Президент сделал в Послании акцент на экономике - Эдуард Полетаев

4 Сентября 2023, 16:53 1059

Если в предыдущем Послании народу Казахстана глава государства много было уделено политическому блоку, то на этот раз акцент поставлен на экономической ситуации. Глава государства озвучил ряд поручений, направленных критически важные вопросы для страны. Инфляция, внешний шторм, высокий износ инфраструктуры, водный кризис – вызовы, требующие незамедлительных решений. Ключевые моменты в обращении главы государства для ИА El.kz отметил политолог Эдуард Полетаев. 

 Больше экономики

«Послание довольно объемным получилось. Очевидно, что подготовке к нему достаточно много времени уделялось. Этот документ выверенный, президент довольно уверенно выступил. Акцент, конечно, был в первую очередь сделан на экономическом развитии, вопросам политики было меньше посвящено внимания. Здесь стоит отметить, что основные политические реформы, заявленные ранее, частично завершены: избран новый парламент, президента на единственный семилетний срок выбрали и так далее. Определенные задачи, поставленные в предыдущих Посланиях, еще решаются, они отразились и в нынешнем Послании. Я имею в виду, например, реформу госуправления. Это достаточно длительный процесс. В целом, конечно, в большей степени экономике уделено больше внимания, что объясняется непростыми условиями – значительным ростом инфляции, удорожанием коммунальных тарифов, необходимостью обновления мощностей и так далее. Президент не просто указал на аварии на ТЭЦ - люди могли остаться без тепла в тяжелый зимний период. Инфраструктурные задачи очень важны, нашей экономике нужна встряска», - отмечает Эдуард Полетаев.

Глава государства отметил, что в 2029-ом году Валовый внутренний продукт (ВВП) страны должен увеличиться в два раза. По мнению политолога, достичь данного показателя будет непросто.

«В среднем в год примерно рост должен будет составлять около 10%. Хотя Казахстан - развивающееся государство и это по силам стране, если правильно подход выработать», - считает эксперт.

Разумный протекционизм 

Высказался глава государства и на тему защищенности отечественных производителей. Он заявил, что в торговой политике страны нужны более смелые подходы. Государство обязано защищать казахстанские предприятия, но опять же, пояснил он, его слова не нужно расценивать как сигнал для закрытия экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса. Как объясняет Эдуард Полетаев, речь идет о разумной протекционизме. С процессами глобализации наблюдался тренд на отказ от протекционистских мер в мире, но пандемия, и различные вооруженные конфликты, то, что президент часто называет геополитической турбулентностью, подвигло многие страны на протекционистские меры разного рода.  

«Нам нужен баланс. Во-первых, Казахстан является членом Всемирной торговой организации (ВТО), где определенные правила игры предусмотрены. Во-вторых, мы входим в Евразийский экономический союз. То есть явную, конечно, жесткую протекционистскую политику мы проводить не сможем. Но где-то улучшить поддержку наших отечественных производителей мы в состоянии. Например, она может выражаться в рекламной, информационной поддержке со стороны государства. Была же у нас акция «Покупай казахстанское». В целом, собственно говоря, даже моральная поддержка государства может внести свой вклад. Производители должны знать, что государство стоит за ними. Это больше рабочих мест и налогов, чем просто продажа импортной продукции. Это престиж экономики страны, которая способна, если не весь импорт, но хотя бы что-то заменить своими товарами. Например, у нас огромное количество муки, зерна, мы одни из крупнейших экспортеров, но у нас до сих пор итальянские, российские макароны, элементарные сухарики к пиву практически все привозные. Но неужели мы это не можем сделать? Зубные щетки, зубная паста. То есть очень много позиций, которые мы вполне можем выпускать», - полагает собеседник.

Агротехнологический хаб

Обозначил глава государства и о необходимости развития Агропромышленного комплекса страны. Политолог солидарен в этом вопросе – потенциал в сельском хозяйстве у РК большой, не смотря на то, что Казахстан находится в зоне рискового земледелия, отмечает он.

«Значительная часть востребованных сельхозкультур и продукции сельхозпроизводства можно выращивать и сбывать на территории страны. Земли больше в мире не станет, а у нас девятая по площади территория в мире. При этом далеко не вся она возделывается и осваивается. Население в мире растет, продукты питания всегда будут дорожать. Заменить чем-то искусственным продовольствие пока еще мир не в состоянии. Поэтому эти перспективы серьезные, на мой взгляд. Местные металлы, полезные ископаемые, могут закончиться рано или поздно, а земля будет кормить всегда. Главное - правильный подход найти. Мне кажется, не нужно искать и надеяться на то, что Казахстан будет какие-то высокие технологии использовать, поскольку мы не конкуренты с другими странами в этом плане. В сельском хозяйстве мы можем выступать значимым игроком. Например, Новая Зеландия или Австралия аналогично не обременяют себя высокими технологиями», - говорит Эдуард Полетаев.

Кто возглавит новые министерства  

Решение о создании министерства водных ресурсов и ирригации и министерства транспорта отражает вызовы, которые актуальны для страны сегодня. Водный вопрос в этом году особенно остро проявился и требует безотлагательного комплекса мер. Геополитические факторы одновременно ставят задачу по налаживанию транспортно-логистической системы. 

«Казахстан сейчас очень активно развивает транзитные транспортные маршруты. Территория РК становится более привлекательной в связи с санкционной войной, которую ведет Россия и западные страны. Часть грузопотоков переориентируется, в том числе и на Казахстан. Наша страна с огромной территорией имеет все предпосылки, чтобы стать достаточно приличным транзитным хабом. Поэтому президент про Транскаспийский международный транспортный маршрут говорил, про строительство сухих портов, про то, что транспортной составляющей надо больше внимания уделять. Это очень большие деньги. У нового министерства достаточно приличный ресурс сразу же образуется. Это министерство вряд ли будет по остаточному принципу финансироваться. Оно способно само управлять значительными ресурсами», - поясняет Эдуард Полетаев.  

О водной проблеме в стране говорят не первый год. Эта тема обсуждается на протяжении трех десятков лет. Население региона растет. Прогнозы о том, что водопотребление в странах Центральной Азии будет расти, были, говорит политолог.

«Мы очень сильно взаимосвязаны, поскольку большинство транзитных рек текут через территорию Казахстана, но их истоки не находятся в нашей стране. Мы были свидетелями ситуации, когда наши фермеры не получили со стороны Кыргызстана поливную воду. Из этого раздуть конфликт даже пытались некоторые средства массовой информации. Что говорить, Кыргызстан с Таджикистаном по сути дела конфликтовали два года. То есть водный вопрос он сильно политизируется. Более того, в Казахстане еще и коррупция в этой сфере присутствует. Очень часто были проблемы, связанные с разворовыванием средств, которые выделяли для водоснабжения отдаленных регионов, поселков и так далее. То есть в создаваемое министерство нужен весомый, авторитетный человек, который может переговоры вести и с соседними государствами, и здесь на месте решать проблемы. Водный вопрос долгоиграющий характер носит и будет обостряться со временем. Здесь очень много усилий надо приложить. Поэтому мне, конечно, интересно, кто будет назначен на эти должности, на должности двух министров», - задался вопросом собеседник El.kz.

Слышащее государство

Озвучил президент и решения, которые непосредственно отразятся на кошельках казахстанцев. В первую очередь продолжится поэтапное повышение минимальной заработной платы. В 2024 году, по словам главы государства, она будет составлять 85 тысяч тенге.

«Были информационные поводы, за которые население Казахстана зацепилось. Население больше всего интересует благосостояние. Увеличение минимальной заработной платы до 85 тысяч тенге - это поддержка определенная, особенно для людей в регионах. Эта мера коснется 1,8 млн человек», - подчеркнул политолог.

Поручение о создании программы по накоплению средств на образование детей также наверняка население восприняло положительно. Единая система будет предусматривать стартовый капитал, госпремию и инвестиционный доход.

Резонанс безусловно вызвало и заявление о референдуме по вопросу строительства АЭС.

«Не секрет, что у нас неоднозначное отношение в обществе к этому вопросу. И использование референдума как политического инструмента народного голосования, как инструмента народовластия, это характерный штрих эпохи Касым-Жомарта Токаева. Если вспомнить, то референдум проводился в 1995 году. Позже очень часто общественные активисты, политические партии призывали проводить референдумы по тем или иным вопросам, но ничего не проводилось. При действующем президенте фактически второй референдум после поправок в Конституцию будет проходить», - отмечает эксперт.

Сроки мероприятия пока не определены. Но факт того, что казахстанцам дадут возможность принять участие в решении вопроса о строительстве атомной станции свидетельствует, что государство все-таки слышит народ, отмечает спикер.

Не милитаризация, но вооружение

Уделил президент внимание вопросу обороны. В частности, в стране поручено развивать оборонную промышленность. Армию, по его словам, нужно обеспечить беспилотниками и дронами. Учитывая внешнеполитический фон, это достаточно логично.

«Не в каждом Послании ранее говорилось об этой проблематике. Наверное, влияние внешнего фактора сыграло свою роль. Хотя надо признать, что это Послание, как и предыдущие, целиком внутренним проблемам посвящено. То есть президент особо внешней политикой не касался в этих документах. Нужно понимать, что это не говорит о милитаризации экономики. Военная промышленность же тоже может способствовать повышению ВВП, созданию новых рабочих мест и, в конце концов, будет демонстрировать нашим странам-партнерам, что необходимость обеспечения новым вооружением, новой техникой во главе угла сейчас стоит в этом нестабильном мире. Конечно, мы стратегические бомбардировщики построить не сможем, о ядерной бомбе и речи не идет, но в принципе в Казахстане есть организации, предприятия, которые способны и колесную военную технику делать, и гусеничную, и стрелковое вооружение. То есть частично мы можем самостоятельно закрывать какие-то потребности. Также мы остаемся в Организации договора о коллективной безопасности. По этой линии определенные поставки вооружения по сниженным ценам идут. Внимание вооруженным силам, собственно, нужно уделять, поскольку не будешь свою армию кормить, придется чужую кормить», - отметил Эдуард Полетаев.

Больше самостоятельности, больше спроса

Основной груз ответственности будет лежать на исполнительной власти. С членов кабмина персонально будут спрашивать за качество реализации, проводимых в стране реформ. Правительство будет нести полную ответственность за исполнение экономической политики – без согласования с Администрацией президента.

«Многие министры, тем более их подчиненные, боятся принимать решения. Многие вопросы согласовываются периодически. В итоге процессы проходят довольно медленно. С другой стороны, без бюрократизации не бывает самого государства, бюрократия - неотъемлемая часть. То есть здесь нужно сократить бумагооборот, процесс принятия и согласования решений, который может очень надолго затягиваться. Часть решений действительно лучше сверху спустить вниз для самостоятельного плавания. Также будет происходить и с акимами, с перераспределением бюджетов и так далее. Задача стоит в том, чтобы эффективно планировать, управлять, не нужно все согласовывать и все решать на самом вверху. Есть огромное количество решений, да, они не политические, может, не столь значимые, но для работы государственного механизма они очень важны. Они вполне способны решаться на других уровнях, не обязательно все в Администрации президента согласовывать. Эффективная машина так и должна работать. Создание этой машины и есть задача правильного руководителя государства, чтобы он уехал в отпуск, ничего не сломалось, все работало без него», - отмечает политолог.

В целом большая самостоятельность подразумевает большую ответственность. Это, по его мнению, будет способствовать улучшению качества чиновничьего капитала.

Акимов выбирают  

Президент поручил апробировать выборность акимов районов и городов областного значения. Как поясняет Эдуард Полетаев, данная инициатива является следствием четырех корзин политической реформы, начатой президентом.

«О выборности акимов говорили еще в конце 90-х годов. Я помню, первые экспериментальные выборы в Чемалгане проходили в 1999 году. Это процесс непростой, долгий. Тем не менее мы видим, что часть сельских акимов (избранных) работает пока, относительную эффективность показывают. Каких-то крупных скандалов и неказистых историй в связи с выборностью сельских акимов мы не заметили. Осенью очередные выборы акимов будут проходить. Со временем это все, конечно, перейдет на более высокий уровень – областной. Я думаю, что мы со временем придем к выборности, скажем, региональных акимов. Но этот процесс не быстрый. Для этого политическая система, политическая культура должны быть более-менее подготовлены. Не секрет, что у нас легко быть популистом и критиканом всего и вся. Есть опасения, что такие люди могут прийти на выборные должности, а управлять тем же городским или областным хозяйством это довольно непростая задача», - отмечает политолог.

Все эти процессы в выборном законодательстве начинаются на низовом уровне, продолжает эксперт. Не каждый аким области сможет посетить за время своего руководства все населенные пункты региона. Люди же на местах, которые лучше знают проблемы населенного пункта, способны их решать. При этом помимо выборности им дают полномочия, определенные виды налогов, которые сохраняются в регионах. «Как этот механизм обкатается, можно будет приступить к следующему уровню», - заключил спикер.    

Мария Алимбаева
Поделитесь: