнок должен видеть всё хорошее, не должен находиться в среде, где грязно, неудобно. В первую очередь многие говорят, что школа должна уделять основное внимание качеству обучения. Да, я согласен, качество образования — это важный момент, но для того, чтобы ребёнок эффективно учился, нужен комфорт. Это столовая, питание, санузлы, школьная культура. Ребенок должен каждый день ходить в школу с большим желанием. Он не должен думать, что я войду сейчас в школу, а там встречает завуч по воспитательной части и будет ругать за форму: «Где форма, почему не носишь?!». Представьте, ребенка встречает такая администрация или вахтёрша, он идёт на урок и заходит в санузлы, где нет никаких условий. Как он будет себя чувствовать? Будет ли у него желание учиться? С каким настроением школьник начинает свой день после такой агрессии? Не должно быть так в школах. Обычно с утра никто не здоровается, на часах 7:45 - у всех лицо серьёзное, уставшее. У нас был выбор: либо сначала сделать хорошие лаборатории физики, химии, либо сделать так, чтобы все санузлы в школе были, как в хороших торговых центрах. Мы решили, что санузлы важнее, потому что воспитание начинается с привычки соблюдения чистоты и порядка.

- Уверена, что вас критиковали.

- Конечно. Говорили, что уходят баснословные средства, дети все равно будут ломать и так далее. Мы рискнули и потратили порядка 35 млн. тенге на все санузлы, некоторые из них использовались в виде склада, мы все их открыли, сделали ремонт. 1 сентября дети пришли в школу и были в хорошем смысле шокированы идеальным порядком, ремонт понравился и родителям. Это был очень хороший кейс. Самое интересное, что в школе учится 2800 детей, никто из них ничего не ломал. После этого в министерстве обратили внимание на проблему туалетов, начали закрывать уличные санузлы в регионах, выделять средства на такие вещи.

- Каковы стали показатели успеваемости, они повысились?

- Проработал я в этой школе три года, на втором году наши выпускники - шестеро - поступили в Назарбаев Университет, один поступил в Гонконгский политехнический вуз. Мы смогли показать детям, что у них есть горизонт, они не должны ограничивать себя только местными вузами. Наши одиннадцатиклассники в то время боялись даже идеи, когда мы говорили, что вы можете поступить в Назарбаев Университет. Почему? Потому что не верили, что могут поступить. Они думали, что в Назарбаев Университет поступают дети из специализированных школ. Наша задача была - дать импульс, но один импульс, одна мотивация не решают вопрос, мы должны создавать условия. Важно дать понять, что мы верим в них, уважаем их личность, что администрация доверяет детям. И когда ты говоришь, что ты можешь поступить в топовые вузы, ребёнок воспринимает это по-другому. Он задаётся вопросом: что для этого должен сделать я? Дальше дело контроля. Я не сторонник измерять успеваемость в процентах. Рост с 70% до 75% - это ни о чём не говорит. Мы не должны ограничивать себя определёнными цифрами, потому что школа - это место не для штамповки оценок. Это место для всестороннего раскрытия потенциала ребёнка. Он может достигать не только академических результатов, но и спортивных, творческих. Школа лишь создает комфортные условия для этого. Мы не должны работать для отчетов или комиссии.

- Как такой подход изменил работу коллектива?

- Учителя стали более открытыми, креативными. Когда учитель не думает, где ему взять бумагу, распечатать методические задания, появляется желание улучшать свою работу. Мы изменили в школе атмосферу, и это сразу отразилось на настроении коллектива, появилось желание работать. Я бы хотел, чтобы учителя до конца поняли международные стандарты, эффективность этих стандартов, чтобы они, адаптировав их, применяли полностью в школе. Думаю, сейчас, они продолжают эту работу и сумеют достигнуть поставленной долгосрочной цели. Трех лет для этого не хватит.

- Как вы планируете изменить условия в других школах города?

- Считаю важным масштабировать опыт, о котором я рассказал. Необходимо создавать условия, открывать современные кабинеты – модернизированные. Сейчас мы планируем модернизировать библиотеки, кабинеты, санузлы, менять менеджерский подход в школах, администрация должна быть открытой. Порядка 70% вопросов решаются, если меняется система менеджмента. Дальше важно смотреть системно - создавать новые проекты, акцентировать внимание на более исследовательские вещи, создавая при этом комфортную школьную инфраструктуру – это в первую очередь. Второй момент - это педагогический состав, который должен постоянно профессионально развиваться. У нас есть отдельная организация - Центр модернизации образования, где активно занимаются повышением квалификации наших педагогов.

- Перегруженность школ очень беспокоит родителей. Президент в своем послании тоже упомянул о проблеме трехсменок. Сколько сейчас трёхсменок в столице, когда они разгрузятся? Мы знаем, что 59 школа самая перегруженная, почему для её разгрузки не построили ещё одну школу, ведь даже планируемая пристройка ситуацию особо не изменит?

- В плане этого года открыть 15 школ, из них первого сентября открыли 9, остаётся 6. Пятнадцать школ – это примерно 40 тысяч дополнительных школьных мест. Мы понимаем, что эти школы полностью не решат проблему. Поэтому планируется с 2022 по 2024 годы так же активно строить школы. У нас в этом году открыли 4 ГЧП-школы на 4 тысячи мест каждая, таких школ у нас будет 6 в целом. Мы активно рассматриваем пристройки к уже существующим школам. Касательно ситуации вокруг школы №59, мы запустили процесс пристройки. Плюс к этому, рядом с этой школой, планируется школа на 1200 мест. Процесс запустили, ожидаем финансирования, государственной экспертизы, планируем к следующему году начать этот процесс. По городу трёхсменных школ четыре, это: 53,59,83 и 27.

- Сколько сейчас школ в классах, которых обучается более 25 учеников?

- Во всех школах в классе больше 25 детей, до 30. У нас перегружены начальные школы.

- Как обстоят дела с кадрами в школах?

- Не хватает учителей начальных классов, учителей русского языка, педагогов со специализированным образованием - дефектологи, логопеды и т.д. Как мы решаем вопрос? Недавно выделили тысячу грантов - госзаказ на ТИПО в колледже по преподавательским специальностям, отдельно выделили 450 грантов на высшее образование, чтобы подготовили кадры по этим же специальностям.

- Сейчас многие родители разочарованы качеством современного образования в государственных школах и вынуждены переводить детей в частные. Деньги на школьное обучение есть не у всех семей. Исследователи PaperLab в своих работах говорят, что отмечается рост образовательного неравенства. У вас есть решение этой проблемы?

- Всё зависит от педагогических кадров и степени перегруженности школ. Вопрос кадров решаем своими силами, готовим их, постоянно организовываем курсы профессионального развития. Второй вопрос акимат решает системно, он не решится в течение одного года. Плюс к этому важно поддерживать частные школы, потому что они быстрее могут строиться и открываться. Живая конкуренция повлияет и на стоимость обучения, и на качество знаний. В идеале школы должны функционировать в одну смену, это проблема не только в нашем городе, но и по всей республике.

- Когда в школе трёхсменка, класс переполнен, то естественно, что среди школьников возникает буллинг, у вас есть конкретный план решения этой проблемы? Есть ли в школах телефон доверия, куда может обратиться каждый школьник? 

- Во всех школах работают психологи. Кроме этого есть колл-центр 8 (7172) 55-68-51 , куда могут обратиться дети, телефон доверия 111. Есть также платформа «Алматея», там выявляем детей, которые находятся в тревожной зоне. Для учителей проводим специальные тренинги, в том числе по психологической поддержке. Некоторые школы проводят такие работы, как "Медиация". Школа должна акцентировать внимание на работе с родителями и учителями - организовывать семинары, тренинги, актуализировать тему буллинга и вести профилактику.

Дина Ораз
Поделитесь: