Роль исторической науки в контексте модернизации

29 Мая 2017, 15:54 7804

Этот проект можно отнести к успехам и достижениям современного Казахстана

25 мая 2017 года на базе ЕНУ им.Л.Н. Гумилева Национальный конгресс историков провел свой IV Конгресс историков «Модернизация общественного сознания и новые задачи исторической науки». В нём приняли участие более пятисот человек: представители историко-гуманитарной науки и образования со всех областей страны, парламентарии и зарубежные гости. Как отметили организаторы, главная цель четвёртой встречи была поддержка инициатив Главы государства Нурсултана Назарбаева в сфере модернизации общественного сознания и духовного возрождения.

Ректор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, академик НАН РК, д.и.н., профессор, председатель Национального конгресса историков Казахстана Е.Б.Сыдыкова на заседании.

Уважаемые представители интеллигенции!
 Уважаемые участники Конгресса и коллеги!

12 апреля 2017 года президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил со стратегически и исторически значимой программной статьей - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 
Модернизация общественного сознания как основа и фундаментальное условие духовного возрождения и пассионарного подъема общества в статье предлагается через новое осмысление позитивного исторического опыта, обычаев и традиций народа, опору на лучшее достижение государства и международного сообщества, сохранение национального кода.

«Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены»,- так емко и точно президент сформулировал свой взгляд на будущую архитектонику нашего общества. 

Уважаемые коллеги!

Понимая важность поставленных задач перед обществом, перед нами – учеными (историками и обществоведами) по модернизации общественного сознания, хотелось бы отметить, что в настоящее время нас ждут конкретные дела и проекты. Работа в этом направлении уже началась. В регионах, в ряде министерств созданы специальные комиссии, действуют экспертные советы.

Так, на базе нашего Евразийского национального университета прошло заседание Центрального экспертного совета, который мне доверили возглавить. Нами осуществляется проект «Консультативные подходы к реализации программы «Туған жер», внесен ряд предложений по проектам и программе в целом на рассмотрение.

Исходя из вышесказанного и, учитывая то, что в работе Конгресса принимают участие не только историки, но и ученые-обществоведы, разрешите вынести на ваше рассмотрение ряд конкретных проектов, напрямую касающихся основных направлений, обозначенных в статье Главы государства.

Первое. По проекту поэтапного перехода казахского языка на латиницу.

Прежде всего, позвольте от имени Конгресса историков страны, от имени обществоведов поддержать данное поручение Нурсултана Абишевича Назарбаева. Это одна из самых интегративных идей Президента страны. Нам, историкам,  уже на этом этапе  необходимо сформулировать обоснованный перечень исторически значимой национальной литературы, как художественной, так и научной, архивной, государственной, общественно-политической, которую, в первую очередь, необходимо будет «переложить» на латиницу. Этот перечень приблизительно может состоять из 8-10 тысяч наименований литературы. Следует собрать предложения от всех представителей наук, регионов и отраслей.

Второе. По проекту «Новое гуманитарное знание «100 новых учебников». 

Это реальный шаг повышения качества отечественного образования и его интегрированности в международное пространство. Из 100 зарубежных учебников, которые будут переведены на казахский язык, в учебный процесс должны быть внедрены книги по всемирной истории, истории страны и истории тех или иных событий, знаний (религий, науки, образования, государства и права). 

Поэтому предлагаю Конгрессу определить сроки сбора предложений и внести их в Министерство образования и науки страны в течение одного месяца. Наверное, в этом направлении должно найти свое место решение вопроса о полном обеспечении учебниками дисциплин по всем историческим специальностям в вузах и колледжах страны. Конгресс мог бы взять на себя координирующую функцию в решении этой важной задачи.

Третье. По программе «Туған жер».

Данный проект полностью касается историков и ученых-обществоведов. Мне как соруководителю этого проекта хотелось бы более подробно остановиться и заострить ваше внимание на следующих предложениях.  
Во-первых, о внедрении курсов и учебных программ по «Краеведению» и «Өлкетану». Эту задачу ставит перед нами Глава государства.Поэтому нам необходимо в срочном порядке разработать типовую программу и издать учебники для школ и колледжей по всем областям, городам Астаны и Алматы. Учебники по истории регионов могут быть подготовлены в оперативном порядке нашими коллегами, в том числе и присутствующими в этом зале. 

Во-вторых, мы хотим предложить региональным вузам и колледжам, чтобы студенты гуманитарных специальностей в летний период активнее принимали участие в работе фольклорных, историко-этнографических и археологических экспедиций. Привлечение студентов к экспедициям позволит приобщиться молодежи к национальной истории и культуре. Молодой человек, прикоснувшийся однажды к живой истории и культуре, всегда будет любить и уважать свое Отечество.

Именно поэтому на нашем Конгрессе мы презентуем совместный проект «Информационно-познавательная экспедиция «Туған жер»» при активном участии Тюркской Академии, газеты «ЕгеменҚазақстан», Национального Конгресса историков Казахстана и Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева.

Первая экспедиция уже стартует через несколько недель в Тургайском крае по восстановлению останков выдающегося сына казахского народа - Кейкі батыра. Об этом совместном проекте подробно доложит президент Тюркской академии - Дархан Қыдырәлі.

В-третьих, понятия «Атамекен» и «Туған жер» начинаются с малой Родины - села, поселка, в котором ты родился и вырос. Поэтому в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева было принято решение выпустить серию книг под общим названием «Туған жер тарихы».

Мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, принять активное участие в этом проекте. Уже сегодня состоится презентация первых книг из этой серии – «Астана: прошлое и настоящее» и «Саржал». 

В-четвертых, в рамках Конгресса предлагается выполнить проект по созданию базы краеведческих тем по дипломным, магистерским и докторским диссертациям по наиболее актуальным проблемам исторической науки. 

В-пятых, еще в 1995 году были утверждена Концепция формирования исторического сознания. Прошло уже 22 года, и многое изменилось, в том числе, в понимании самого процесса. Поэтому было бы целесообразно рассмотреть вопрос о принятии нового варианта Концепции в русле ключевых идей статьи Президента страны. 

В-шестых, основным звеном краеведческой работы в регионах выступают областные музеи. Нельзя не отметить, что отсутствует единый подход к формированию музеев исторической периодизации, качеству оформления стендов и т.д. Назрела необходимость разработки унифицированной Концепции (или модели) региональных историко-этнографических музеев, приведения к исторической ценности тех или иных экспонатов и разделов.  

В-седьмых, продолжая тему модернизации музейного дела в Казахстане, назрела объективная необходимость в создании специализированных тематических музеев. Например, музея «Золото Великой степи» или «Кочевая цивилизация». Даже тема отдельного музея «Казахская юрта» достойна всестороннего рассмотрения. Думается, что такие проекты аккумулируют духовное начало музейных экспозиций. 

В-восьмых, каждый регион старается издавать свои областные энциклопедии. Приходится констатировать отсутствие системного подхода к их формированию, потому что в энциклопедии включаются материалысубъективного характера. В связи с этим предлагаю разработать региональные энциклопедии, включая  Астану и Алматы по унифицированной концепции.  

В-девятых, назрела необходимость в доработке и переиздании многотомной энциклопедии «Казахстан»на шести языках. Может, есть необходимость приблизить ее структуру и композицию к стилю энциклопедии «Британика».

В-десятых, назрела потребность в разработке многотомных фундаментальных трудов,посвященных судьбоносным этапам истории казахского народа,отечественными историками. В этом плане необходимо издать монографию по национально-освободительному движению казахского народа. В этом году исторические даты - 100-летие Алашской автономии, 80-летие массовых сталинских репрессий можно было сопроводить изданиями серий монографий. 

В-одиннадцатых, следует рассмотреть вопрос модернизации учебного процесса гуманитарных дисциплин в средних общеобразовательных школах. В частности, следует ожидать коренного изменения содержания предмета «Человек и общество». Возможно рассмотрение замены этого предмета на серию факультативов по истории науки, образования и общественной мысли. Предмет «Основы религиоведения» можно истолковать как «Историю религии в Казахстане» и т.д.

В-двенадцатых, необходимо уделить пристальное внимание государственным праздникам, имеющим непреходящую этно-историческую ценность. Одним из таких праздников является «Наурыз мейрамы». В регионах и коллективах праздник проводится по-разному, что снижает его этнокультурную ценность. Совершенно очевидно, сто настало время разработать определенную модель проведения данного праздника. Учитывая то, что данный праздник отмечается почти месяц, следовало бы каждый из дней посвящать одной теме, например, национальной истории, кухне, традициям, семейным ценностям.

В-тринадцатых, следует активно использовать международные праздники для позиционирования исторических и современных достижений нашей страны. В стране фактически отсутствует какая-либо практика проведения таких мероприятий. В то же время в них заложен большой потенциал демонстрации достижений страны на международном уровне. 

В-четырнадцатых, проведение мероприятий, имеющих высокую общественную восприимчивость и историческую ценность. Как показывает практика, особую восприимчивость среди населения получили мероприятия по возвращению на историческую родину останков выдающихся сынов казахского народа, памятников, не имеющих аналогов в стране, других духовных ценностей. Необходимо сформировать перечень таких шагов и привлечь крупных меценатов для возвращения раритетов или установления таких памятников. Примером может служить возвращение останков Кейкі батыра. 

Четвертое.По проекту «Духовные святыни Казахстана».

В рамках этого проекта также весьма значима роль историков всех специальностей. Концептуальные принципы и подходы к формированию национальных и региональных (краевых) перечней объектов, описание и история их создания, духовный мир этих святынь, порядок и план организации маршрутов их посещения – эта та работа, которую должны возглавить историки.

Предлагаю сформировать план обеспечения этих объектов соответствующей печатной и медиа-литературой под единым названием «Сакральная география Казахстана». Это вполне по силам и возможностям наших коллег, членов Конгресса историков Казахстана. В этой работе участие ученых из региональных университетов должно быть приоритетным. 

Пятое. По проекту «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

Президент страны предложил реализовать этот проект на шести языках мира по ключевым сферам культуры. 
Ученым-историкам в этом проекте можно было оказать серьезную научную консультативную помощь в разработке конкретных проектов в литературном, музыкальном и кинематографическом искусстве. Или, например, подготовить проекты для всемирно известной телекомпании National Geographic (нэшнл джеографик), других научно популярных зарубежных программ.  

В рамках работы Конгресса предлагается учредить серию научных докладов на шести языках мира под общим названием: «История Казахстана - наследие Великой степи». Эти доклады нужно будет разослать в зарубежные научные и университетские центры. В этой связи мы должны будем показать наши традиции и обычаи, особенности ментальности и национального характера. Ведь все это и есть код нашей нации, о котором пишет наш Президент страны.  

Шестое. По проекту «100 новых лиц Казахстана».

Этот проект можно отнести к успехам и достижениям современного Казахстана. Конечно, хотелось бы, чтобы в этом ряду оказались молодые ученые, сумевшие добиться значительных научных результатов, профессионального признания. И мы как члены Конгресса должны внести свои предложения по кандидатурам в этот список, как на общенациональном, так и на региональном уровнях. 

Пользуясь случаем, уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на то, что все вышеназванные ценности «вернулись» к нам в годы Независимого Казахстана. Четверть века - это достаточный исторический этап и в жизни человека, и в жизни государства. Поэтому история современного Казахстана должна тоже закрепиться в общественном сознании новыми идеологемами и понятиями. 

Не углубляясь в эту важную тему, приведу только один пример. В стране отмечается много профессиональных праздников, но только некоторые из них связаны с датами новейшей истории государства. Почему бы не увязать их с отраслевыми и республиканскими историческими событиями этих самых важных первых 25 лет независимого развития страны? Мне думается, что этот вопрос напрямую отвечает вопросам модернизации сознания казахстанцев. 

Уважаемые участники Конгресса, коллеги! 

Позвольте выразить уверенность в том, что каждый историк, каждый представитель гуманитарной сферы не только поддержит и разъяснит основные цели и задачи программной статьи среди широких слоев общества, но и внесет свой конкретный вклад в дело практической реализации всех этих шести направлений работы в сфере модернизации общественного сознания. 


 

Поделитесь: