Главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан по внешней политике и международным отношениям Алия Мусабекова рассказала о предназначении Шанхайской организации сотрудничества и целях вступления в нее других стран, сообщает El.kz.
- Алия Бесенбековна, что особенного произошло за год председательствования Казахстана в ШОС?
- Казахстан приступил к председательствованию в Шанхайской организации сотрудничества в июле прошлого года. На протяжении всего года была проделана достаточно большая работа, проведено более 100 мероприятий, в том числе энергетический и цифровой форумы. Саммит становится завершающим мероприятием, на котором будут подведены итоги за этот год. Ожидается, что на саммите будет принято около 20 документов, которые в течении года были согласованы со странам-участницами организации. Это достаточно интересные и значимые документы. Самый главный из них – это Астанинская декларация, которая будет подтверждать принципы и позиции ШОС по текущим международным кризисам, тенденциям. Будет принята предложенная Главой Казахстана Касым-Жомартом Токаевым инициатива ШОС «О мировом единстве за справедливый мир и согласие».
Принятие данной инициативы – это своего рода реакция Шанхайской организации сотрудничества на происходящее сегодня в мире геополитические потрясения, на конфликты в Украине, на ближнем Востоке и в целом на рост конфликтов по всему миру. Это отражение стремления ШОС к обеспечению безопасности. Безопасность становится своеобразным краеугольным камнем, вокруг которого проводится работа Организации.
На саммите будут приняты документы по широкому спектру взаимодействия – в сфере экономики, торговли, энергетики, в рамках борьбы с терроризмом, в плане цифрового развития, преодоления цифрового неравенства – практически во всех сферах сотрудничества. Охват очень широкий. Это говорит о том, что ШОС становится универсальной организацией. Если 20 лет назад она начиналась как закрытый клуб с очень ограниченным мандатом, который занимался только решением приграничных споров независимых государств Центральной Азии и Китая, деятельность организации распространялась только по контуру границ, то сейчас можно сказать, что это глобальная структура, которая занимается практически всеми вопросами и работает по всем направлениям.
- Какие плюсы для Казахстана от председательства в ШОС?
- Для Казахстана председательствование в Организации это, прежде всего, большая ответственность. Увеличивается нагрузка на страну, на ее ведомства, на организационный комитет, который занимается проведением всех мероприятий. Преимущество для Казахстана состоит в том, что на платформе ШОС он может продвигать свою позицию. Мы нацелены на укрепление международной безопасности. Сейчас мы живем в таком геополитическом окружении, когда для нас важно обеспечить устойчивое развитие, как внутри страны, так и по внешнему контуру. В этом плане ШОС является подходящей площадкой для подтверждения своих позиций, чтобы мы могли проактивно говорить о миротворчестве, о том, что необходимо соблюдать принципы международного права.
Активное участие в ШОС и формирование повестки саммита нам помогает проявлять и продвигать эту инициативу и показывать, что это именно наша инициатива, что это наш Президент заявляет об этом, позволяет придать предсказуемый характер процессам, происходящим вокруг нас на огромном Евразийском континенте.
Важно отметить, что повестка была не конфронтационная, а кооперационная. То же самое можно сказать и в целом о ШОС. В составе Организации есть страны, между которыми были и есть натянутые отношения. Но несмотря на это, даже когда есть активные конфликты, эти государства ежегодно встречаются, садятся за стол, обсуждают все вопросы и пытаются прийти к компромиссу. Это и есть тот самый так называемый «Шанхайский дух». То есть даже если у стран совершенно разные политические системы, разные дипломатические, политические традиции и взгляды, если это абсолютно разные государства, все равно они пытаются прийти к консенсусу. Эта особенность ШОС и привлекает самые разные страны от Саудовской Аравии до Сербии или, к примеру, Македонии, которые проявляют интерес и заявляют о желании стать партнерами по диалогу, либо подают заявки в качестве наблюдателей. К слову, в прошлом году президент Турции заявил о том, что его страна заинтересована в участии в ШОС, хотя она является членом НАТО.
Проведение мероприятий в рамках ШОС и, прежде всего, сам саммит привлекают туристов. Люди приезжают в Алматы, и видят, какой это красивый город. Как нам сообщили, в Астану в дни саммита прибудет около 10 тысяч зарубежных делегатов. То есть это дополнительно 10 тысяч гостей. Это большая нагрузка для гостиничного бизнеса и городской инфраструктуры, но, в то же время, это, своего рода, проверка на прочность и стимул, мотивация улучшать условия, сервис.
- Что Вы думаете о намерениях Беларуси вступить в ШОС?
- В этом нет ничего удивительного. Беларусь уже с 2015 года является партнером ШОС. Решение о начале вступления ее в Организацию было подписано два года назад. Александр Лукашенко принимал участие в семи последних саммитах Шанхайской организации сотрудничества. Сейчас они становятся полноправными членами Организации, но фактически это уже давно партнер Организации и официальное вступление – это формальность, завершение процесса вступления. В рамках сотрудничества в ШОС Беларусь заинтересована прежде всего из-за возможности участия в проекте по формированию единого транспортного пространства ШОС. В Организации есть такой живой хороший проект по созданию сети автомобильных дорог. Именно этот проект очень сильно заинтересовал Беларусь. У них есть выход на Европу, и присоединение Беларуси к этому проекту качественно поднимает уровень этого транспортного пространства. Республика заинтересована в развитии международных автомобильных и железнодорожных перевозок и не только. Поэтому вступление Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества было вполне ожидаемо.