От кочевья до суверенитета: Как Казахстан достигал исторических высот

22 Ноября 2017, 19:47 8256

Многовековая история предков 

В самом центре Евразии, на огромных простран­ствах от Каспийского моря на западе до Алтайских гор на востоке, от южносибирских лесостепей на севере до приаральских пустынь и хребтов Северного Тян-Шаня на юге раскинулась древняя Страна казахов Қазақ елi.  На протяжении многих тысячелетий на этой земле жили разные народы, рождались и уходили в небытие государства; здесь пролегали маршруты бесконечных караванных дорог, строились и процветали великие города, оставившие славный след в истории.

Обитатели этих земель вели многоукладно хозяйство и полукочевой-полуоседлый образ жизни. Они занимались скотоводством и земледелием, добывали руду и выплавляли металлы, прокладывали оросительные каналы и дороги, развивали ремесла и торговлю. Наиболее одаренные из них становились учеными, поэтами музыкантами и зодчими, а их яркие творческие достижения, открытия и изобретения распространялись среди других народов и начинали служить всему человечеству.

Древние жители Казахской степи обожествляли окружающую их природу и поклонялись аруахам - духам ушедших предков. А еще они верили, что каждый одушевленный и даже неодушевленный предмет вокруг них, будь то животное, дерево, ручей или камень, имеет своего духа-покровителя, и потому относились ко всему живому и неживому бережно и с почтением.

Наши далекие предки очень рано осознали, что природа - мать всего сущего, что с ней следует жить в мире и гармонии. Ее нужно любить, беречь, охранять, по-хозяйски распоряжаться ее дарами: брать только самое необходимое и всячески избегать расточительного, хищнического обращения с ее богатствами. Природа способна долго и великодушно терпеть неразумное отношение к себе, но, в силу своих законов, может однажды возмутиться и жестоко покарать людей за их самонадеянность и глупость.

Примерами дружественного, плодотворного союза человека и природы могут послужить установление наукой факты, о которых в наши дни много говорят и пишут ученые. Оказывается, в древние незапамятные времена лошадь, которая была когда-то таким же диким животным, как кулан, сайгак или лось, впервые приручили и сделали в Евразии, и произошло это именно на территории наших степей. Здесь же для удобства верховой езды изобрели стремена, что дало мощный толчок к появлению великой кочевой цивилизации.

Другая любопытная история гласит, что прародиной многих известных на планете культурных сортов яблони является Казахстан, а именно, горные районы Жетысу в современной Алматинской области. По мнению европейских ученых, произрастающие здесь яблоки - самые вкусные и душистые в мире. Трудолюбивые и увлеченные люди, простые садоводы-любители, со временем на основе здешней дикой яблони вывели огромное разнообразие сортов, самым знаменитым из которых стал алматинский апорт. Но этих яблок могло и не быть, если бы люди, издревле жившие в этом краю, не любили и не опекали дарованные им самой природой горные сады, стремясь сберечь это чудо для будущих поколений.

О лучших периодах своей долгой истории, когда народ жил свободно, в мире и достатке, казахи складывали легенды, песни и сказания, называя эту пору Facыр сагадат (век благоденствия) и уподобляя свою Отчизну волшебной стране Жеруйык ~ Земле обетованной, где «все живут счастливо, где царят такое изобилие и безмятежность, что жаворонки начинают вить гнезда на спинах овец».

Но так было далеко не всегда. Короткие годы благополучия сменялись десятилетиями и даже столетиями бедствий. Мирную жизнь вольных скотоводов, земледельцев и ремесленников довольно часто нарушали грозные иноземные захватчики, приходившие то с юга, то с востока, то с севера, то с запада. И тогда с оружием в руках наши прадеды - родовитые ханы, султаны и бии, знаменитые полководцы и рядовые воины, простые горожане и степняки - поднимались на борьбу с незваными гостями и прогоняли их прочь. Вот почему в нашем народе всегда помнят и глубоко чтят имена и ратные подвиги тех, кто в часы суровых испытаний самоотверженно вставал на защиту свободы, чести и достоинства родного Отечества.

Казахов никогда не побеждал и не в состоянии был одолеть никакой внешний враг. Они слабели только от междоусобных столкновений, а в единстве становились мощной силой. Всякий раз, когда над страной нависала угроза войны и порабощения, казахи, тотчас же позабыв о старых обидах, поднимали знамя чести и сплачивались вокруг истинных предводителей. Если бы не сплоченность и патриотическая самоотверженность нашего народа, то не было бы сейчас ни самих казахов как нации, ни этой необъятной земли, доставшейся нам от прадедов, ни суверенного государства Казахстан.

К великому сожалению, в истории страны не раз бывали моменты, когда люди, как только миновала смертельная угроза извне, вновь предавались застарелым обидам и межродовым раздорам. Со временем Казахское ханство, истощенное междоусобицей, стало слабеть и испытывать реальную угрозу потери своей территории под мощным политическим и военным натиском влиятельных соседей. В результате Казахская степь фактически потеряла политическую самостоятельность и оказалась в колониальной зависимости от Российской империи.

Первая четверть XX века принесла в жизнь народов Российской империи небывалые революционные потрясения: правители уже не могли, а простой народ не хотел жить по-старому. Осознав, что монархию вряд ли удастся спасти, последний российский император Николай II отрекся от престола. Он думал, что отныне на смену царской власти в России придет конституционная демократия. Однако этому не суждено было случиться - в результате революционного переворота к власти пришли большевики.

Свершившаяся в октябре 1917 года под руководством В.И. Ленина Октябрьская социалистическая революция породила большие надежды у всего человечества. Советская власть, в 20-е годы XX века установившаяся практически на всей территории бывшей Российской империи, подарила народам планеты мечту о свободе, равенстве, братстве, мире и созидательном труде для всеобщего блага. Она провозгласила принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» и поставила цель построить сначала социализм, а затем коммунизм - общество, где все равны, нет деления на богатых и бедных, а все богатства страны равноправно принадлежат ее гражданам и служат всестороннему развитию каждой личности; общество, где каждый будет трудиться так, как может и умеет, а получать все, в чем нуждается. На одной шестой части земной суши появилось государство рабочих 11 крестьян, руководимое Коммунистической партией, - Союз Советских Социалистических Республик, сокращенно — СССР.

Жизнь в составе СССР принесла населяющим его народам много хорошего и прогрессивного, но в то же время причинила немало бед и страданий. Для большинства бывших национальных окраин, в том числе и Казахстана, свобода, равенство и братство оказались мнимыми, потому что колониальный режим сменился тоталитарным: государство господствовало над всеми сторонами жизни общества, применяло репрессии и насилие, целенаправленно уничтожая демократические свободы и права личности.

За 70 лет советской власти построить в СССР общество всеобщего благоденствия так и не удалось. В управлении государством было допущено слишком много ошибок и противоречий, которые копились десятилетиями и привели к тяжелому политическому и экономическому кризису. Трудолюбивый и терпеливый народ окончательно потерял доверие к власти, и Советский Союз прекратил свое существование, распавшись на 15 отдельных государств. Отныне каждый из советских республик пришлось собственными силами искать путь к новой самостоятельной жизни и справедливому общественному устройству.  

16 декабря 1991 года под руководством своего Первого Президента Нурсултана Назарбаева народ Казахстана торжественно провозгласил независимость, и на политической карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан. Вместе с долгожданной Свободой и правом на самоопределение на плечи людей легла огромная ответственность – стать полноправными хозяевами своей жизни, осуществить многовековые мечты и чаяния предков, построить сильное современное государство и достойно воспитать подрастающие поколение, чтобы затем передать в его руки священное знамя Независимости.

Вот в какой драматический момент общественного-политического развития Казахстана на исторической сцене возник и раскрылся в полной мере феномен Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Жалгас Тукумов
Поделитесь: