Как в Казахстане продвигается процесс очищения казахстанцев от бремени долгов через банкроство. Почему мобильные платежи индивидуальных предпринимателей нужно контролировать. И какой будет процедура сдачи Всеобщего декларирования нашими гражданами. Заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев дал эксклюзивное интервью медиакомпании Qazcontent и ответил на эти и другие актуальные вопросы, волнующие граждан, сообщае ИA El.kz.
30 декабря 2022 года был принят Закон «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан РК». В марте текущего года стартовал прием заявлений на банкротство. Расскажите, как продвигается данный процесс?
На сегодня, поступило более 76 тыс. заявлений от граждан на применение внесудебного банкротства. По 4,6 тыс. ведется процедура и свыше 1,3 тыс. заявлений нами рассматриваются.
Признаны банкротом 8 011 граждан на сумму более 13 млрд.тенге (данные кредитного бюро).
При этом, по 60,7 тыс. заявлений граждан мы вынуждены были на законных основаниях отказать в применении процедуры.
Чаще всего причиной было несоответствие по сумме и сроку просрочки, наличие имущества и отсутствие документа об урегулировании долга.
О применении процедуры судебного банкротства и восстановления платежеспособности обратились около 2013 граждан. Вынесено более 102 решений (95 по судебному банкротству).
Как мы видим, граждане осознанно принимают решение о банкротстве, несмотря на то, что он предусматривает определенные последствия. Это запрет на получение кредита в течение 5 лет, финансовый мониторинг в течение 3-х лет и повторность применения процедуры через 7 лет.
В целом, Закон заработал неплохо и учитывая правоприменительную практику, мы будем дальше его совершенствовать.
Здесь важно понимать, что мы не стремимся всех обратившихся за процедурой обанкротить. Напротив, мы стараемся предоставить гражданам возможность, которые действительно оказались в безвыходном положении, улучшить свое финансовое состояние.
Что будет в ближайшее время с мобильными переводами? Много говорится о вероятном запрете и штрафах для предпринимателей. Что рекомендуете в этой связи предпринимателям?
Прежде всего отмечу, что мобильные транзакции, как удобный инструмент для быстрого перевода денег в личных целях, сохраняется.
При этом, некоторые предприниматели получают оплату за проданный товар и оказанную услуги через мобильные переводы на личные банковские счета.
В свою очередь, данные переводы производятся без применения контрольно-кассовых машин и POS-терминалов, то есть без выдачи чеков.
Это уже является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, а при повторном нарушении - штраф.
С 2024 года банки будут передавать данные по мобильным переводам индивидуальных предпринимателей в органы госдоходов.
Под контроль подпадут граждане, получавшие транзакции от 100 разных лиц ежемесячно, в течение трех последовательных календарных месяцев.
В свою очередь, чек для клиента - это гарантия подтверждения его покупки и защиты прав при возврате или обмене товара. Нами проводится акция «Гражданский контроль – требуй чек» по выявлению фактов невыдачи чеков контрольно-кассовых машин. О выявленных нарушениях можно сообщить посредством бесплатного мобильного приложения «Wipon cashback».
Принимаемые министерством меры никак не затрагивают добросовестных налогоплательщиков.
Поэтому мы рекомендуем предпринимателям во время оплачивать налоги, то есть работать в правовом поле.
В целом, мероприятия направлены на снижение теневой экономики посредством создания условий, при которых платить налоги станет выгоднее и проще, чем уклоняться от них.
Расскажите о процедуре декларирования имущества. Какова основная цель всеобщего декларирования и как подготовиться к процессу декларирования?
Основной целью всеобщего декларирования является обеспечение справедливого налогообложения, а также эффективной системы контроля доходов и имущества физических лиц и снижение уровня коррупции и теневой экономики. Для создания всеобщего декларирования был учтен передовой мировой опыт.
На первом этапе предоставляется «входная» декларация об активах и обязательствах для фиксации всего нажитого имущества на дату вхождения в систему ВД.
В последующем, сдается декларация о доходах и имуществе. Здесь уже отражаются доходы и расходы на крупные приобретения имущества, в том числе за рубежом, и источники их покрытия.
Сведения по имуществу, находящегося в Казахстане, поступают в налоговые органы непосредственно от регистрирующих органов, поэтому его отражать в декларации не нужно.
В целях налогового контроля с декабря 2021 года начат автоматический обмен информацией по финансовым счетам резидентов Республики Казахстан с иностранными юрисдикциями в рамках Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (далее – CRS).
На сегодня автообмен осуществляется с 80 странами и предусматривает предоставление сведений об остатке денежных средств на банковских счетах, о сумме полученных дивидендов, о сумме полученных вознаграждений (процентов) по счету, а также о сумме выручки от продажи активов и прочих доходов.
По результатам данных контрольных мер в бюджет поступило более 3 млрд. тенге.
Кроме того, задекларированные сведения сопоставляются с данными уполномоченных органов и третьих лиц в целях определения их полноты и достоверности.
При выявлении несоответствия фактических расходов полученным доходам с физического лица взыскивается подоходный налог, а нарушения в декларациях чиновников передаются в антикоррупционную службу.
В целом, эти меры позволяют исключить факты перерегистрации ценностей и активов на других лиц, а также выявить взаимосвязь лиц, в том числе и госслужащих.
Какие меры принимаются министерством для обеспечения прозрачности и законности госзакупок?
С 2016 года госзакупки осуществляются на веб-портале (www.goszakup.gov.kz), который интегрирован с более 20 информационными системами.
Все процедуры государственных закупок от планирования до оплаты осуществляются в электронном формате. Через автоматизацию бизнес-процессов обеспечена максимальная прозрачность государственных закупок.
Введен камеральный контроль, который осуществляется в онлайн-режиме без посещения объекта проверки. Обеспечен полный доступ к веб-порталу закупок правоохранительным органам и общественным объединениям.
Согласно исследованиям Всемирного банка, электронная система госзакупок Казахстана является одной из лучших в мире. В мировом рейтинге доступности данных госзакупок согласно Global Data Barometr, Казахстан занял 3 место среди 109 стран.
В целях совершенствования системы госзакупок был принят ряд законодательных мер.
Так, c 1 сентября текущего года закупки по строительно-монтажным работам и проектированию осуществляются исключительно с применением рейтингово-балльной системы.
С 1 февраля 2024 года на конкурс с применением рейтингово-балльной системы переводятся также закупки услуг по техническому надзору.
Данный способ исключает участие членов конкурсной комиссии и автоматически определяет победителя закупок.
В целях снижения доли закупок из одного источника посредством закупок в онлайн режиме внедрен Электронный магазин.
Введение нового способа закупок в виде конкурса с использованием рамочных соглашений позволило нам сократить сроки проведения процедур в 2 раза.
В целях приобретения качественных товаров, работ, услуг с текущего года введен новый способ закупки в виде конкурса с использованием стоимости жизненного цикла.
Здесь выбор поставщика будет осуществляться не на основе покупной цены, а на основе стоимости всего срока службы товара.
В настоящее время Министерством разработан проект нового Закона «О государственных закупках».
Согласно поручению Главы государства в приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена.
Необходимо перевести на единую платформу закупки государственных и квазигосударственных организаций.
В целях повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг законопроектом предусмотрены следующие меры:
- развитие неценовых критериев выбора поставщика путем широкого использования данных информационных систем госорганов;
- внедрение общественного мониторинга;
- возможность заключения договоров «под ключ» в сфере строительства (EPC контракты, где работы по проектированию и строительству выполняются одним поставщиком);
- внедрение «Устойчивых госзакупок», основанных на приобретении товаров, работ, услуг с учетом социальных, экономических и экологических аспектов;
Единая платформа будет создана на базе Единого оператора госзакупок – АО «Центр электронных финансов».
На первом этапе предлагается сохранение текущих закупочных площадок и интеграция для сбора и отображения детальной информации по закупкам.
Это позволит поэтапно перейти на единый портал закупок с одновременным отключением имеющихся закупочных площадок.
В настоящее время проект Закона находится на рассмотрении Мажилиса Парламента.
В целях обеспечения законности проводится камеральный контроль процедур закупок в онлайн-режиме без посещения заказчика.
Так, органами внутреннего госаудита за 11 мес. т.г. камеральным контролем охвачено закупок на сумму свыше 11 трлн. тенге. Из 507 тыс. закупок более 72 тыс. процедур проведены с нарушениями.
При этом исполнение уведомлений органов внутреннего госаудита составляет более 95%.
В Казахстане в 2021 году был принят комплексный план, касающийся приватизации. Как продвигается его реализация?
За годы независимости было осуществлено несколько этапов разгосударствления экономики.
В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября т.г. Президент страны отметил, что процессы приватизации и проведения народных IPO следует существенно ускорить.
Перед нами стоит задача по дальнейшему сокращению участия государства в экономике.
В этих целях реализуется Комплексный план приватизации до 2025 года включительно. Он предусматривает передачу в конкурентную среду 657 объектов государственной собственности и квазигосударственного сектора.
Из них, на сегодняшний день 382 объекта на сумму свыше
330 млрд. тенге уже реализованы и 64 объекта направлены на реорганизацию/ликвидацию.Исполнение Комплексного плана составляет 70%.
Торги по продаже объектов приватизации проводятся на единой электронной торговой площадке e-Qazyna.kz, функционирующей на веб-портале реестра госимущества, которая действует по принципу «одного окна» для продавцов и покупателей.
Для доступности и прозрачности информации по объектам приватизации на веб-портале размещены дорожные карты по реализации каждого объекта.
Дорожные карты включают детальные мероприятия со сроками выставления на продажу и позволяют любому желающему отслеживать, на какой стадии реализации находится тот или иной объект.
Информация на веб-портале находится в открытом доступе, где любой желающий может просмотреть обобщенную статистику по Комплексному плану либо каждый объект в отдельности.
В целях ускорения процессов приватизации и проведения народных IPO Комплексный план будет актуализирован с включением непрофильных активов компаний Фонда «Самрук-Қазына».
В этом году состоялось SPO по компании KEGOC, по результатам которого реализовано 5,6% от общего количества размещенных акций KEGOC на общую сумму 22,6 млрд. тенге (15 294 118 простых акций KEGOC).
В 2024-2025 годах планируется IPO компаний Air Astana, Самрук-Энерго, QazaqGaz и Қазақстан темір жолы.
В целом, по итогам реализации Комплексного плана к концу
2025 года ожидается сокращение доли участия государства до 14%
к ВВП.
При проведении государственного аудита у нас систематически выявляются нарушения, причем на очень существенные суммы. С чем вы это связываете?
Да действительно, имеются систематические нарушения в различных сферах. В последние годы крупные нарушения наблюдались в сферах образования, здравоохранения и строительства.
К примеру, в сфере образования с конца 2022 года финансовым контролем установлено хищений на сумму более 1,5 млрд. тенге (в Жетысуской и Кызылординской областях). Это начисление заработных плат несуществующим работникам, излишне и необоснованно начисленные выплаты. Материалы по таким делам передаются в правоохранительные органы, по ним принимаются соответствующие решения (уголовные дела и суды).
Систематические нарушения связаны с отсутствием должного контроля со стороны должностных лиц различного уровня, и тех ведомств, которым выделяются существенные денежные средства.
В качестве примера можно привести ту же программу Арт Спорт или программы дошкольного финансирования, когда контроль расходования средств администраторами программ не реализовывается должным образом.
Отсутствие финансовой дисциплины и не знание законов, также приводит к нарушениям законодательства, а порой и к коррупционным преступлениям.
В целях минимизации коррупционных рисков ведется системная работа по усилению контроля, за расходованием средств бюджета администраторами программ и квазигоссектором.
Для более широкого охвата аудиторских проверок и повышения их качества внедрены цифровые инструменты.
Внедрен электронный государственный аудит, онлайн бюджетный мониторинг.
Кроме того, ежегодно ведется обновление системы управления рисками, которая позволяет определять наиболее рисковые объекты для их дальнейшего контроля.
Их внедрение позволило проводить проверку без посещения объекта аудита, реализовать госконтроль на стадии планирования, а также в превентивном порядке принимать корректирующие действия.
Выстроена более тесное и оперативное взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами.
Таким образом, для усиления финансовой дисциплины проводится постоянная работа по повышению эффективности госаудита.
Как бы Вы оценили финансовую грамотность нашего населения? Что вообще можно сделать, чтобы ее повысить? Какие ещё инициативы может предложить Минфин с целью снижения закредитованности населения?
Несомненно, наличие такой социальной проблемы как чрезмерная закредитованность населения, прежде всего, говорит
о низком уровне финансовой грамотности граждан.Факторами данной проблемы стали также доступность потребительского кредитования, простота его оформления и высокие процентные ставки.
Кроме того, граждане с низкой финансовой и юридической грамотностью могут стать жертвами и финансового мошенничества.
Считаю, что финансовая дисциплина необходима на всех этапах, начиная со школьной скамьи.
Сегодня назрела острая необходимость оказать финансовую и правовую квалифицированную помощь населению, помочь людям с погашением их кредитов и займов, научить осознанно брать кредиты, четко оценивая свои возможности и не попадать в мошеннические схемы.
В этой связи, партия «AMANAT» запустила пилотный проект «Қарызсыз қоғам» в регионах Казахстана, предусматривающий комплексную поддержку граждан.
Проект направлен на обучение финансовой грамотности сельских жителей по планированию семейного бюджета и формированию культуры сбережений, оказание юридического сопровождения в рамках урегулирования задолженности по потребительским кредитам банков и микрофинансовых организаций.
На сегодня уже обучено свыше 64 тыс. человек, которым оказана профессиональная юридическая помощь в урегулировании долгов, трудоустройстве и составлении бизнес-планов. В следующем году планируется охватить такой помощью более 200 тыс. граждан.
Учитывая эффективность проекта «Қарызсыз қоғам», Главой государства поручено масштабировать его реализацию во всех регионах страны.
Правительством и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка развернута активная работа по данному вопросу, разработан план мероприятий, в каждом регионе определены ответственные должностные лица, даны необходимые поручения.
В частности, совместно с партией «AMANAT» будут приняты меры по повышению финансовой грамотности учащихся школ, студентов колледжей и вузов, разработке плана урегулирования просроченной задолженности граждан по потребительским кредитам и содействию по вопросам занятости и ведения бизнеса.
Данные меры планируется реализовать посредством создания региональных проектных офисов.
Эффектом от указанных мер ожидается обучение 200 тыс. человек финансовой грамотности, подготовка порядка 8 тыс. учителей и преподавателей, которые обучат 550 тыс. школьников и студентов страны.
Планируется урегулировать задолженность 200 тыс. заемщиков.
Наряду с этим, будет активизирована работа по совершенствованию законодательства.
В частности, планируется ввести нормы по недопущению в дальнейшем закредитованности населения, снижения случаев мошенничества на финансовом рынке, улучшения исполнительного производства, а также расширения круга лиц, имеющих право на банкротство.
Как вы понимаете, закредитованность – это общая проблема, требующая комплексного подхода и консолидации сил.
Уверен, что нам удастся переломить ситуацию и помочь нашим соотечественникам.
Принят закон о возврате незаконно приобретенных и выведенных из страны активов. Закон предусматривает два способа как принудительный, так и добровольный механизмы. Расскажите об этом более подробно. В чем преимущества добровольного возврата? (МФ)
Да, действительно существует два варианта: добровольный возврат предусматривает безвозмездную передачу активов государству путем заключения соответствующих соглашений, а принудительный же возврат осуществляется в рамках судебных процессов, если происхождение активов признано необъяснимым.
Нужно понимать, что Закон о возврате активов – это не инструмент силового давления. Это процесс восстановления справедливости.
Поэтому приоритетным способом является стимулирование добровольного возврата.
Это один из основополагающих принципов Закона.
Преимущество добровольного возврата в том, что часть имущества по Закону может быть сохранена за субъектом.
Кроме того, соглашение о добровольном возврате может предусматривать не только передачу активов государству, но и иные социально-экономические обязательства.
Например, средства могут быть реинвестированы в Казахстан. То есть субъект может вложить эти средства в нужные стране проекты, прямо влияющие на повышение благосостояния наших граждан.
Главное, чтобы эти деньги работали в Казахстане, здесь оплачивались налоги, создавались рабочие места и т.д.
Помимо этого, при добровольном возврате субъект получает ряд правовых возможностей и гарантий, в том числе освобождается от ответственности. При этом ему повторно не предъявят правовые претензии.
Будут созданы условия для дальнейшего ведения бизнеса на благо страны.
В случае, если субъект не вернет активы добровольно, то будет использован механизм принудительного возврата незаконного капитала.
Главой государства в ноябре 2023 года был подписан Закон по начислению, выплате и использованию детьми средств из Национального фонда Республики Казахстан», который вступает в силу с 1 января 2024 года. Основной целью закона является оказание поддержки молодому поколению граждан Казахстана, вступающим во взрослую жизнь в виде предоставления части национального богатства страны. Многие родители хотели бы знать, где можно будет увидеть начисления положенное его ребенку из Национального фонда и как часто будет обновляться данные?
Национальный фонд Республики Казахстан образован в целях накопления финансовых средств для будущих поколений посредством сбережения поступлений от природных ресурсов.
Часть инвестиционного дохода Нацфонда (50 % усредненного инвестиционного дохода) по поручению Главы государства с 1 января 2024 года будет направляться всем гражданам Казахстана, не достигшим совершеннолетия.
Родители и (или) законные представители несовершеннолетних детей смогут проверить сумму начисления из Национального фонда на их ребенка в личном кабинете на портале egov.kz, а также на сайте enpf.kz. Сведения будут обновляться на ежегодной основе, после очередного начисления дохода (один раз в год).
До достижения ребенком совершеннолетия начисленные средства фактически находятся в Нацфонде и продолжают инвестироваться в финансовые инструменты. То есть данные средства будут доступны, для использования при достижении им совершеннолетия.
После достижения совершеннолетия в Едином накопительном пенсионном фонде ему будет открыт целевой накопительный счет и в последующем с данного счета выплаты целевых накоплений будут переводился уполномоченному оператору (банки второго уровня, АО «Казпочта») которого выбирает сам ребенок (совершеннолетний). Деньги можно будет использовать на улучшение жилищных условий и (или) оплату образования.