Все хотят прожить долгую жизнь и сохранять своё здоровье, роль экологии в этом вопросе входит в число приоритетных. Об актуальных вопросах экологии и проблемах устойчивого развития туризма мы поговорили с заместителем председателя Казахстанского Национального комитета программы ЮНЕСКО «Человек и Биосфера» (МАВ), вице-президентом программы ЮНЕСКО «Человек и Биосфера» по региону Азии и Тихому океану Викторией Ильиной.
- Виктория в одном из ваших интервью, вы указали, что одна из проблем устойчивого развития туризма в Казахстане - поиск разумного баланса при посещении природных дестинаций (туристических объектов) . Что конкретно вы имеете ввиду под разумным балансом?
- Считаете ли вы, что законодательство в Казахстане недостаточно строгое в вопросах привлечения к ответственности за вред, который человек наносит природе? Быть может поэтому туристы недостаточно бережно относятся к окружающей среде?
- То, что может показаться очень строгим одному человеку, в то же время другим может быть воспринято как недостаточно строгое. Все зависит от точки зрения и субъективных составляющих в каждом частном случае. Иными словами, с позиции нарушителя законодательство всегда чрезмерно сурово, а с позиции тех, кто придерживается культуры законопослушного поведения и беспокоится о сохранении природы, законодательство недостаточно сурово. Того правового функционала, который мы имеем на сегодняшний день вполне достаточно для предотвращения и пресечения большей части противоправных деяний. Считаю необходимым отметить, что в этом вопросе сложно переоценить роль сотрудников ООПТ, которые ведут разъяснительную работу с населением. Необходимо наладить систематическое повышение квалификации предусматривающем изучение модуля актуальных изменений законодательства по вопросам связанным с природоохранной деятельностью. Либо наладить систему рассылки актуальных изменений сотрудникам ООПТ. Уверенность в своих знаниях позволит им более результативно вести свою деятельность по поддержанию надлежащего режима посещения природных объектов туристами. Безусловно, нам есть над чем работать в направлении возможного совершенствования законодательства в сфере охраны природы. Работа уже ведётся, и я надеюсь на то, что результаты этого процесса позволят усовершенствовать действующие правовые механизмы.
- Какие нормы, с вашей точки зрения, необходимо ввести в законодательство для улучшения природоохранной практики в Казахстане?
- С моей точки зрения, следует обратить внимание на объем полномочий сотрудников особо охраняемых природных территорий. Из-за пробелов в законодательстве слабо отрегулирована процедура оформления противоправных деяний. Многие туристы знают об этом и потому не реагируют должным образом на замечания о необходимости устранения допущенных нарушений. Необходимо продумать алгоритмы поведения сотрудников ООПТ при обнаружении факта противоправных действий со стороны туристов. Отработать их на практике. Перспектива неотвратимости ответственности за противоправные действия может существенно повысить уровень правовой культуры туристов. Практика – лучший учитель. Практический опыт и регулярное осуществление деятельности на основе подобных алгоритмов станут подспорьем для выявления направлений для совершенствования законодательства Казахстана.
- Исходя из международной практики, какие меры необходимо принять? Штрафы?
- Международная практика очень разнообразна, и потому унифицировать её понимание не представляется возможным. Однако имеют место определённые тенденции, на которые можно ориентироваться. Например, в Таиланде делают акцент на экологическое воспитание с малых лет. Дети принимают участие в высадке саженцев деревьев, посещают природные объекты. Я не считаю штрафы единственной эффективной мерой для стимулирования выбора в пользу законопослушного поведения. Осознание ценности природы и её ресурсов приходит через личный опыт. Когда человек с самых малых лет понимает, сколько времени необходимо для роста саженца дерева, наблюдает за метаморфозами роста растений и так далее, то значительно повышается вероятность того, что он не причинит вред природе не из страха возможного наказания, а из других соображений, которые намного лучше отражают истинные ценности человека.
- Одними карательными мерами не вызвать любовь к природе, что необходимо для повышения осознанности людей?
Сложно придумать единый алгоритм для всех. Частично ответ на этот вопрос отражён выше. Экологическое воспитание должно быть последовательным и многоуровневым. Система образования должна предусматривать акцент на экологическое воспитание на протяжении всей школьной программы обучения. Возможно, вводить элективные факультативы, создавать волонтёрские организации, организовывать выездные учебные занятия на природе.… Все чаще вспоминают о практике функционирования секций для юных натуралистов. Сейчас столько возможностей для образования. Было бы желание, а возможности найти можно.
Рекомендую обратить внимание на мероприятия, которые проводит Казахстанский Национальный комитет программы ЮНЕСКО «Человек и Биосфера». В октябре запланирован тренинг с участием приглашённых экспертов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Японии. К участию в тренинге будут приглашены сотрудники ООПТ, молодые учёные, экологи, преподаватели вузов, студенты, школьники и все, кому будет интересна тема. По итогам обучения участники смогут не только получить полезную информацию, но и в случае успешного прохождения тестовых заданий станут обладателями сертификатов международного уровня, которые подтвердят полученные компетенции. Мы надеемся, что этот формат сотрудничества станет хорошей основой для долгосрочного и системного взаимодействия и заложит прочный фундамент будущих проектов в области охраны окружающей среды.
- Существует мнение, что потребитель выражает своё порой варварское отношение к природе и это результат пробелов в образовании. Детям мало рассказывают о роли сохранения экологии, вам не кажется, что в Казахстане больше насаждают экологические знания и это не способствует осознанности и даже отталкивает?
- Большое количество материалов на различных информационных ресурсах посвящены темам экологии. В большей части этих материалов авторы ищут ответы на вопрос «как?» - Как сортировать пластик? Как вести экологичный образ жизни? Как сократить количество отходов? На мой взгляд, первичным должен быть вопрос «для чего?». Вопрос: Для чего сохранять экологию? Ответ: Для того чтобы иметь возможность жить полноценной жизнью. Для того чтобы такая возможность была и у тех, кто придёт в этот мир намного позже нас. Вопрос «как?» даёт возможность задуматься о практических ответах, но они могут так и остаться на уровне вопроса, если человек не найдёт рационального ответа на вопрос «для чего?». Ответ на вопрос «для чего?» всегда будет более личным, и именно он позволит каждому человеку обрести личную мотивацию экологичного образа жизни.
- Пропаганда экологических знаний — это хорошо? Например: "не руби деревья", "не выбрасывай мусор". Чем её можно заменить?
- Признаться, мне не вполне симпатично слово «пропаганда». Контекст пропаганды может быть разным, но в основе пропаганды заложено намерение манипулировать. Я бы заменила его, на слово «популяризация», то есть всемерное содействие тому, чтобы как можно большее количество людей получило представление об актуальных вопросах экологии и сохранения природы.
Мне доводилось читать статью, в которой родителям было рекомендовано делать акцент в воспитании детей путём демонстрации личного примера, а не рассказами о желаемой модели поведения. Семья – это весь мир в миниатюре, особенно для ребенка. Очень важно, чтобы в семье было должное понимание ценности природы. Тогда с большой долей вероятности и у детей, которые будут воспитаны в такой семье, сложится модель экологичного поведения.
- Для реализации гуманистической идеи нужен общественный запрос. Что нужно чтобы общественный запрос на сохранение экологии был? Есть ли он в Казахстане? Вам не кажется, что у нас нет системы, у нас есть общественные организации, но их работа эпизодическая, как и многие государственные проекты?
- В Казахстане имеет место общественный запрос на внимание к проблемам экологии. Все хотят проживать не только долгую жизнь, но и сохранять своё здоровье и роль экологии в этом вопросе входит в число приоритетных.
Я не считаю возможным согласиться с утверждением об отсутствии системы экологического образования. Вопрос качества был бы более перспективен для обсуждения. Тем не менее, для слаженной работы необходима консолидация всех заинтересованных сторон. В вопросах экологии нет места личным амбициям. Ключ к решению большинства проблем природоохранной деятельности подразумевает единство стратегического видения перспектив и поиск баланса интересов сторон.