Особенности современных ток-шоу в казахстанской телеиндустрии

18 Октября 2017, 09:45 9735

В отечественном телевидении жанр ток-шоу широко распространен

В отечественном телевидении жанр ток-шоу широко распространен. В основном в программе поднимается одна тема, злободневная на сегодняшний день. Приглашаются гости-скептики, которые выражают свои мнения-позиции. Для зрителей интересно знать, какой позиции придерживается тот или иной спикер. Ток-шоу, которые поднимают актуальные темы, имеют большую аудиторию. Одной из самых популярных ток-шоу на национальном канале считается ток-шоу «Айтуға оңай». На отечественном телевидении ток-шоу очень много, к примеру: «Выход есть», «Қыздар арасында» на 7 канале, «Алаң», на телеканале «Қазақстан», «Біздің үй», «Бұйымтай» на телеканале «Хабар», «Кешкі  кездесу» на «Первом канале Евразия», «Шындығы сол» на телеканале «Алматы», «Кеш емес» на телеканале «Астана» и так далее. Программа в жанре ток-шоу «Айтуға оңай» выходит в эфир с понедельника по пятницу, хронометраж 40 минут. В основном до выхода, данного ток-шоу, многие казахстанцы смотрели российские ток-шоу, передачи, так как своих таковых не было. 

Многие внимательно наблюдали за историями, что показывали на «Первом канале», в программе «Пусть говорят». Конечно, рейтинги на этом ток-шоу высокие, так как собирал огромную аудиторию из разных стран СНГ. И вот огромное счастье было для казахстанцев выход отечественного ток-шоу на национальном канале. Все уже наблюдали за историями наших казахстанцев. 

Так же как и в других ток-шоу здесь обсуждаются вопросы общественного и социального характера. Рассказывается об истории одного героя, приглашаются скептики, которые могут помочь в разрешении его проблемы. Но, точно такое, же ток-шоу есть и выходит в эфир на национальном канале. Программа «Алаң» представлена в виде дискуссионного клуба с участием популярных общественных деятелей и ученых, ярких представителей сферы искусства, литературы и студенчества. Круг обсуждаемых вопросов — духовно-нравственная проблематика, волнующая аудиторию: как мы живем? какие у нас ценности? куда движется современное общество?

Жанр: социальное ток-шоу Хронометраж: 50 минут

Периодичность: еженедельно

Язык вещания: казахский

Эфир: пятница

Здесь зритель возмущается в том, что идет копирование темы, формата программы и выхода в эфир на одном и том же канале. В программе «Алаң» поднимаются общественно-социальные проблемы. И ток-шоу «Айтуға оңай»  своей целью поставил освещение и разрешение этих же вопросов. Так нужно ли было объединить эти 2 программы или поменять тематику и формат одной из передач. В ток-шоу «Айтуға оңай» приглашается герой, в студии освещают его проблему. 

Если целью ток-шоу является помощь герою, то напрашивается вопрос: «А стоило ли это решение ему мучений и позора на всю страну». Здесь мы наблюдаем, как ведущий Бейсен Кумарбек лишний раз задевает героя, тем самым давит, чтобы раскрыть его полностью. Данный подход немного отталкивает зрителя на участие в программе, ведь не каждый захочет решать свою проблему на всеобщее обозрение, а ведь людей с наболезненной историей очень много. К примеру, была программа на тему: «Суицид среди подростков». В студию был приглашен герой-парень, который хотел распрощаться с собственной жизнью. Естественно в студии были допросы, вместо того, чтобы переубедить его не делать такой поспешный шаг и брать грех на душу. Со сторон гостей и экспертов было оказано давление на парня с расспросами: «Как ты хочешь себя убить?», «В чем причина твоего решения», «Какой способ выгоден для тебя?», и так далее. 

Конечно, здесь для того, чтобы узнать психологию парня, нужно знать причину его решения. Быть может безответная любовь, недопонимания между друзьями или родственниками. Но здесь было явно видно, что подросток страдает тем, что у него переходный возраст. И он сам не знает ответа на поставленные вопросы. И если бы знал, то не стал бы приходить в студию и просить помощи. Еще один пример. В эфир показывали тему про алименты. В студию со своей проблемой пришла женщина, к тому же не одна, а с девятилетней дочерью. Вместо того, чтобы помочь женщине гости и эксперты набросились на героиню с расспросами, не обращая внимания на то, что рядом сидит несовершеннолетний ребенок, который очень даже впечатлительный. Если на российском ток-шоу «Пусть говорят» поднимается тема, то непременно герою, который пришел в студию помогают в разрешении проблемы, и в конце вопроса ставится жирная точка. Здесь же не совсем так. 

Главное для ток-шоу «Айтуға оңай» поднятие темы. И гости-эксперты, которые пришли в студию имеют одну позицию – лишь бы высказаться. Иногда зрители, даже сами участники не понимают, что вообще говорят. Все стремительно хотят высказаться, но, по сути, оно или нет, не важно, главное красиво выраженная речь. Еще раз заглянем в историю отечественного токшоу.  
Этот жанр появился в 60-е годы XX-го века. В самом начале на ток-шоу поднимались социальные и политические вопросы. Позже журналисты начали обращать внимание зрителей на их же проблемы, проблемы одного человека. И таким образом в студии ведутся не скучные разговоры, а дебаты и споры, касательного того или иного вопроса. 

Как утверждают исследователи жанра ток-шоу, этот жанр включает в себя несколько функции: интервью, дебаты, импровизация ситуации. Вся работа ток-шоу отражается на ведущем. Ведущий ток-шоу «Айтуға оңай» Бейсен Кумарбек в ходе дискуссии не должен придерживаться чьей-либо стороны. Но, мы замечаем, что иногда он нервничает, заступается за кого-то, или в случае разоблачения героя, готов его осудить. Рейтинг и признание ток-шоу напрямую зависит от ведущего. 

Ведущий должен быть разносторонним. Иногда, смотря на то, как ведет программу Бейсен Кумарбек, можно заметить, как он не так реагирует на происходящее. Иногда зрители не понимают, о чем идет речь, ведь есть темы, где в протяжении 40 минут болтают об одном, но вот смысла здесь нет, так как тема не раскрывается полностью. А в выводе ведущий только и знает, что говорит свое ключевое слово «әрине, Айтуға оңай, аман сау болыңыздар» и так всегда. Конечно, многие хвалят программу, но есть и те, кто говорит критику. 

К примеру, в форуме есть много мнений: одни пишут, что это копирование российских ток-шоу, казахи не умеют решать проблемы, вместо того, чтобы заглядывать в корень проблемы, начинают говорить, это нельзя, это можно, то есть, смотрят на проблему лишь сверху. Также пишут, что если даже в студии сидит герой, то эксперты не в силах ему помочь, так как очень слабые, будто пришли не решать проблему, а так показать себя. Одни пишут, что это подставные герои, и казахам вообще не идет, вести себя так, раскрывать свои проблемы публике. Есть также люди, которые пишут, что это единственное ток-шоу на казахском языке, где освещают проблемы простого народа. Также пишут, что ток-шоу имеет хороший рейтинг, пишут, что ток-шоу реально помогает людям, и настало время переходить на этот формат.

В основном в программе «Айтуға оңай» поднимаются социально-значимые вопросы. Гости программы – простые казахстанцы, люди творчества, общественные деятели, политики и представители госорганов. Участником может стать любой человек, имеющий свою историю той или иной теме. К примеру, рассмотрим тему «Агентомания: польза и вред социальных сетей». Цель: показать все плюсы и минусы социальных сетей. Здесь в программе большой акцент делается на то, что в соц.сетях сидят не только взрослые, но и дети-школьники, так же ведут себя как взрослые, знакомятся, общаются, а некоторые молодые люди успели и пожениться. В программе участвовали несколько человек: героиня, врач, учительница, родитель, психолог. В начале героиня-Аяжан, которая учится в 6 классе, рассказывает, о том, сколько времени сидит в агенте. И почему поддерживает данную связь. 

После Бейсен приводит статистику: что 11 млн. людей пользуются в месяц, а вдень 2 млн. человек и рассказывает, откуда пришел нам агент. Врач Карлыгаш-второй спикер, рассказывает о вреде агета, о том, что люди теряют зрение, слух, сидя за компьютером несколько часов, также электромагниты плохо реагируют на суставы и нервы. Врач приводит статистику во Франции, в качестве примера, что в год во Франции 80 людей делают операции на суставы. Учительница

Мадина рассказывает о том, что ученики заинтересованы в другом. У них слабая успеваемость и всему причина – влияние социальной сети. В качестве примера она задевает героиню, говорит, что у нее видимо тоже плохая успеваемость. Из родителей выступает мать – Марина, говорит о том, что против того, чтобы ребенок был зарегистрирован в социальной сети. Так как они во время не обедают, успеваемость снижается, меняется поведение и характер. А это ни к чему хорошему не приведет. Далее ведущий прерывается на снх, отвечает инспектор по делам несовершеннолетних Кырмызы. Говорит о том, что из-за телефонов, дети не обращают внимание на дорогу, светофор, и все это приводит к авариям, разным происшествиям, виной всему является соц. сети. Конечно, вина есть и у водителя, который тоже увлечен соц. Сетью и советует также героине, чтобы записалась в клуб, или на дебаты. Родитель – Диас, говорит, о том, что дети виртуально знакомятся, заводят друзей. Но о том, кто сидит по ту сторона экрана, неизвестно. Психолог Асель говорит о психической зависимости детей. Говорит о том, что нужно пользоваться только по делу и общаться со знакомыми. После приводится блиц: какая польза есть в агенте?

Приводится много мнений, новизна, современность, удобность в общении и так далее. После программа завершается тем, что ведущий делает вывод, что можно пользоваться, лишь бы не быть обманутыми. Возможно, программа вышла удачно, если бы была адресована лишь детям-школьникам, а если брать обширно, то здесь нет реальных героев, которые пострадали от соц.сетей. Мне кажется, надо было обширно брать тему.  Сам Бейсен Кумарбек о ток-шоу говорит так, что пришел сюда по приглашению продюсера Серик Аббас-Шаха и журналиста Алии Кудайберген. Несомненно, свою популярность Бейсен завоевал именно, работая на этом токшоу, а это значит, что передача имеет большую аудиторию. Программа дважды была открыта и в то же время закрыта, так как работали две команды. Целый год снимались программы и не выходили в эфир. Быть может, редакция запасалась программами. На сомнение зрителей о том, что программа вымышленная, в своем интервью газете говорит, что есть программы, где играют актеры, на основе реальной истории. Бейсен Кумарбек приводит пример, что в эфир выходила тема «Я женился на девушке моего лучшего друга».

Бейсен Кумарбек: «Эта история была в жизни коллеги, и редакция подобрала актеров, так была сделана программа. Программу делать нелегко.Для этого требуется время, причем-таки много времени. Зрители иногда не верят правдоподобности программы, думают, что все вымышленное. Но, нет. Также мы ориентируемся на политику канала. Цель национального канала – возобновление и агитация национальных ценностей, культуры. Освещение проблем без какого-либо скандала. Но, не смотря на это, я рад, что у нас есть возможность делать шоу. В жизни я совсем другой человек. Бейсен, которого видят за экраном вспыльчивым, эмоциональным, не такой в обычной жизни. Для того, чтобы сделать шоу, раскрыть героя нужно вести себя так, так как в казахском менталитете нет такого, чтобы люди рассказывали о своих проблемах на всеобщее обозрение. Многие только и знают, что секретничают, стесняются выходить на камеру. Для меня важно, сделать шоу. Если я не буду себя вести так, задевать гостя, переходить на эмоции, то и все в студии будут сидеть скромно. А это приведет к тому, что зрителям вовсе будет не интересно смотреть нас. Поэтому важно заряжать энергию, чтобы получилось хорошее ток-шоу».

Хоть и для казахстанского зрителя жанр ток-шоу совсем новый и молодой. В ток-шоу поднимаются разные вопросы, разные темы, и то, как это обсуждают спикеры и гости программы интересно всем. Современное телевидение шагнуло вперед, и порой мы следуем за тенденциями, которые нам диктуют современные реалии. 

Дария Мади
Поделитесь: