Осень, я давно с тобою не был

26 Августа 2019, 11:25 4321

Советы психолога как пережить осеннюю хандру детям и взрослым

Лето подошло к концу. Прощай, тепло, прощайте, ласковые солнечные лучи, зелень деревьев, цветы на клумбах и … хорошее настроение. И если на западе и юге Казахстана тепло и солнце еще задержатся на несколько недель, а «бабье лето» порадует буйством красок, то на севере и востоке совсем скоро зарядят дожди. А это значит – чавкающая грязь под ногами, низкое хмурое небо и неизбежная осенняя хандра. А тут еще и дети пошли в школу, а значит,  на родителей ложатся новые заботы - уроки, домашние задания, классные собрания, спортивные секции, кружки и приходящие в самое неподходящее время сообщения в родительских чатах. В общем, хорошего не очень много. «Ну почему же не много? – удивляется столичный психолог Бибигуль Жангожина. – Осень - прекрасна, и школьники в семье – тоже хорошо! Надо просто уметь расставить приоритеты».

(На фото: Бибигуль Жангожина)

Дети, в школу собирайтесь

Когда в семье появляется первоклассник, родители теряют покой и сон и перестраивают жизнь всей семьи под школьное расписание. А за год до этого мамы и папы ведут интенсивные поиски престижной школы, определяют кружки и спортивные секции, которые их чада просто обязаны посещать, решают, кто будет провожать ребенка в школу и встречать его. И вся семья при этом испытывает настоящий стресс, который неизбежно сказывается и на ребенке и на взаимоотношениях родителей.

Так что же происходит с вашим малышом, когда он идет в школу? – Главное - у него меняется вид деятельности. «Если до школы дети познают мир, в основном, через игру, то начиная с семи лет, они воспринимают информацию не только через игры, а еще и  через слово, чтение, цифры», - говорит Бибигуль Жангожина.

Психологи считают, что возраст с 7 до 11 лет – это период, когда дети учатся учиться. И то, как они себя в этот период чувствуют, формирует их представление о деятельности в будущем, а  какие отношения складываются с первой  с учительницей, так будут выстраиваться отношения позже  с начальством, уверены психологи. «Поэтому очень важно, кто у ребенка будет первым учителем. И мой совет – искать надо не престижную школу, а хорошего, доброго, спокойного и  профессионального учителя, тогда вашему ребенку будет легко учиться, и он с радостью будет бежать в школу», - говорит Б. Жангожина.

За лето дети привыкли к свободному образу жизни, просыпаются, когда хотят, засыпают, когда хотят, просыпаются.  Но недели за две до начала школьных занятий психологи рекомендуют отправлять детей пораньше спать и, соответственно, раньше будить их утром, а также давать несложные задания – почитать, написать, нарисовать.

«Очень важно, чтобы у детей был нормальный режим сна, ребенку младших классов надо спать 10 часов в сутки. Значит, спать он должен лечь в 9 часов вечера, а проснуться в 7 утра. Школьники среднего звена  должны получить 9 часов сна, и только старшеклассники могут спать 8 часов. Если у ребенка почему-то  не получается ночью поспать всю положенную норму, то можно выбрать время  и часок днем поспать», - говорит психолог.

А еще, призывает родителей Бибигуль Жангожина, сама мама троих школьников, очень важно учитывать нагрузки. «Сейчас многие родители перегружают детей, особенно в начальных классах  – у них и спорт, и музыка, и шахматы, и ментальная арифметика, и английский. Остановитесь! Нужно смотреть на способности ребенка, на его ресурсы, насколько он готов все это освоить. Разговаривайте со своим ребенком, а не отдавайте ему указания», - говорит психолог.

Между эмоцией и функцией

Психологи  считают, что есть два вида взаимодействия родителей с ребенком – функциональный и эмоциональный. Очень часто родители бывают «функциональными», то есть их взаимодействие с ребенком ограничивается вопросами - ты уроки сделал, какую оценку получил, руки мыл, поел? Очень часто между двумя поколениями нет эмоционального контакта. «Что такое эмоциональный контакт? – Родитель спрашивает и знает, что хочет ребенок и что он чувствует. Наши чувства формируются от наших потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, мы радуемся и чувствуем себя хорошо. Если наши потребности фрустрируются, нам не дают того, что мы хотим, то мы злимся, отчаиваемся, разочаровываемся. Поэтому очень важно знать, что хочет ребенок. Спрашивать его и по возможности удовлетворять его потребности», - поясняет психолог.  Естественно, чем  больше своих потребностей человек удовлетворил, тем он счастливее. Но жизнь так устроена, что все потребности удовлетворить нельзя. И тогда начинаются детские капризы.

«Просто так, на ровном месте, капризы не возникают. Очень часто ребенок, что называется, «нацелен на функционал»:  то дай, это купи. Это значит, ему просто не хватает внимания. Иногда такой ребенок может даже  деньги воровать у родителей, но это не  значит, что ему не хватает игрушек, лакомства или тем более  денег. Ребенку не хватает эмоционального внимания взрослых – родителей, дедушки, бабушки», - говорит Б. Жангожина.

Если ребенок капризничает, плачет,  психологи советуют сесть так, чтобы оказаться на одном уровне с ребенком, а не грозно  нависать над ним, и спросить - что происходит. «Надо спросить ребенка - ты испугался, ты разозлился, ты обиделся. Так мы приучаем его понимать, что с ним происходит. А потом нужно обнять ребенка, чтобы часть той боли, которая была у него, забрать себе. Нам взрослым легче справиться, чем ребенку. Он может быть себя физически плохо чувствует, либо какая-то эмоциональная боль, переживание. Просто так ребенок никогда не капризничает. За капризами может стоять что-то важное. Мы должны это через общение узнать. Зачастую родители не слышат своего ребенка, и тогда он начинает включать все свои ресурсы, капризничать, чтобы его просто услышали», - говорит психолог.

Родители должны понимать, что ребенок в школе устает, и, если не давать ему возможность отдыхать, то он будет болеть и через болезнь получать необходимый ему отдых.  «Дайте ему возможность просто прилечь на диван, просто побыть с самим собой, порисовать, полежать. Слишком жесткого распорядка дня быть не должно, все в рамках  возможностей вашего ребенка - физических, эмоциональных, интеллектуальных. Если ребенок уже вымотан и говорит, что сегодня не пойду в школу, то можно, наверное,  и пропустить один день, если, конечно, в этот день нет контрольной работы. Если вы не разрешите пропустить занятия в такой ситуации, то, скорее всего, ребенок заболеет недели на две.  Мы же, взрослые, иногда можем  себе позволить  взять на работе отгул, это нормально. Мы живем не для того, чтобы выполнять какие-то бесконечные задачи, а чтобы жить, чтобы впитывать, познавать, наблюдать», - говорит психолог.  

А иногда взрослые должны брать решения на себя и говорить – я родитель, поэтому я принимаю какие-то решения и за тебя тоже. Например, ограничиваю пользование телефоном или планшетом. «Психика развивается при поддержке и фрустрации – поддержали, ограничили. Если только ограничивать, ребенок будет травмирован, если только поддерживать, ребенок будет избалован. Психика развивается, когда есть определенные задачи. Если задач нет, то человек не подготовлен к жизни. Важно с одной стороны поддерживать ребенка, а с другой стороны ограничивать», - подчеркивает Бибигуль Жангожина.

Под лаской плюшевого пледа

Психологи особо подчеркивают, что  главные в воспитании детей – это ни учителя, ни бабушки и дедушки, а папа и мама.

«Дети -  это всегда ответственность родителей. Если в процессе воспитания детей у вас  возникает конфликт с бабушками и дедушками, то нужно  с ними договориться – сейчас мы главные, а вы наши помощники. Когда мы были детьми, тогда главными были вы, а теперь наша очередь.  Если не получается  самостоятельно договориться, то идите к психологам, психотерапевтам и решайте эти вопросы», -  предупреждает Бибигуль Жангожина.

Многие родители страдают гиперопекой, и, например,  пишут в родительский чат, «что нам сегодня задавали?».  Это не нормально, считают психологи. Надо первое время, в  первую четверть, показать ребенку алгоритм, когда делать уроки, когда отдыхать. И потом  ребенок должен научиться делать уроки и распоряжаться своим временем  сам.

«Ребенок учится – это его работа. Как он сейчас научится трудиться и отвечать за свой труд, так и сложится его жизнь. Родителям не надо делать уроки за детей, а надо поддерживать их. Не нужно ставить рекорды и  делать трагедию из того, что ребёнок не отличник. Помогите своему ребенку любовью, дайте понять, что вы его не отвергаете, а слышите и понимаете. Ребенка важно хвалить, но не захваливать», -  говорит психолог.

Тревожным родителям, зацикленным на оценках своих детей, на выполнении ими домашних заданий и посещении многочисленных кружков и секций, психологи дают простой совет – займитесь собой, своим сознанием, своей душой. «Человек – это три составляющие: это тело, это душа, то есть наши эмоции, и разум, сознание.  Часто люди развивают что-то одно, либо тело, либо интеллект – это не правильно. Заниматься собой надо во всех  направлениях – читать книги, слушать хорошую музыку, ходить на фитнес, в бассейн, бегать по утрам, правильно питаться, заниматься чем-то приятным, чтобы почувствовать кайф, вязать, вышивать, играть в шахматы, например», – говорит психолог.

А если осенняя хандра все-таки случится, то налейте себе  горячий чай с апельсином и лимоном, укройтесь теплым пледом, согрейтесь, включите хорошую музыку  и … погрустите немного. А потом надевайте теплую куртку, не промокающие  сапоги, повяжите мягкий яркий шарф  и идите гулять под дождем. «Хандра – это  нехватка солнечного света, и поэтому надо гулять, пусть даже под дождем, солнечный свет проходит даже через тучи. Лечить хандру нужно прогулками, горячим питьем, движением и домашним уютом. Помните, вы родители, вы в семье главные и если вы счастливы, то будут счастливы и ваши дети», - говорит Бибигуль  Жангожина.

Ольга Коваленко
Поделитесь: