Мифы и легенды Баянаула

25 Сентября 2017, 10:08 62750

Баянаул – древняя горная система, в которой столетиями влажный воздух и выветривание формировали чудесные скалы

Баянаул – древняя горная система, в которой столетиями влажный воздух и выветривание формировали чудесные скалы. Их причудливые фигуры будто сами заставляют людей додумывать и разгадывать природные тайны. Это позволило окутать весь край удивительными мифами и легендами. Какие истории из бытующих вокруг озера Жасыбай сказки, а что былины, основанные на реальных событиях, корреспондент El.kz решил выяснить, побеседовав с краеведом, учителем экибастузской школы, ветераном педагогики Ниной Николаевной Котляровой, которая также является действительным членом Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова. 

Фото: reactor.inform.kz

 - Нина Николаевна, вы часто водите детей на экскурсии по горам Баянаула. Можете рассказать самые популярные мифы, которые люди создали, опираясь на реальные факты?

 - Скалы сами ориентируют на смысл и содержание легенд. К примеру, недалеко от могилы Жасыбая есть гора, которая похожа на голову коня. Местные жители называют ее Атбасы. История этой легенды берет свое начало в 1741 году. Аблайхан находился в плену у джунгар. Вызволить его решил отряд Олжабая. Своего племянника Жасыбая он отправил в засаду на пути врага у перевала на Шойынколь, так раньше озеро называлось. Джунгары оказались в ловушке. Они не заметили как с тыла, со стороны озера Торайгыр по ним ударил Олжабай. После боя, когда войны отдыхали, один из противников, который прятался за большим камнем, пустил смертельную стрелу в Жасыбая и не промахнулся. Конь батыра в тот же миг резко рванул по крутой тропе в горы и застыл, превратившись в горное изваяние, чтобы никогда не покидать своего хозяина. Через верность животного уже из поколения в поколение передается этот рассказ. В то время и поменяли название озера, а гора Атбасы обрела легенду с историческим оттенком.

 - На том же перевале находится могила Жасыбая. Почему люди несут камни к его памятнику?

 - Это не только дань памяти батыру и его победе над врагом. Есть поверье, что камни уберегают усопших от духов. Чем больше камень положишь, тем меньше будут его тревожить. Но есть и другая легенда по поводу названия озера. Три батыра заспорили между собой кто сильнее. Один бросил камень и образовалась впадина, другой бросил - впадина стала глубже, а Жасыбай бросил – на дне забил родник. Кстати, вода в озере действительно родникового происхождения. Но постепенно озеро заиливается, к сожалению.

Фото: draft.blogger.com

 - А чем славится в сказаниях самая высокая вершина Павлодарской области Акбет?

 - Здесь три сказания. В первом случае считается, что гору назвали в честь белоликой красавицы Баян, которая любила эту местность. Давным-давно, когда казахи еще были кочевым народом, эта стоянка для девушки приносила радость, и свет от ее лица вдохновил народ дать скале имя любимицы. По второй версии в селе у подножья жила необыкновенная красавица Акбет Буркутбаева. Любила девушка славного батыра Жалантоса. Но отец решил разлучить пару, выдав дочь за богатого старого бая Акимбека за калым. В те времена это было привычным делом. От горя девушка поднялась на вершину и бросилась с нее. Боль потери охватила степь, а разбившиеся мечты влюбленных остались былью. Кто знает, может быть, и эта история имеет исторический факт.

Последняя история сказочная. Жил когда-то на горе трехглавый змей-людоед. Вечерами он спускался к озеру, чтобы попить воды и высмотреть жертву. Особенно он любил девушек и парней. Казахи переправились через озеро, уберегая таким образом своих близких от ужасных потерь. Старейшины запрещали своим детям ходить в тех краях, но порой запрет молодые люди нарушали. Семь братьев решили освободить богатую землю от коварного хищника. Они были сильными и ловкими. Первые три брата построили баркас и погибли в сражении, но сумели отрубить одну из голов змея. На следующую ночь следом за ними отправились еще три брата. Но и они погибли, лишив еще одной головы свирепого людоеда. В третью ночь, не дождавшись братьев, решился на бой самый младший. Он сделал лодку, приблизился к змею и обнажил меч. Долго они бились. И вот уже ближе к рассвету джигит поддался змею для укуса и в этот момент обезглавил душегуба ценой своей жизни. Мать-природа в память о смелых освободителях создала каменные памятники - два баркаса и лодку на озере, у подножия Акбета – семь каменных выступов, а ближе к берегу – три головы змея.

Фото: vlast.kz

 - Нина Николаевна, давайте немного коснемся и происхождения названия озера Торайгыр?

 - У потомка Айдабола Едыге было три сына. Перед рождением каждого он видел сон. В первый раз он наблюдал за вороной в гнезде. Во второй раз — беркута с добычей под крылом. А накануне появления на свет третьего - мальчика, который ловил и раздавал птиц. Считалось, что сновидения эти – предсказания о будущем молодых людей. Так и случилось. Старший Кигару стал хорошим хозяйственником и жил в достатке. Средний Шон стал бием и пользовался положением, чтобы стать богаче. А младший Торайгыр оказался своеобразным судьей для спорщиков. В народе его считали справедливым и рассудительным. Многие просили у него совета. И жил он как раз рядом с озером, что и подтолкнуло людей оставить о нем память на века.

И еще одна история связана с этим местом. Она про казахскую Бабу-Ягу. В поселке Торайгыр выращивали особую породу лошадей. Они были сильными, быстрыми и выносливыми. За этими тулпарами приезжали со всех земель. Но повадился однажды кто-то воровать скакунов. Каждую ночь уводил вор по одному коню, но самому лучшему из табуна. Ставили на охрану сильнейших джигитов, но они будто по волшебству неизбежно засыпали ночью и скотокрада не видели. Один парень решил, что найдет преступника и не даст сонливости спуску. Для этого даже поранил себя. И вот в середине ночи он видит, как земля разверзлась и из недр ее выходит огромная старуха Кемпиртас. Она подходит к табуну и забирает скакуна в свою страшную пещеру, двери которой тут же закрылись и окаменели. Он рассказал об этом старейшинам, собрал лучшее оружие и стал ждать Кемпиртас на следующую ночь. Все повторилось. Тогда джигит напал на старуху. Бились они всю ночь. И вот стало светать, воровка рванула из последних сил к своей пещере, но в убежище она успела попасть лишь телом. Голова ее от первых лучей света застыла в камне. Так джигиту удалось спасти табун и избавиться от Бабы-Яги. Так и стоит она теперь у развилки дорог между поселком Торайгырова и Бержансколем.

Фото: vlast.kz

- Насколько мне известно, существуют и легенды, которые сложили люди по дороге между озерами Торайгыр и Жасыбай. Что вы об этом знаете?

- Есть в народе удивительная легенда о самопожертвовании и любви, легенда о Когершин. Говорят, что до этого момента от озера Торайгыр до Жасыбая вела широкая дорога с богатыми пастбищами, где ориентиром стояла скала Шляпа, которую и сейчас могут наблюдать туристы. Зимовали там аулы рода айдабол. Однажды богатый и жадный Тасбас решил захватить эти земли, чтобы расширить свои владения, и потребовал от айдабоьцев уйти. Но они наотрез отказались. Это привело к войне. Тасбас не посмотрел и на то, что земли, на которые он напал, защищают его родные племянники, девять сыновей сестры. Звали ее Когершин. Во время кровавого сражения она была в ауле и решила во что бы то ни стало остановить бой. Но лошадей не было и она села на верблюда. Животное было медленным, а сердце матери нетерпеливым. В один миг она обернулась в голубку и полетела к полям сражений. Где тень ее крыла проходила, бой останавливался, а из рук батыров падало оружие. Затем она присела у скалы и окаменела, а вместе с ней в валуны превратились погибшие, огородив воюющие стороны. Одиноким камнем с именем Тас стал и жадный богач. По сей день он стоит у новой дороги между озерами и в сторону его знающие люди ругаются, а в сторону Когершин – кланяются.

Фото: bayanaul-natioanal-park.kz

- Есть ли более современные легенды, которые сравнительно недавно появились?

- Конечно, есть. Местные экстрасенсы уверяют, что на территории Баянаульского национального парка есть центр приема космических кораблей, т.е. станция для НЛО. Якобы лысая гора Булка, которую одни сравнивают со слоном, другие с мамонтом, принимает и отправляет инопланетные корабли. Люди искренне верят будто само место имеет поле для того, чтобы отводить внимание любопытных туристов от процесса. Они уверены, что гора, перед тем как открыть подземную станцию, сильно вращается. Ну а уже если есть станция, значит, имеются и приемники для передачи данных. Но как они выглядят, естественно, никто не знает. Вот такие байки тоже имеют место быть.

Говоря о современных легендах, хочется и о реальном вкладе ученого рассказать. Видный исследователь Сибири, профессор минералогии, геологии и геофизики, поэт, писатель-фантаст Петр Людвигович Драверт часто бывал в Баянауле, занимался изучением местности. Так 26 июня 1926 года он прогуливался по южному берегу озера и заметил небольшой грот на скале. Подойдя ближе он заметил писаницы древних людей в видео около 15 фигур, которые вычерчены были красной железистой краской. С тех пор это место названо его именем – грот Драверт. Смысл рисунков так и не был разгадан. Одни считали, что надпись похожа на буквы из древнетюркского алфавита или рунического письма, другие считали, что там обрисованы какие-то события. Но в 70-ые годы дети во время отдыха окончательно их уничтожили. И теперь писаница существует только в памяти и на срисованных материалах исследователей тех лет.

Рисунок: Далматова Г. А.

- Давайте побеседуем и о более отдаленных местах. Многие рассказывают, что есть на территории Баянаульского природного парка и святые места.

- Да, таких мест там достаточно. Но вот пещере Аулиетас нужно уделить особое внимание. Я сама часто там бываю. Не один десяток лет к этому святилищу приезжают паломники. Место обладает чудодейственной исцеляющей силой. Одни идут из любопытства, другие ищут здесь помощи у духов-аруахов. О пещере есть упоминание в трудах географа Коншина еще в 1902 году. Более состоятельные люди привозили  к святому месту барана, резали его, а мясо варили на воде из пещеры. Эту же воду брали для омовения и поливали ею больные части тела. Молились, жгли свечи, ночевали у порога, загадывали желание. Женщины верили, что пещера помогает исцелиться от бесплодия.

В какой-то степени скала, где находится пещера Аулиетас, похожа на первобытный дворец. Удивительное место. Она небольшая – всего 22 метра. Вода, накапливаемая в гроте,  или каменный казан его называют, это, казалось бы, обычный конденсат. Снаружи жара, внутри холодно. Но туристы верят в ее оздоравливающе свойства. На месте уже и воды почти нет, люди мажутся грязью. Но одно точно могу сказать, если желание искреннее, оно обязательно исполняется. И это святое место способствует его реализации. Да и вид оттуда изумительный. Пока поднимаешь по лестнице длиной 110 метров, можешь отдохнуть на специально оборудованных площадках. Они там каждые 10-15 метров.

Нельзя не упомянуть и об ущелье ведьм. Оно ближе всего к зоне отдыха и чаще туристы дальше него не ходят. Чем оно запоминается? Потрясающими природными явлениями - папоротники, мох, сосны, черная ольха и ледяной ручей. Причем, есть там редкие растения, реликтовые, древние и полезные. Прозвали ущелье ведьменым, скорее всего, из-за его мрачности. Мухоморов и ядовитых ягод, конечно, там нет, но корни деревьев выступают поверх камней, тропа завораживает причудливой формой, резкие склоны, покрытые мхом и конденсатом, да чего только стоят пушистые сосновые ветки, прозванные ведьмиными метлами! 

Фото: bayanaul-natioanal-park.kz

Даже если бы легенд не было бы издревле, их бы выдумали сейчас. Ущелье само будоражит фантазию. К примеру, сейчас экскурсоводы рассказывают о молодильных свойствах ледяного ручья. 

Жила-была пожилая семейная пара. Потерялась у них коза. Пошел старик ее искать. Ходил долго по горам и забрел в это ущелье. Присел, выпил водицы и вдруг услышал колокольчик недалеко. В кустах заметил козу и повел его домой. А жена его не пускает, говорит, мол, не узнает. Старик глянул в зеркало, а там на него глядит молодой парень. Рассказал он все своей старушке и место подробно описал. Утром проснулся, а бабки рядом нет. Понял он, куда она ушла, и отправился за ней. Но у ручья нашел лишь мертвого младенца в старых одеждах его супруги. Получается что-то вроде «Сказки о золотой рыбке» Пушкина, но почему нет? Это тоже имеет место быть.

Или вот о Боге Тенгри. Тоже живописно повествуют историю экскурсоводы. Захотел он однажды наполнить души людей самыми хорошими качествами, так как были они похожи на пустые сосуды. Тогда собрал он лучшие чувства, что есть в природе, в один кувшин и передал своим подчиненным – светлым духам для распространения. Но темные силы не дремлют. Взяли они другой кувшин, наполнили его самыми низкими, злобными чувствами и передали ведьмам, которые в ту же ночь поднялись в небо и под покровом темноты расплескивали ненависть и зависть по земле. Тенгри увидел их коварство и отправил светлых духов на бой. После долгой схватки добрая сторона победила и отобрала сосуд, несущий разрушение и горе. И сказал тогда Тенгри, чтобы спрятали духи подальше от человеческих глаз и ведьменных происков злосчастный кувшин. Так они и сделали. Нашли ущелье, пустили там речку и посадили папоротники, которые прикрывают тропу. С тех пор каждый год в начале июля ночью ведьмы ищут в том месте кувшин и не находят.

Фото: bayanaul-natioanal-park.kz

PS от Нины Николаевны Котляровой:

Говорить о Баянаульском природном парке можно долго, если не бесконечно. А все потому, что местность очень древняя. Эти горы образовались еще в палеозойскую эру, когда наши континенты еще не были до конца сформированы в том виде, как они представлены сейчас. Жизнь только-только стала просачиваться на суше. Первые растения, насекомые и животные осваивали землю. В каледонскую эпоху складчатости появились скалы и горы Ирландии, Шотландии, Уэльса, северной Англии, северо-западные части Скандинавского полуострова и наряду с ними наши Баянаульские возвышенности. С тех самых пор они только разрушались ветром, влажным воздухом и резкими перепадами погодных условий.

Есть теория о том, что изначально в их основу лег жидкий гранит, кварцит и песок. Потому они и имеют формы лепешек. Их древность подтверждена и растительностью. Здесь можно увидеть редкие реликтовые краснокнижные сосны, черный реликтовый шиповник, черную ольху, можжевельник и даже орех чилим, который растет на дне водоема. Все они пришли к нам из древних времен. 400-500 миллионов лет назад началась история этих гор. Хранят ли они тайны? Конечно! Ведь они оказались тут раньше, чем по миру стали разгуливать динозавры. Наши горы гораздо старше их! И многое о них мы еще не знаем. 

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: