Половое просвещение. Стоит ли говорить с подростком «про это»?

29 Ноября 2021, 17:09 4360

Как часто мы говорим с детьми о половом созревании или половом просвещении? Обычно эта тема для многих родителей табу. Большинство родителей в первую очередь думают об образовании своих детей, нежели о просвещении в вопросах сексуально-репродуктивного здоровья. До сих пор поднимать этот вопрос и обсуждать его в некоторых семьях считается постыдным. Вместе с психологом Ириной Юсуповой мы постарались понять, как деликатно поговорить на тему полового созревания с детьми.

Подросток должен иметь представление об определённом наборе знаний соответствующем возрасту, половому созреванию, репродуктивной системе. Однако в обществе все еще принято считать, что подростки - это дети, которые не должны заниматься сексом, а значит с ними не нужно обсуждать эту тему.


- Половое просвещение нужно начинать чем раньше, тем лучше. Это же не только про секс. Это и про права, и про безопасность, и про анатомию, и про размножение. Это даже про чувства и эмоции. Важно раскрыть с ребёнком такие темы, как разница полового созревания у мальчиков и девочек, домогательства. Обязательно расскажите про правило "нижнего белья" или иногда его называют еще " правило трусиков", его можно найти в интернете, а если коротко, то это о том, что никто не может прикасаться, смотреть на зону твоего тела, которую покрывает купальник. Так же и ребёнок не может это делать по отношению к кому либо. Называйте вещи своими именами. Никаких "колокольчиков"; "печенек"; "пирожков" и так далее. Поговорите о разных способах контрацепции, о времени начала половой жизни, - говорит психолог Ирина Юсупова.

В декабре 2016 года Указом президента была утверждена Концепция семейной и гендерной политики в Казахстане до 2030 года. В ней прописаны проблемы подростковой беременности, абортов в раннем возрасте, ранних браков, являющиеся следствием непросвещённости в сексуально-половых вопросах. Согласно документу, инструмент борьбы с проблемами - это расширение программ обучения подростков и молодёжи в вопросах охраны сексуального и репродуктивного здоровья, безопасное сексуальное поведение, профилактика нежелательной беременности, передач ВИЧ/ИППП» в системе профессионально-технического и среднего образования.

Проблемы полового просвещения в Казахстане подробно изучили эксперты исследовательского центра PaperLab. В работе «Половое просвещение в системе школьного образования Республики Казахстан: учить нельзя, молчать?» авторы отмечают, что по национальному исследованию, проведённому в Казахстане в 2012 году ЮНФПА, 64,6% подростков с 15-19 лет, вступают в половой контакт в школьном возрасте. До 15 лет свой первый сексуальный опыт получили 13,6%. Ежегодно, согласно исследованиям экспертов, у девушек до 18 лет регистрируется 7 тысяч беременностей. Чем дольше общество игнорирует и закрывает глаза на эту проблему, тем более печальными будут последствия. Если признать данность проблемы, что подростки в Казахстане живут половой жизнью, эксперты ЮНФПА рекомендуют обязательно ввести в программу школьного образования часы «Полового просвещения». По их оценкам, это снизит нежелательные последствия репродуктивной неграмотности и поможет подросткам уважительно относиться друг к другу по принципу равенства полов.

Психолог Ирина Юсупова рекомендует не пускать ситуацию на самотек, даже если родители никогда не поднимали тему полового просвещения в раннем возрасте, до начала пубертатного периода.

- Сколько бы лет ребёнку ни было, важно начать разговор. Сейчас есть разные помощники. Например, есть одна настольная игра Steps, которая помогает поговорить о важном и сложном. Она состоит из набора карточек с вопросами, а также линейки ходов. Участники могут ставить друг другу лайки и дизлайки, как в социальных сетях, это помогает превратить процесс беседы в живую игру. Подростков иногда сложно вытянуть на разговор. А игра помогает настроиться на разговор и запустить его процесс, а там уже может выйти далеко за пределы игровых вопросов. Такое переключение позволяет им сбросить напряжение от обсуждения непростых тем, а взрослому сигнализирует о том, какая тема наиболее сложная, задевающая. И примеров таких помощников сейчас масса. Главное - осознавать потребность в них и искать, - говорит психолог Ирина Юсупова.

Авторы исследования отмечают, что образовательная программа полового просвещения должна содержать соответствующие материалы с младших до старших классов для каждого возраста и быть полноценным компонентом образовательного процесса. Раннее наступление полового созревания ведёт к ранней сексуальной жизни, сожительству, браку, негативно отражаясь на сексуальном здоровье молодых людей. Половое просвещение должно подготовить подростков к безопасному сексуальному поведению как до, так и после начала половой жизни. Половое просвещение подростков способно сократить риски вступления в половую жизнь, способствует развитию недискриминационных и уважительных отношений между полами это показывают исследованиям проекта ЮНФПА по внедрению «Валеологии» в колледжах Казахстана.

- Пора активных споров о том, нужно ли половое просвещение, прошла. И большая часть родителей понимает, что дети, конечно, сами вырастут с нашей помощью или без. "Сами вырастут, нам вон ничего не рассказывали и ничего людьми выросли, - говорит обычно старшее поколение. С другой стороны, вокруг столько информации, которая влияет на детей, и хорошо, если родитель понимает важность обсуждения таких тем со своим ребёнком. А пускать на самотёк это, безусловно, ошибка. Но важно помнить, что ошибкой также может быть начать разговор, но самому не быть правильно информированным в той или иной теме. Ошибкой может быть неправильно подобранное время и место. Также важно разделять между родителями, кто с кем из детей поговорит, и о чём. Потому что в некоторых семьях папа вдруг рассказывает дочери о менструальном цикле, это не совсем верный подход, - предупреждает Ирина Юсупова.

- Диалог нужно строить, как и с любым другим человеком от которого вы ждёте искренности и открытости. Конечно же, нужно открываться первыми, рассказывать честно о себе и своих мыслях и чувствах, о том, что с вами происходит. И эти истории, чувства не всегда могут быть позитивными, ведь в жизни случается всякое. Так, например, одна мама рассказывала своей дочери, как она испугалась первой менструации, потому что ей про это не рассказала её мама. Или как папа рассказывал свой первый неудачный опыт одевания (надевания) презерватива и потом даже поделился с сыном лайфхаком. Подростки очень ценят честность, поэтому главное быть искренним.


Эксперты отмечают, что в процессе формирования личности подростка важно оказать ему поддержку, задать правильные ориентиры и обеспечить качественной информацией в сложный период взросления, когда он жаждет независимости, находится в поисках своей идентификации, экспериментирует, выстраивая отношения, учится ответственности и постигает ценности жизни.

О сексуально-репродуктивном здоровье нужно говорить, считают эксперты PaperLab. Это неотъемлемая часть здоровья человека, одно из важных условий гармоничного функционирования человека в обществе. Здоровье подростков является основой экономического процветания государства, его созидательным и демографическим потенциалом. Репродуктивная неграмотность населения является острой социальной проблемой. Чтобы подвигнуть общество к её осознанию, нужно в первую очередь принять её существование, так как она скрывается под заголовком какой-нибудь новости о брошенном младенце несовершеннолетней матерью, беременной школьнице совершившей суицид или убившей собственного ребёнка из-за осуждения общества, боязни перед семьёй. Наше общество в этот момент начинает говорить о воспитании, нравственности, поведении молодёжи, осуждая родителей, семью, призывая усилить религиозное образование и сохранять моральные устои. Но никто не задумывается, как избежать этого, предупредить, не доводя до трагических случаев. В этом отношении половое воспитание является предупредительной мерой от непоправимых ошибок в жизни молодого поколения.

В своем исследовании эксперты отмечают, что в 1996 году «Изучение человека и общества» было обязательным предметом в Эстонии, его составным компонентом была секция о сексуальном воспитании и просвещении, что привело к успешным результатом: снизился уровень абортов среди подростков 15-19 лет на 61%, уровень рождаемости повысился на 59%. Сократился уровень заражения ВИЧ в 2001 году с 560 до 25 в 2009 году. Случаи заражения сифилисом в 1998 году с 116 до 2 в 2009 году, гонореей в 1998 году с 263 до 20 в 2009 году. Таким образом, введение полового просвещения в Эстонии привело к значительным успехам. Суть реформы: введение обязательного предмета в школьную программу и создание центров, дружественных молодёжи. Специалисты предлагают действующие центры здоровья молодёжи в Казахстане реорганизовать с учётом имеющихся комплексов проблем, повысить квалификацию специалистов, работающих в этих центрах, разработать систему анализа эффективности и мониторинга деятельности центров. Исследователи обращают внимание на опыт реализации волонтерского проекта «Равный-равному» - Y-PEER - инструмент просвещения для молодёжи. В ходе проекта подростки прослушивали специализированные тренинги и курсы по вопросам репродуктивного здоровья и передали эти знания своим сверстникам. Именно из уст равного по возрасту и статусу человека для подростков проще воспринять и усвоить деликатные вопросы, что видно было из проведённых опросов среди студентов вузов. Общедоступность контрацептивов является существенным элементом становления системы полового просвещения молодого поколения.

Исследователи отмечают, что дистанция между национальными, религиозными, психосексуальными культурами велика в Казахстане, общество придаёт сохранению традиций важное и эмоциональное значение, сводящееся часто к обсуждению проблем пола на идеологическую почву. Авторы работы пишут, что половое просвещение – это предоставление достоверной и научно обоснованной информации подросткам, обучение основным жизненным навыкам критического мышления, общения, способности к самосовершенствованию, принятию решений и ответственности, воспитание позитивных установок и ценностей: самоуважения, открытости. Нужна кампания всеобщего просвещения и повышения квалификации преподавателей биологии, самопознания, физической культуры, способных адекватно и правильно донести содержание курса полового просвещения до школьников, учитывая, что за пределами школы получить надёжное, структурированное, научно-выверенное знание о половых отношениях значительно труднее.

Исследователи предупреждают, что воздержание, запреты, запугивания, не полное информирование о методах контрацепции, привязка к религии, не эффективны в половом просвещении. По данным исследования, в Казахстане за 2017 год 95 тысяч женщин искусственно прервали свою беременность, среди них подростки 15-17 лет – 2218, младше 15 лет -16 человек. По официальной статистике, каждая третья женщина в нашей стране прерывала беременность на ранней стадии. Это свидетельствует о наличии глубоких проблем в сфере здравоохранения и образования в государстве и обществе в целом. В Казахстане до сих пор нет единой программы по сексуальному образованию для детей и подростков, и если и ведётся работа, то личными инициативами отдельных людей или НПО.

Даже в условиях централизованного подхода к половому просвещению со стороны учебных заведений и всеобщего доступа информации «про это» в интернете, психолог Ирина Юсупова рекомендует родителям открыто обсуждать вопросы секса с детьми дома.

- Конечно, в интернете есть масса всего, - говорит она. - Но готовы ли вы перепоручить такую ответственность как половое просвещение бездушной машине? Я знаю много историй подрастающего поколения, которые посмотрев порно-сайты или почитав разные паблики, сделали совершенно неправильные выводы. Это повлияло на самооценку человека вплоть до возникновения психологических проблем.

Дина Ораз
Поделитесь: