Насилие над детьми - проблема не только родителей, но и общества, - омбудсмен Нур-Султана

26 Августа 2022, 18:30 3302

Эксперт считает, что осознанному родительству нужно учить со студенческой скамьи

Текущий год по поручению главы государства был объявлен Годом детей в Казахстане. В связи с этим, в начале августа Министерство просвещения РК сообщило о введении должности уполномоченного по правам ребенка во всех регионах Казахстана. На пост столичного детского омбудсмена была назначена советник Президента НАО «Talap», экс-депутат Мажилиса Парламента, Почетный работник образования РК Асима Бимендина. В беседе с корреспондентом El.kz она рассказала о том, с каких инициатив начался ее путь в новой должности и каким образом сегодня защищаются права детей в Нур-Султане.

- Прошел почти месяц с того момента, как вы были назначены на пост уполномоченного по правам ребенка в городе Нур-Султан. Расскажите, пожалуйста, какая работа уже была проделана вами на новой должности?

- Свою деятельность в качестве омбудсмена я, в первую очередь, начала с того, что подробнее ознакомилась с деятельностью уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан, проанализировала, какие вопросы поднимаются и на каких принципах строится работа. После чего, воспользовавшись тем, что сейчас на дворе лето и большинство детей отдыхают на природе, я посетила два детских лагеря в Аккольском районе Акмолинской области, которые относятся к Управлению образования столичного акимата - «Арман» и «Боровичок». Один из этих лагерей ранее был предназначен для отдыха детей-сирот, но сейчас там принимают всех. Удачно совпало, что к моему приезду лагерь принимал новую смену. Больше всего мне бросилось в глаза приподнятое настроение детей, это очень порадовало. Естественно, я была не одна, на проверку вместе со мной выехал представитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования города Нур-Султан, который имеет право инициировать проверки, особое внимание он уделил состоянию спальных комнат, постельных принадлежностей и температуры воздуха в помещении. Кроме того, к нам присоединился представитель родительской общественности, который в рамках своих компетенций инспектировал вопросы питания, хранения продуктов, меню, санитарно-гигиеническое состояние корпусов, санузлов и прочее. С моей стороны был проведен анализ воспитательной работы и отдыха детей в лагере. Для меня было важно знать, чем они будут заниматься в течение этих 10 дней. Самое главное, чтобы они были оторваны от телефонов, больше занимались физической активностью и увлекались в живое общение. Отдельно хотелось бы сделать акцент на том, что нами были проверены кадры и соответствующие документы, ведь это именно те люди, которые допускаются к работе с детьми. Это чрезвычайно важный момент, которым нельзя пренебрегать ни в коем случае. По итогам поездки каждый из нас дал свои комментарии и рекомендации по улучшению условий пребывания ребят в адрес руководства детских лагерей.

Также в начале августа мною была инициирована проверка нескольких школ на предмет подготовки к учебному году, наличия капитального или текущего ремонта, поставки учебников, количества учащихся и дефицита мест в классах.

Помимо всего прочего, совсем недавно я приняла участие в детском форуме на тему «Мой вклад в развитие Нового Казахстана». Он проходил на территории Дворца школьников в Нур-Султане при участии Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК. Примечательно, что все мероприятие от начала и до конца вели дети, они не только выступали перед публикой в качестве спикеров со своими проектами, но и были модераторами форума. Я особенно высоко оценила социальные проекты ребят, представленные там. Например, одна из участниц, ученица 10 класса является автором инициативы по прививанию и популяризации казахских национальных традиций в современном обществе. В частности, проект направлен на бытовые, хозяйственные навыки казахского народа - ткание, вышивание - для девочек, разделывание барана - для мальчиков, национальные одежды и обряды. Школа поддержала свою ученицу и теперь совместно с ней эта идея будет воплощаться в жизнь. Еще один отличительный проект принадлежит мальчику, который сотрудничает с Департаментом чрезвычайных ситуаций города Нур-Султан и является их амбассадором. Он освещает вопросы правильного поведения в случае пожароопасности, оказания первой помощи и безопасности в момент пожаротушения. На меня это произвело сильное и крайне положительное впечатление. Это ведь очень здорово, что у нас растут такие креативные и неравнодушные дети.

Кстати говоря, вы знаете, что в нашем городе в каждом районе работают омбудсмены из числа самих детей? Не так давно эти дети организовали встречу, пригласили на нее представителей акиматов Алматинского, Есильского, Байконурского и Сарыарскинского районов. Я, уже будучи уполномоченным по правам ребенка, также приняла участие. Дети-омбудсмены подготовили презентации, видео- и фотоматериалы, на которых были запечатлены факты, требующие вмешательства. Например, нечетко очерченные пешеходные переходы и открытые колодцы возле столичных школ, отсутствие подъездных путей к ним, скопление мусора. Тем самым, ребята провели большую работу и поставили в известность представителей местных исполнительных органов, чтобы исправить недочеты перед началом учебного года и обеспечить безопасность детей. Радует, что акимат открыт к сотрудничеству, потому что уже к концу августа мы планируем совершить объезд указанных объектов и проверить, насколько качественно были устранены проблемные участки. Все это свидетельствует о высоком уровне самоуправления и осознанности наших детей.

- Какое внимание сегодня уделяется вопросам противодействия насилию в отношении детей?

- Для меня, как для уполномоченного по правам ребенка города Нур-Султан, это первостепенная задача. В нашей работе нет ничего хуже, чем насилие, совершенное над детьми, поэтому их защита — это наш основной приоритет. Работая в разные годы учителем, и руководителем управления образования, я сталкивалась с детьми из неблагополучных семей, случаями буллинга со стороны старшеклассников, суицидальными проявлениями и другими вытекающими последствиями. И я убеждена, что это та проблема, решать которую должны не только родители и школа, но и в целом наше общество.

- Асима Темкеновна, скажите, чем именно чревато жестокое отношение для физического и ментального здоровья детей? Как могут отразиться во взрослой жизни ребенка такие методы воспитания?

- Негативных последствий насилия очень много, но я выделю, в первую очередь, расстройство психического состояния ребенка. Существует несколько форм насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное и пренебрежение нуждами ребенка. На мой взгляд, самое страшное — это эмоциональное насилие. Даже несмотря на то, что физическое насилие причиняет реальную ощутимую боль и оставляет видимые следы, последствия эмоционального насилия могут сохраняться невероятно долго и влиять на жизнь человека даже в зрелом возрасте. Дети, пережившие насилие, чаще всего замыкаются, редко высказываются и теряют доверие к взрослому. Помимо этого, пережитую в детстве жестокость люди могут транслировать в отношении других людей будучи уже взрослыми людьми, в том числе и в отношении собственных детей.

Чтобы избежать таких последствий для взрослых и детей, молодых людей нужно учить осознанному родительству и семейной жизни еще со студенческой скамьи. Ребенок должен рождаться не только по физиологическим причинам, но и по причине того, что пара по-настоящему хотела стать родителями. Но и любви порой бывает мало, если родитель при этом не ощущает ответственности за своего ребенка. Некоторые всерьез полагают, что если поставить ребенка в угол или ударить ремнем, то он осознает свои ошибки и не будет больше их совершать. Но, к сожалению, это является первой болью, которую ощущает ребенок и которая влияет в дальнейшем на его психоэмоциональное состояние. Поэтому, я считаю, что нам необходимо обеспечить родительскую ответственность на законодательном уровне. Мы не сможем свести случаи насилия в отношении детей на нет, если не займемся оздоровлением, просвещением и гуманизацией нашего общества.

- Расскажите, как обстоят дела в Казахстане с наличием школьных кабинетов психолога? Везде ли они есть и насколько эффективна их работа?

- Вы затронули очень важную тему. Весной этого года совместно с Институтом семейного воспитания меня пригласили организовать однодневный форум для психологов и социальных педагогов. Тогда я еще не была в должности детского омбудсмена, но была привлечена в качестве эксперта, ветерана педагогического труда. Кабинеты психолога есть в каждой казахстанской школе, однако многие образовательные учреждения просто-напросто переполнены в разы. По этой причине двух-трех психологов в таких школах недостаточно. В связи с этим, задача по увеличению штата психологов перед нами стоит сейчас на первом месте. Кроме того, недавно по этому же вопросу поступило предложение об открытии отдельно стоящих детских психологических центров, которые бы по-прежнему относились к управлениям образования, но были вне школы. Такая необходимость обусловлена тем, что дети опасаются идти к школьному психологу, вероятно, из страха, что об их проблемах могут узнать учителя и одноклассники. Поэтому это предложение мы обязательно еще поднимем на рассмотрение.

- Какая работа проводится в Казахстане на данный момент по защите детей от жестокого обращения в семье и школе?

- Основным документом, защищающим права детей, является Закон РК «О правах ребенка». Кроме того, в текущем году были подписаны поправки в закон по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации. Тем самым была расширена компетенция Министерства просвещения. Так, теперь они занимаются разработкой и утверждением правил профилактики буллинга ребенка, деятельности психологических служб организаций среднего образования. Введено понятие «травля (буллинг)» ребенка. Также, по согласованию с Министерством внутренних дел, Министерством просвещения принята инструкция по организации антитеррористической защиты объектов образования, разработаны алгоритм межведомственного взаимодействия по вопросам оказания помощи семьям и лицам, находящимся в зоне риска наступления трудной жизненной ситуации, алгоритм действий работников организаций образования по профилактике и реагированию на насилие в отношении детей и руководство по межведомственному взаимодействию по выявлению и работе с фактами насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего. Все эти документы направлены на формирование единых подходов в работе органов системы профилактики. 

Наличие института уполномочено по правам ребенка в Казахстане играет ключевую роль в защите детей, поскольку омбудсмен поднимает проблемные моменты на уровне Правительства и Парламента. Помимо этого, текущий год объявлен нашим Президентом Годом детей, в связи с этим, в регионах появятся отдельные кабинеты омбудсменов. Они, в свою очередь, уже смогут обращаться с вопросами нарушения прав детей не только в местные исполнительные органы, но и в республиканские структуры. В каждом регионе в структуре Управления образования также функционируют Отделы по защите прав детей, опеки и попечительства.

Таким образом, я считаю, что с момента обретения независимости в нашей стране была проделана большая работа в данном направлении. Конечно, остается еще ряд проблем, которые пока не нашли своего полноценного решения. Поэтому мне, как и другими уполномоченными по правам ребенка по всей республике, предстоит большая и комплексная работа по противодействию любым формам насилия в отношении детей.

- Как вы считаете, наблюдается ли положительная динамика в гуманизации воспитания детей в последние 5-10 лет? Стали ли родители лояльнее и осознаннее?

- Я думаю, что да, современные родители сейчас отличаются более осознанными подходами к воспитанию детей, больше читают и изучают. Многие родители не хотят воспитывать своих детей так, как воспитывали когда-то их. И если институт семейного воспитания поддержать капитально на государственном уровне, это стало бы большим шагом. Потому что многие родители и сами стремятся к гуманизации воспитательных процессов, и сейчас важно им в этом помочь.

 

 


Поделитесь: