Природа в ее первозданном виде

28 Февраля 2020, 13:53 4888

Режиссёр Олег Белялов о сакральности в документальном кино

Олег Белялов, - режиссер, кинодокументалист, фотограф, орнитолог, занимается съемкой природы более сорока лет. В 2018 году он получил высшую награду Союза кинематографистов Казахстана – «Кулагер» как лучший режиссер документального кино. Страсть к путешествиям в поисках красивых кадров казахстанской флоры и фауны привил ему отец, - известный кинооператор и режиссёр Вячеслав Белялов.

Благодаря документальным фильмам Вячеслава Алиевича, а их было снято более шестидесяти, мы могли наблюдать за редкими и исчезающими животными как снежный барс, устюртский гепард, сайгак и не только. Многие картины были сняты в творческом тандеме отца и сына, в котором Олег выступал как оператор. Такие фильмы Вячеслава Белялова как, «Аксу-Джабаглы» (1976 г.), «Райские птицы» (1993 г.) «Алтын Эмель» (1997 г.) и другие, давно стали классикой отечественного документального кино.

После 2004 года, когда не стало Вячеслава Алиевича, сын отошел от кино и полностью погрузился в смежную сферу деятельности – фотоискусство. Любовь к обитателям дикой природы, особенно к птицам, к завораживающим пейзажам определила и направление фотографий Олега. Успешно проработав фотографом-натуралистом, объездив все заповедные места Казахстана от лесов, до гор, степей и пустынь, Олег вернулся в кинодокументалистику. Однако возвращение произошло совсем недавно – в 2017 году и как признается сам режиссер, если бы не упорство друга, скорее всего не вернулся бы.


На фото: Олег Белялов во время съемок фильма "Баянаул". Автор: Василий Косивцов.

«Когда я ушел в фотографию, почти 20 лет вообще не снимал кино. Однако был всегда в творчестве и далеко от него не уходил. Снова начал работать в кинодокументалистике, благодаря моему другу Бахыту Каирбекову, (он тогда работал на «Казахфильме»), который поверил в меня и настоял на том, чтобы я вернулся к кино. И первый фильм я снял как раз в 2017 году это был «Алтын-Эмель» и он получился удачным. Хотя я никогда не был режиссером или сценаристом, работал как оператор, монтажом занимался отец», - рассказывает Олег Белялов.

Режиссер подчеркивает, что не повторяет режиссёрский стиль отца, лишь использует схожие операторские приемы ведь этому делу он учился у него. Сейчас в своих фильмах Олег Белялов выступает сразу в трех амплуа: режиссер, оператор и сценарист, поэтому весь закадровый текст он пишет сам.

Возвращение Олега Белялова в кино получилось весьма плодотворным. Начиная с 2017 года на киностудии «Казахфильм», он снял пять документальных картин. Премьерный показ самого свежего фильма под названием «Баянаул» прошел в Алматы буквально на днях. Картина была снята по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.


На фото: пейзажи Баянаула. Автор: Олег Белялов. 

«Это кино о природе, в ее первозданном виде. Хотелось показать все четыре времени года в Баянауле. Соответственно съёмки начались с зимы, далее снимали весной, летом и осенью. Вообще я всегда снимаю кино, в котором нет присутствия человека. На фильм «Баянаул» нам дали 20 съёмочных дней. Для удобства и экономии времени работали сразу над двумя проектами – вторым был фильм «Каркаралы». За одну поездку посещали оба горных массива, так как географически эти территории достаточно близко расположены друг к другу», - говорит режиссер.

На сегодняшний день Олег Белялов снял пять документальных фильмов и конечно же все они посвящены природе. Первый фильм рассказывает о национальном парке «Алтын-Эмель», после него был снят фильм о тюльпанах «На родине тюльпанов», далее последовал фильм «Алатау». В 2019 году режиссер работал сразу над двумя картинами: «Каркаралы» и «Баянаул». Кстати, на съёмки всех фильмов Олег Белялов ездит со своим другом - фотографом Василием Косивцовым.

«Баянаул меня привлекает не потому что это национальный парк, а потому что он является уникальным местом с особой формой ландшафта. Природа Баянаула - это в первую очередь оригинальные реликтовые сосновые леса, которые растут здесь в особой среде – на гранитных скалах. В этом фильме большое внимание уделено сосне обыкновенной, которая имеет очень причудливую форму, как раз из-за того, что растет в тяжелых условиях пробиваясь сквозь камни. Для меня, это место знаковое и очень интересное, так как таких лесных массивов на территории Сарыарки очень мало, и Баянаул один из нескольких», - отмечает Олег Белялов.


На фото: архары Баянаул. Автор: Олег Белялов. 

Помимо растительного мира, в фильме показана жизнь птиц, как лесных видов, так и водных. Из крупных животных были сняты лоси, архары, косули. Как отмечает режиссер в фильме «Баянаул» заложена определенная философия, - философия сакральности природы.

«Ведь сакральность места заключается не только в людях, а прежде всего в природе, но у нас об этом часто забывают. Ведь мы - люди - производное от природы. В своих работах я моделирую дикую природу, сознательно отсекая все, что связано с деятельностью человека. Но ведь Баянаул - это зона отдыха, где мало осталось диких участков, и в фильме я даю понять: если мы не станем бережнее относиться к природе, то мы ее потеряем... К сожалению, во время съемок нам часто приходилось очищать передний план от мусора» - сетует Олег.

Олег Белялов – кинодокументалист классик, он уверен, что природа всегда снимается одинаково, поэтому новых приемов изобретать не планирует.


На фото: Олег Белялов во время съемок фильма "Баянаул", февраль. Автор: Василий Косивцов.

«Единственное мы немного добавили съемки с воздуха, с дрона. Но ведь человек обычно не смотрит с высоты. А я стараюсь снимать так, как видит обычный прохожий, я не выискиваю скрытые объекты, а снимаю то что на виду, чтобы потом люди посмотрев фильм узнали те места, в которых бывали. В общем «Баянаул» - это классический научно-популярный фильм, в котором помимо красивых пейзажей зритель получает познавательную информацию о природе края», - говорит режиссер.

Помимо документального кино оператор по-прежнему занимается и фотосъемкой природы, совмещая две близкие профессии: фотографа-натуралиста и режиссера-оператора. Кстати некоторые фильмы, которые снял Олег Белялов участвовали на международных фестивалях. Он признается, что участие в них бывает весьма полезным, так как на кинофестивалях можно пообщаться с коллегами из других стран и увидеть их работы.

«Я хочу, чтобы фильмы о природе увидело, как можно больше людей. Мы должны понимать, что за свою жизнь человек не сможет увидеть все страны и всю природу Земли, поэтому нужно показывать такие фильмы. И в этом моя задача – дать людям увидеть мир. К сожалению, люди потеряли вкус к документальному кино, хотя эти фильмы нужно показывать в школах и об этом часто говорят зрители, которые приходят на премьерные показы», - отмечает автор.


На фото: скала Кемпир-тас. Автор: Олег Белялов. 

Современное документальное кино меняется, отмечает режиссер, меняются его формы подачи. Все чаще в фильмах мы наблюдаем клиповый монтаж, однако есть и документальные фильмы менее динамичные, спокойные. Сейчас в эпоху смартфонов доступность фотоаппаратуры дала возможность многим творческим личностям проявить себя в фотографии, и в этом режиссер видит положительные моменты.

«Сейчас гораздо больше хороших фотографов чем было во времена моей юности. Ценность документалистики оценивается только спустя время и через 50 лет будет интересно все что снято сегодня. Просто сейчас благодаря социальным сетям можно полностью проследить жизнь человека, то есть эта документальность нас сопровождает везде и может поэтому не особо интересно людям наблюдать за ней», - говорит Олег.


На фото: степной орел, Баянаул. Автор Олег Белялов. 

В последнее время Олег Белялов редко дает интервью, те кто интересуется его творчеством могут найти режиссера в социальных сетях. На просторах интернета он часто делится мыслями и интересными событиями из своей профессиональной жизни и конечно же фотографиями природы.

Он отмечает, что готов делиться с молодежью и опытом, хотя признается, что педагогика не его стезя, говорит: «для этого нужен особый талант, да и молодежь мало интересуется документальным кино о природе, а многие нынешние операторы часто не знают технических основ профессии, снимая «на автомате», и что самое опасное – им это не интересно узнать».

Фото из личного архива Олега Белялова и Василия Косивцова. 

Чингиз Майсеит
Поделитесь: