Под председательством депутата Мажилиса Парламента РК, члена Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Абзала Куспана состоялось первое заседание рабочей группы, которой предстоит рассмотреть законопроект об оптимизации Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, передает ИА Еl.kz со ссылкой на пресс-службу РКА.
Законопроект разрабатывался Проектным офисом, образованным при Министерстве юстиции из числа представителей правоохранительного блока, ученых-юристов и адвокатов согласно поручению Главы Государства о необходимости проведения ревизии Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, избавления от всего, что фактически не работает или препятствует правосудию.
В период разработки законопроекта в Проектном офисе были поддержаны такие предложения Республиканской коллегии адвокатов, как: предоставление адвокатам бо́льших возможностей в вопросах доступа к материалам уголовного дела (ОРД, КРД, НСД) и получение копий всех предъявляемых для ознакомления документов в ходе досудебного процесса; введение запрета на использование в качестве доказательств показаний лица, ранее пребывавшего в качестве свидетеля, имеющего право на защиту; обязанность органа, ведущего уголовный процесс, ознакамливать защитника со всеми объектами экспертизы, в том числе с материалами специальных оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий до их направления на экспертизу; опубликование адвокатом опровержения фактов, ставших известными в ходе досудебного расследования с учетом требований статьи 201 УПК РК и др.
Между тем РКА будет обращаться к депутатам с вопросом о внесении на рассмотрение рабочей группы тех предложений, которые не нашли поддержки в Проектном офисе, и дополнительных предложений, направленных на повышение роли адвокатов в уголовном процессе.
В целом, законопроект также содержит положения, касающиеся усиления защиты прав граждан и предпринимателей в уголовном процессе:
- вопросы возбуждения уголовного дела и регистрации уголовного дела в ЕРДР для исключения необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования;
- исключение возможности возврата дела прокурору для доработки существенных нарушений;
- установление обязательного согласования с прокурором производства ревизий и проверок субъектов предпринимательства;
- установление сроков действия санкций по проведению обыска и выемки;
- предоставление возможности заключать процессуальные соглашения в форме сделки о признании вины по некоторым видам особо тяжких преступлений, не связанных с гибелью людей;
введение кратных штрафов по некоторым уголовным правонарушениям в целях обеспечения соразмерности наказания.
Кроме того, ряд предложений касается оптимизации и дебюрократизации уголовного процесса с учетом развития современных технологий:
- возможность ведения уголовного дела в электронном формате;
- расширение круга субъектов дистанционных допросов и очных ставок;
- возможность досудебного расследования по месту нахождения потерпевшего в случае совершения уголовного правонарушения в сети Интернет.
А также отдельным блоком выступают вопросы УИК:
- совершенствование порядка исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
- взаимодействие служб пробации с местными исполнительными органами;
- изменение видов и порядка назначения уголовных наказаний;
- совершенствование института УДО;
- улучшение правового положения осужденных;
- усиление режимных требований и охраны учреждений УИС.
В целом предполагается рассмотреть 234 поправки в 9 законов.