"Оппенгеймер": оправдал ли Нолан уничтожение Хиросимы и Нагасаки

31 Июля 2023, 12:13 7071

Культовый режиссер Кристофер Нолан вновь явил миру кинематографическое чудо. Прямо сейчас всех волнует реакция японцев на данную ленту, ведь в некотором роде фильм предьявляет аргументы в защиту ученого, разработавшего оружие апокалипсиса. ИА El.kz  попытался разобраться в том не пытались ли создатели ленты оправдать Роберта Оппенгеймера.  

В мировом прокате фильм "Оппенгеймер" разрывает кассу. В ее основе автобиографическая книга американских историков Кая Берда и Мартина Шервина. 

Следует отметить, что создатели ленты проделали феноменальную работу, разобрав по косточкам ученого, его мотивы и поступки. 

Прежде всего Роберт Оппенгеймер - гений. Он видит глубже, чем обычный человек. И когда он создает атомную бомбу им руководит тщеславие и страсть ученого. Кроме того он, преисполнен мести за геноцид своего народа, которые устроили нацисты. 

И кроме того Оппенгеймер понимает, что Гитлер близок к созданию атомного оружия. А значит его нужно опередить. 

Осторожно спойлеры. 

США, создав вышеуказанные атомные бомбы для бомбежки Хиросимы и Нагасаки, исчерпали все свои технологические ресурсы. 

Чтобы создать новые бомбы вновь потребовалось еще немало времени. 

Роберт Оппенгеймер освободил джинна из бутылки. И когда Гитлер застрелился, у ученого, который контролировал производственный процесс могли зародиться сомнения в том, что он все делает правильно, продолжая разработку страшного оружия. И такие мысли были у всех ученых, работавших над атомной бомбой. 

Да что там говорить, Роберт Оппенгеймер всерьез рассматривал вариант, который приводил к цепной реакции и уничтожению всего мира даже от взрыва одной атомной бомбы. 

Однако поражение гитлеровской Германии не остановило гения. Он продолжает с маниакальной страстью создавать ящик Пандоры. 

Он не просто Прометей, как его представляли американские историки, он ближе к Виктору Франкенштейну - создателю монстра. Научная страсть Роберта поставила мир перед ужасом и собственным концом. 

 Когда бомба была создана, обсуждение ее применения на гражданских в правительственных кабинетах поражает своим цинизмом. И здесь ученый отличается. Он подает голос, что атомную бомбу нужно применить против гражданских, чтобы все увидели ее ужасающий эффект. 

И Роберт Оппенгеймер участвует в совещении, где члены комиссии выбирают города Японии, которые предлагается стереть с лица земли ядерным оружием. Ученый на этом совещании бледен, но при этом тверд в убеждении, что удары по военным базам бессмысленны. Уже потом на аудиенции с президентом Трумэном, Роберт выглядит иначе, он истерит и демонстрирует свои "руки в крови". Совесть не может мучить человека, который помог сжечь в ядерном пепле 220 тысяч человек. 

- Япония не сдастся, - такая красная мысль проходит через весь фильм.- При штурме полуострова погибнут тысячи американских солдат. Поэтому Японию нужно привести к смирению, применив чудовищное оружие. 

Гений и безумец

И вот тут то и угадывается линия, которую выбрали создатели ленты. Роберт Оппенгеймер был слишком гениален. Он понимал, что выпускает джинна из бутылки и понимал, что создает оружие, которое порождает соблазны его применения. 

Поэтому он с точки зрения Кристофера Нолана берет человечество за руку, как маленького ребенка и обжигает о кипящий самовар. Все для того, чтобы оно никогда больше к нему не приближалось.

Роберт Оппенгеймер по версии Нолана, сознательно уничтожил Хиросиму и Нагасаки только для того, чтобы человечество ужаснулось и больше никогда даже не помышляло применить атомное оружие. Ведь в противном случае погибнут не миллионы, а все. 

Совесть и слабость

Фильм однозначно не дает ответы на некоторые важные исторические вопросы. А их очень много. Помог ли Роберт Оппенгеймер, будучи в душе страстным коммунистом и человеком, женатый на коммунистке, заполучить ядерное оружие СССР?

Разумеется такие возможности у него были. А сделал это к слову, другой ученый, работавший в команде Оппенгеймера - Клаус Фукс для того, чтобы восстановить в мире паритет. 

Безусловно на Западе среди интеллигенции было немало людей, куда больше чем сейчас, сопереживающих СССР и идеям всеобщей справедливости. 

Зато фильм четко демонстрирует боль Роберта Оппенгеймера на грани сумасшествия, который осознал к каким смертям и страданиям привели ядерные бомбы, удаврившие в Японии. Впрочем, судя по всему ученый смог с этой трагедией справиться. Настолько что всю последующую часть фильма он борется за сохранение своей зарплаты. 

И при этом не забывает выступать на телевидении, призывая к ядерному сдерживанию и контролю за этим вооружением. То есть демонстрирует себя пацифистом. Однако антагонист фильма - некий сенатор, которого играет Роберт Дауни младший не верит ученому, считает, что он играет на публику праведного мученика.  

Акелла промахнулся

Самым большим разочарованием фильма стал взрыв ядерной бомбы. Кристофер Нолан сознательно отказался от спецэффектов. Поэтому испытание атомного оружия снимали с помощью обычных средств. 

Увы, ничего не получилось. Заурядные языки пламени от тротила не смогли достоверно "сыграть" ядерную бомбу. 

Если Нолан, который до этого творил шедевры с помощью спецэффектов в "Интерстелларе" и "Начале", так уж хотел казаться консервативным, то он мог воспользоваться обычной архивной съемкой, тех же испытаний в Семипалатинском полигоне. 

 Вместо того, чтобы напугать человечество еще раз  и предупредить, что выживших в ядерной войне не останется с помощью правдивого визуала, Нолан предпочел уподобиться мейкеру из Болливуда с помощью дешевых трюков. 

Кино и актеры

А вот кинокаст не подкачал. Роберт Дауни-младший, Эмили Блант, Килиан Мерфи и Мэтт Дэймон вновь заявили о себе, как о высококлассных актерах. Не зря перед фильмом весь каст сдружился настолько, что позволял себе совместные гулянки. (К ним присоединился Джон Красински). Очевидно, ребята, а именно Блант и Мерфи уже предвкушают, как будут выходить на сцену "Кодак театра" для получения "Оскара". У остальных участников этой компании такая награда уже есть. 

Рустем Омаров
Поделитесь: