От кого и кого защищает новый законопроект «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»

10 Июля 2023, 19:57 1198

Сегодня Главой государства Касым-Жомартом Токаевым был подписан Закон Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». От кого и кого защищает новый законопроект, передает El.kz.

1. Данный законопроект в первую очередь позволит установить эффективное сотрудничество и взаимодействие с онлайн-платформами для полноценной реализации прав и свобод граждан РК. В частности, для обеспечения эффективной обратной связи между пользователями онлайн-платформ являющихся гражданами РК и администрацией данных сервисов.

Нередки случаи, когда удаляются публикации и блокируются аккаунты, при этом не предоставляется мотивированный ответ с объяснением причин. Зачастую причиной такого рода казусов является отсутствие элементарного механизма взаимодействия. Закон позволит выстроить эффективное сотрудничество с владельцами онлайн-платформ, направленное на оздоровление онлайн-среды. Это в свою очередь позволит вести мониторинг вредоносного контента особенно в отношении детей. 

2. Ключевым вопросом в рамках законопроекта является развитие интерфейса онлайн-платформ на государственном языке. На сегодняшний день не все онлайн платформы предоставляют возможность использования интерфейса на казахском языке, отсутствует элементарная возможность в полной мере ознакомиться с пользовательским соглашением.

На сегодняшний день растет объем контента на казахском языке, а также количество пользователей, заинтересованных в развитии современных цифровых технологий на государственном языке. 

3. Особое значение будет уделено необходимости маркировки рекламы пользователями, размещающих рекламный контент. В то же время будет вестись более детальная работа по выявлению запрещенной законом рекламы. За последние годы с развитием онлайн-индустрии в Казахстане так и не было сформировано законодательство, регулирующее распространение рекламных материалов на онлайн-платформах.

Вследствие этого активно распространяется реклама запрещенных материалов и мошеннических схем. Ввиду этого является целесообразным разработка нового законопроекта с учетом текущего положения дел. 

4. Касательно рекламы в отношении онлайн-платформ, планируется предусмотреть обязательства по более скрупулезному анализу механизма таргетированной рекламы, особенно в отношении детей. С увеличением количества пользователей увеличивается и количество рекламы, продвигаемой за счет так называемого таргета.

Ввиду того, что таргетированная реклама не проходит модерацию  с учетом казахстанского законодательства, зачастую пользователям транслируется запрещенная законом информация. Между тем, при выявлении таковой отсутствуют механизмы ее ограничения и или удаления. Остро стоит вопрос целенаправленной рекламы в отношении детей, чья психика является уязвимой для огромного спектра контента, транслируемой в социальных сетях. 

5. Также законопроект предусматривает развитие онлайн-среды в безопасном и прозрачном ключе. Предлагается внедрение норм, которые позволят бороться с контентом, содержащим буллинг и ненавистную риторику на основании обращений самих граждан РК.

Огромное количество несовершеннолетних подвергаются кибербуллингу, что в свою очередь подвергает угрозе их ментальное и физическое состояние. Популярность социальных сетей и устойчивая тенденция совершения суицидов говорят о серьезности данного вопроса и необходимости более скрупулезной модерации контента.   

6. Анализ международного опыта демонстрирует, что для эффективного регулирования деятельности социальных сетей необходимо первоочередное и непосредственное взаимодействие с руководством онлайн-платформ. В то же время частичное внедрение норм не обеспечит целостного регулирования и действенной борьбы с недостоверной информацией. Так, в Германии в 2018 году окончательно был принят «NetworkEnforcementact», согласно которому медиа платформы с более чем 2 млн подписчиков обязаны удалять вредоносную информацию.

23 апреля 2022 года странами-участницами ЕС было достигнуто соглашение касательно законодательного предложения Digitalservicesact, который полностью контролирует функционирование алгоритмов социальных сетей, в рамках которого предусмотрены механизмы подачи жалоб, рассмотрения обращений, модерации контента и онлайн рекламы. В Великобритании законопроект OnlineSafetyBill прошел 2 из 3 стадий слушаний в палате общин. Согласно проекту закона, вводится понятие Harmfulinformation. Информация, попадающая под эту категорию, подлежит немедленному удалению со стороны владельцев социальных сетей. В рамках вышеуказанных законов устанавливается тесное сотрудничество государственных органов с владельцами онлайн-платформ и совместный мониторинг социальных сетей. 

7. В казахстанском законодательстве отсутствует понятийная база, необходимая для стандартизации правовых положений в соответствии с международным опытом. Активное развитие цифровых технологий, особенно в сфере информации, создает необходимость наличия нормативно-правового базиса для своевременного регулирования возникающих рисков и угроз.

В развитых западных странах уже имеются законы, регулирующие деятельность онлайн-платформ и возникающие на регулярной основе цифровые сервисы. В последние годы в гражданский обиход уже прочно вошли такие понятия, как таргетированная реклама, онлайн-платформы, блогеры, посты, контент и другие, при этом отсутствует их правовое оформление, что делает законное регулирование невозможным.  

8. В части совместного партнерства с онлайн-платформами Министерство в последние годы активно налаживает сотрудничество с собственниками международных социальных сетей, проведены переговоры с представителями компаний социальных сетей: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Mail.ru», «Livejournal», «Facebook», «Instagram», «Tiktok», «linkendin», мессенджера «Telegram», которые восприняли данную инициативу с положительной стороны и выразили согласие на развитие сотрудничества.

Представители онлайн-платформ в целом с пониманием воспринимают предложения о сотрудничестве в вопросах удаления противоправного контента, нарушающего требования международного права и законодательства Республики Казахстан. В частности, с руководством ТикТок прорабатываются вопросы модерации контента для детей в возрасте до 13 и формирования безопасной онлайн-среды. 

Читайте также:

Айгерим Ескендирова
Поделитесь: