Одежда с неограниченными возможностями

26 Сентября 2017, 17:50 6692

Бизнесвумен открыли единственный в Центральной Азии цех по пошиву одежды для особенных людей

Социальное предпринимательство как вид деловой активности в Казахстане появилось сравнительно недавно. Его задача – решение социальных проблем через бизнес-подходы, т.е. создание устойчивых предпринимательских моделей. Один из успешных примеров такого бизнеса – швейный цех по производству «умной» одежды для людей с особыми потребностями «Нуралау». Авторами проекта являются социальные предприниматели из Алматы Нургуль Сейтбекова и Алия Кадралиева.

С чего все начиналось

Работая в ОФ «Агентство Корпоративная Социальная Ответственность Центральная Азия», Нургуль Сейтбекова столкнулась с проблемами людей с ограниченными возможностями и, посовещавшись с коллегами, решила открыть цех по пошиву адаптированной одежды. Никогда в нашей стране еще не производили такую одежду. Обувь, протезы, стельки, технические средства - все это у нас производят, а если и нет, то государство закупает за рубежом и обеспечивает людей с особыми потребностями согласно действующему законодательству. При этом одежда также является обязательным элементом, удобство которой влияет на качество жизни.

Алия Кадралиева приняла решение о том, что проект станет частью программы корпоративной социальной ответственности. Так начался путь проекта «Нуралау» – одежды для людей с ограниченными возможностями.

Начали с самого главного – диалога со стейкхолдерами, анализа потребностей, «снятия мерок». Это были долгие встречи-беседы с людьми с различными видами инвалидности, родителями детей-инвалидов, руководителями ассоциаций инвалидов, государственными органами по работе с инвалидами, в ходе которых постепенно начали раскрываться потребности, особенности, ожидания, рекомендации.

Только после этого начали конструировать, кроить и шить особую одежду.

«Мы сшили 7 пробных моделей брюк прежде, чем сделать самые удобные. Было много попыток, потрачено много ткани, времени. Однако нашей главной целью было сшить именно такие брюки, которые были бы удобны для людей с различными особенностями. Необходимо, чтобы они были комфортны не только в носке, но и в процессе одевания, доступны по цене. При этом были еще и красивы. Так родился наш слоган: Удобно. Доступно. Красиво», – рассказала Нургуль.  

SAP UP – локомотив для социального бизнеса

Конкурс социальных предпринимателей SAP UP, в котором проект получил гран-при, стал знаковым для «Нуралау».

«Мы знаем, что конкурс SAP UP – это отработанный процесс по отбору действительно лучших идей, способных решить социальные проблемы. Победа в конкурсе SAP UP укрепила нас в мысли о необходимости, актуальности проекта. Мы благодарим SAP UP за веру в нас и поддержку», - сказала Алия Кадралиева.

Однако у проекта немало сложностей. Так, даже сами люди с инвалидностью не знают о существовании адаптированной одежды, ведь ее никогда не производили в нашей стране, а импортную не завозят из-за дороговизны. Кстати, цены на одежду вполне доступны, это один из принципов проекта. Для примера, зимний теплый мешок для ног, а это одно из самых востребованных изделий, стоит 20 000 тенге, это в несколько раз дешевле, чем российский аналог. Мешок сшит из водонепроницаемой хлопчатобумажной ткани казахстанского производства, подклад тоже отечественный. Фурнитура, к сожалению, только импортная и достаточно дорогая.

«Сейчас мы ищем спонсоров, которые могли бы выкупить у нас зимние комплекты, мешки для ног и утепленные накидки для детей-инвалидов из малоимущих семей. Мы сотрудничаем с различными фондами, организациями инвалидов и стараемся обеспечить их», – поделилась Нургуль.

Сегодня цех находится в здании ТОО «РИВЦ», руководство которого, узнав о проекте, предоставило помещение безвозмедно. В цехе сейчас работает 6 человек, одна из которых – швея с нарушением по слуху. Кстати, изначально проект должен был обеспечить рабочими местами именно людей с инвалидностью. При расширении будут рассматриваться в первую очередь кандидаты с ограниченными возможностями.

Особенная одежда для особенных людей

Возвращаясь к моделям, хочется подробнее остановиться на деталях, которые и делают их адаптированными для людей с особыми потребностями. В первую очередь это дополнительные и особенные застежки, молнии, крепежи и, безусловно, особенности кроя. Так, определенные модели брюк могут быть полностью разложены на кровати в целое полотно, сверху укладывается человек с особенностями и это полотно превращается в полноценные брюки. Кроме того, на брюках есть специальные защипы, вытачки и другие особенности кроя, которые делают их удобными для людей, которые большую часть времени сидят. Цех шьет мужскую, женскую, детскую, зимнюю, летнюю одежду для людей с инвалидностью, временно нетрудоспособных (переломы, растяжения, постоперационный период), а также престарелых. У Нуралау даже есть свои ноу-хау, связанные с особенностями кроя и используемых тканей.

«Безусловно, мы хотим производить унифицированную одежду, которая подойдет различным группам, но готовы шить и по индивидуальным заказам. Учитывая, что набор особенностей может быть уникальным, мы будем максимально адаптировать одежду», – говорит Нургуль.

Таким образом, большую проблему повышения качества жизни людей с особыми потребностями решает небольшой цех с частными инвестициями, изготавливая адаптированную одежду. «Социальное предпринимательство – это решение социальных, экологических и культурных проблем через бизнес-подход. Еще Питер Друкер верил в возможность экономического прогресса при социальной гармонии, а социальное предпринимательство, на мой взгляд, и есть форма социальной гармонии», – считает Алия Кадралиева.

Как стать социальным предпринимателем

Социальное предпринимательство развивается в нашей стране в том числе при поддержке программ, реализуемых в рамках корпоративной социальной ответственности. Чтобы стать социальным предпринимателем, важно увидеть нишу, проблему, которую необходимо решать. А для этого важно ее разглядеть в огромном потоке информации, в котором мы живем. Что заставляет этих людей менять мир, решать «чужие» проблемы? Конечно, большое сердце и способность что-то предпринимать, брать ответственность, находить пути, правильных людей, таких же энтузиастов, искать информацию и т.д. Тренд развития социального предпринимательства в нашей стране будет укрепляться, и кто-то из вас также увидит проблему, которую можно решить через предпринимательство.

Фото: Алия Кадралиева

Олег Рябченко
Поделитесь: