Молодые специалисты в авангарде госслужбы

16 Января 2018, 10:00 4430

Асланбек Джакупов является одним из представителей прогрессивной молодежи Казахстана, который к своим 30 годам уже успел зарекомендовать себя  талантливым специалистом и опытным юристом в сфере экономики

Редакция El.kz предлагает вниманию зрителей серию рассказов представителей самых разных профессий в Казахстане. О том, как люди становятся профессионалами своего дела, смотрите в проекте «Моя профессия».

Асланбек Джакупов является одним из представителей прогрессивной молодежи Казахстана, который к своим 30 годам уже успел зарекомендовать себя  талантливым специалистом и опытным юристом в сфере экономики.

Почему Вы выбрали именно эту специальность?

– Я работаю в Министерстве национальной экономики Республики Казахстан в должности заместителя директораДепартамента развития предпринимательства. На данной позиции я работаю уже более двух с половиной лет. Ранее работал в этом министерстве в юридическом департаменте и также имею опыт работы в Агентстве Республики Казахстан по статистике, когда он еще не был в составе Министерства национальной экономики, а был как отдельный уполномоченный государственный орган. Работая в юридическом департаменте я анализировал те документы которые разрабатывают структурные подразделения, отрасливые департаменты.

Одним из ключевых был департамент развития предпринимательства, у которого была большая нормативно-творческая деятельность и как юрист я рассматривал документы которые нам представлялись. При рассмотрении таких документов этот департамент для меня представлял профессиональный интерес, поскольку нормативно-творческая деятельность этого департамента была очень большой. Деятельность департамента была связана с регулированием предпримательской деятельности и контрольно-надзорной деятельностью. И когда поступило предложение от руководства данного департамента я долго не раздумывая перешёл в департамент развития предпринимательства. О чем собственно не жалею, так, как департамент очень широкопрофильный. Практически предпринимательство затрагивает все сферы экономической деятельности и так скажем, предпринимательство является одной из опор нашей экономики. Поэтому наверное и ответсвенность большая и сама работа в которой повседневной деятельности сталкиваемся она очень благородная.

С чем связана Ваша работа?

В должности заместителя директора Департамента я курирую 3 (три) основных направления. Зачастую это связано регулированием предпринимательской деятельности, то есть регуляторный блок. Эти 3 (три) основных направления:

- первое-совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов;

- второе-совершенствование разрешительной системы: то есть это лицензии, разрешения;

-и третье это регуляторная политика в целом. То есть это одно из таких направлений, если знаете «анализ регуляторного воздействия», то есть ограничить ужасточение регулирование предпринимательской деятельности в нашем законодательстве.

Что Вам нравится в вашей работе?

В моей работе нравится то, что познаешь новое . В каждодневной деятельности у нас законодательство не стоит на одном месте, оно постоянно меняется. И поэтому тот поток информации который приходит в наше министерстве и в частности в наш департамент, он позволяет на постоянной основе развиваться, анализировать. Так скажем не остаешься в той зоне комфорта, в которой обычно говорят, что «нельзя находиться долго в зоне комфорта».

И как раз таки наша работа, не позволяет находиться в зоне комфорта, постоянно приходиться совершенствовать, развиваться, что-то узнавать, что-то анализировать. Именно это в большей степени привлекает в работе, она интересная, хоть и тяжелая отчасти, но в то же время каждый день познаешь для себя что-то интересное и в достаточной мере активная.

Как вы думаете будет ли Ваша профессия востребована в будущем

Скорее всего- да.  По крайней мере до 2050 года она точно будет. Перед нами стоят очень амбициозные планы и достаточно жесткие показатели. Это достичь 50 % доли предпринимательства ВВП страны. Пока мы этих показателей не достигнем наша профессия будет актуальной. Даже если мы достигнем 50 %-ной доли  ВВП, я уверен, что у нас будут еще более амбициознее планы.

У нас к Вам такой нескромный вопрос. Какая у вас заработная плата?

Достаточно ли вы зарабатываете?

В должности заместителя директора данного департамента с премиальными надбавками, которые есть - получаю больше двух ста тысяч. Я считаю что это средняя зарплата, которая у нас имеется в обществе. Она не маленькая и в то же время не большая и плюс в праздночные дни бывают праздночные премии. В целом мне этого достаточно.

– Кто для вас идеал в Вашей профессии? Есть ли такой человек?

Госслужба -это впервую очередь служение Родине. Те, кто верно служат родине у нас в истории было их очень много.

Начиная с наших казахских ханов, как Абылай хан, Кенесары хан который на постоянной основе старались улучшить социальную жизнь нашего общества, укрепить нашу независимость и заканчивая идеалом нашего Первого президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, который всемерно способствовал укреплению нашей Республики. Конечно у нас есть к чему стремиться. Это те же страны ОЭСР которые имеют достаточно высокие рейтинги в различных международных показателях. То есть это в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности. У нас есть к чему стремиться, но в целом и с нас можно брать пример во многом. Вот недавно уполномоченный по правам предпринимательства РФ в одном из своих интервью говорил как раз таки «что те показатели которые достиг Казахстан, в развитии бизнеса и в частности контрольно-надзорной деятельности они очень весомые». И даже высказал мысль, что России просто нужно скопировать те требования которые предьявляются к бизнесу в РК и перенести их на свою площадку (РФ) и их постепенно наращивать. То, есть это говорит о том, что показатели Казахстана уже являются в достаточной мере высокими на поссоветском пространстве, но до мировых показателей нам еще нужно стремиться, что мы собственно и делаем. На самом деле регуляторная политика это вообще широкое понятие регулирование предпринимательской деятельности.

Какими по Вашему мнению качествами должен обладать представитель данной профессии?

В первую очередь должен быть- ответсвенность, то есть ориентация именно на социальные нужды, на нужды нашего общества.

Если говорить в целом то 3 (три) сферы: контрольно-надзорная деятельность, разрешительная политика и сфера анализа регуляторного воздействия, затрагивают практически все сферы экономики нашего общества. Например, у нас сегодня в законодательстве есть 316 разрешительных документов. И конечно же во всех этих 316 документах я не могу быть спецаилистом, я не могу знать все подводные камни, «как и каким образом выдаются те или иные разрешительные документы» или «как осуществляются та или иная контрольная функция». Поэтому в этой части отсутствие определенного опыта мы должны компенсировать непосредственным взаимодействием бизнесом, что и мы собственно и делаем. Мы создаем различные площадки для взаимодействия бизнесом, с предпринимателями, ну и в первую очередь должны быть открыты в своей деятельности и идти на контакт с бизнес сообществом.

Все мы зачастую сталкиваемся с трудностями. А какими трудностями сталкивались Вы?

– Трудности конечно же бывают. В законопроектной деятельности например, это трудность -она повседневная. Сегодня мы разрабатываем закон, он состоит из более четырех тысяч страниц. То есть это большой труд тех специалистов которые над этим работают и кроме того согласования этого закона также занимает большое количество времени и усилии. Приведу пример, если мы разработали этот закон, то нужно его согласовать с порядка двадцатью государственными органами и с различными организациями. Если в одном государственном органе есть десять департаментов, в десяти департаментах есть минимум 4 человека которые согласуют. Это сам эксперт, его руководитель управления, заместитель директора департамента и директор департамента. И вот в одном государственном органе должен как минимум обзвонить либо туда пойти, обойти сорок человек. Это представляет определенную трудность, у всех у них конечно же есть определенные предложения, замечания и это наверное обязанность которую мы должны исполнять, без этого никак. Так поставлен регламент работы правительства и это такая обусловная необходимость для принятия того или иного закона. Такие же трудности есть у предпринимателя.

Мы вообще в целом в текущем году провели большойопрос во всех регионах нашего государства. Более десяти тысяч респондентов было опрошено, где постарались выявить те ключевые системные проблемы с которыми сталкиваются предприниматели. И в топе таких проблем - было контрольно-надзорная деятельность, то есть предприниматели несмотря на то, что количество проверок у нас постоянно уменьшается, мы только с 2010 года уменьшили проверок более чем в 3 раза. Но несмотря на это предприниматели говорят о некоторых злоупотреблениях со стороны государственных органов в предъявлении непонятных требований которые заложены на нормативных правовых актах. Здесь мы пошли в следующим путем -вообще в целом концепцию государственного контроля и надзора постарались перевернуть. И перешли на меры которые в первую очередь не наказывают предпринимателя а дают ему определенную консультации.

То есть от политики выявления и наказания правонарушения мы перешли к профилактике предупреждения. И в свою очередь позволит государственному органу, местным властям перейти на менталитет обслуживания.

Хочу задать вопрос личного характера. Хотели бы вы чтобы Ваши дети пошли по Вашим стопам?

У меня еще нет детей, поэтому сейчас трудно предпологать. Меня всегда вообще привлекало сама сфера бизнеса. Возможно они пойдут по определенной сфере бизнеса и будут в рядах тех успешных предпринимателей для которых мы сможем создать сегодня определенные условия для работы.

– Спасибо за беседу!

Поделитесь: