На платформе системы eQurylys появится реестр лицензиатов в строительстве. Эта норма заложена в новом проекте Строительного кодекса, который правительство планирует внести Мажилис Парламента до конца текущего года. Об этом на недавнем строительном форуме в Астане сообщил генеральный директор АО «Казахский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры» (КазНИИСА) Бегман Кульбаев, сообщает ИА El.kz.
Он проинформировал, что на сегодняшний день в Казахстане выдано около 104 тысяч лицензий, из которых 71 тысяча действующих. Из них по строительству – 52 тысяч, по проектированию – 48 тысяч, по изысканию – 4,4 тысячи.
Причем число выданных документов ежегодно растет в среднем на 10 тысяч новых лицензий.
«Но не секрет, конечно, что лицензирование – очень больной вопрос не только для нашего профессионального сообщества, но и для всего гражданского сообщества, которое видит каждый день практически на разных сайтах, как эти лицензии перепродаются, переоформляются. Поэтому важнейшей задачей является подтверждение квалификации специалистов», - уточнил он.
Так, комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства буквально два-три месяца назад был проведен небольшой эксперимент, пилотный проект по городу Конаев.
«Если применять процедуру подтверждения квалификации, которую мы намерены внедрить, 248 компаниям выдана лицензия на ведение строительно-монтажных работ, но уже на этапе анализа стало ясным, что 38 не соответствуют установленным квалификационным требованиям. Соответственно, по ним можно принимать соответствующее решение, чтобы приостанавливать до того момента, когда они не подтвердят свою квалификацию в полной степени», - уточнил глава КазНИССА.
Такая же технология была применена и к проектным компаниям. Результат пилотного проекта показал, что после законодательного рассмотрения этот механизм можно будет применять по всей Республике Казахстан.
Ранее, выступая на рабочей группе мажилиса по законопроекту в сфере ведения бизнеса, вице-министр промышленности и строительства Тимур Карагойшин говорил, что из 100 тысяч лицензиатов на рынке строительства в действительности работает не более 12 тысяч организаций.
«Основополагающим, конечно, здесь выступает то, что помимо базы, которая имеется в уполномоченном органе, идет полная интеграция с базой министерства труда и социальной защиты, где идет подтверждение всех выплат, наличия образования, где специалист работал, ну, в целом, вся его жизненная работа», - отметил Бегман Кульбаев.
Пока же ни в органах государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК), ни в комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства нет данных в разрезе каждой компании, имеющей лицензии на ведение проектных или строительно-монтажных работ. Они не могут увидеть картину, оказывала ли она профильные услуги за весь период обладания лицензией, сколько зданий спроектировала или построила, какое количество квалифицированных специалистов она имеет, и обладает ли соответствующей материально-технической базой.
Предварительно эти нововведения были обсуждены публично. В профильном министерстве утверждают, что профессиональное сообщество поддерживает их, так как данной компетенцией бизнес будет заниматься сам. Для этого будут подготовлены соответствующие правила, регламенты и требования для реализации.
«Также хотелось бы отметить вопрос прохождения непосредственно самого проекта Кодекса через согласование. На сегодняшний день проект уже формируется для того, чтобы направить его официально на согласование в государственном органе в установленном порядке. До сегодняшнего дня практически поступило чисто только по проекту кодекса 501 предложение и замечание, из которых 309 были нами приняты, а остальные находятся в работе и не приняты. На портале нормативно-правовых актов, когда он публиковался уполномоченным органом, поступило очень много предложений», - уточнил генеральный директор АО.
Особое внимание разработчики Кодекса обратили усилению зданий в сейсмически опасных зонах. Особенно это актуально в свете неутешительной статистики: только за 2023 год разрушительные землетрясения в Марокко, на территории Сирии и Турецкой Республики унесли жизни более 60 тысяч людей, нанеся урон экономике на сумму свыше десятков миллиардов долларов США.
Простой пример: в одном только Афганистане за этот год произошел ряд крупных землетрясений магнитудой свыше 6 баллов. Общее число погибших превышает более 2,5 тысяч людей, 1500 домов полностью разрушены.
«Территория республики Казахстан не является исключением. Практически 42-43% нашей территории подвержены сейсмическим рискам. Два из трех городов республиканского значения также находятся на территории, подверженной сейсмическим рискам, где проживает порядка 3,5 миллиона человек», - напомнил Бегман Кульбаев.
В проекте Кодекса будут развиваться такие новые направления, как регулирование сейсмического зонирования сейсмоактивных территорий, оценка сейсмической опасности, паспортизация существующей застройки, оценка сейсмических рисков.
«Предусматривается разработка соответствующих карт на территориях населенных пунктов, которые подвержены сейсмическим рискам. На протяжении последних пяти-шести лет институт сейсмологии эту работу ведет под эгидой соответствующего министерства, но, к сожалению, в свете последних событий мы начинаем активно с ними сотрудничать и разрабатывать соответствующие планы. Без детальных карт сейсмического зонирования невозможно разработать отдельные нормативы, которые должны лечь в основу работ субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности непосредственно на территории этих городов», - уточнил глава КазНИИСА.
Он привел пример акимата города Алматы, который в конце 2020 года разработал карту, а в 2021 году в целях ее реализации и исполнения принял соответствующий норматив застройки города с учетом разработанной карты.
«Основная цель данного норматива – определение и установление дополнительных требований к объектам строительства в части проектирования, строительства, и в части эксплуатации объектов», - пояснил он.
Кроме того, на сегодняшний день поступает много вопросов о сносе объектов, построенных без разрешительных документов, когда соответствующие органы принимают решение через суд.
«Возникает вопрос, как производить процедуру сноса. Условно, конечно, для того, чтобы эти вопросы как-то решать, в свое время были разработаны соответствующие требования на уровне нормативно-технических документов, но мы считаем, что такие вопросы должны быть решены непосредственно на законодательном уровне», - подчеркнул Бегман Кульбаев.
В процессе обсуждения проекта Строительного кодекса не стихают споры относительно возврата властных полномочий над ГАСКами – комитету по делам строительства при министерстве промышленности и строительства. Напомним, что сегодня они подчиняются акиматам на местах.
Председатель комитета строительства и ЖКХ НПП «Атамекен» Ирина Манжанова убеждена, что ГАСКи должны подчиняться центральному комитету, «но никак не местечковым руководителям».
«Дело в том, что все, что сегодня происходит, включая долгострои, это все происходит именно по вине и бизнеса, и исполнительных органов. Но в принципе, в основном, можно увидеть такую ситуацию: не мог город, не мог ГАСК не видеть, что происходит. Это невозможно. То есть, все-таки все это проходило, не скажу, что с поручения, но скажу, что с попустительства местных исполнительных органов. И на самом деле, сегодня проверяют только тех, на кого указывали. Мы все это видим, все это знаем. Самое главное, что сегодня не только коррупция, но и бюрократия есть», - считает она.
Депутат Ерлан Стамбеков поддержал эту точку зрения, но подчеркнул, что в этом вопросе важно вовлечение всей общественности.
«Буквально летом во время наших каникул в Алматы собирались жители, которые пригласили нас, депутатов, в проблемный ЖК на улице Снегина, речь идет о точечной застройке. И Алматы в этом смысле – квинтэссенция всех проблем: это и план детальной планировки, и безудержное, бесконтрольное строительство. Люди, которые знают эту проблему не понаслышке, я думаю, предложат выверенные решения», - отметил он.
Он подчеркнул, что только открытые процедуры, только участие экспертного сообщества, независимых экспертов в обсуждении будущего облика своих населенных пунктов, может привести к правильному консенсусу.
«В Алматы мы знаем объекты, которые сегодня стоят на линии разлома. Это тоже, к сожалению, наследие этого безудержного и коррупционного, с одной стороны, бюрократического прошлого. И в том числе под давлением, конечно, бизнеса, под давлением извлечения большей прибыли мы положили на алтарь самое важное, что есть – это жизни наших людей», - подытожил депутат.
В заключение он рассказал, что в 1984 году, когда он поступал в Архитектурно-строительный институт, со студентами встретился Олжас Сулейменов.
«И он рассказал одну интересную историю диалога с его отцом. Отец поэта отговаривал его стать писателем, говорил: «Ну лучше иди в инженеры, хоть какой-то с тебя толк будет». И Олжас Омарович говорит, что по прошествии лет он понял, что лучше быть плохим писателем, потому что книгу плохого писателя читатель просто отложит в сторону, но творение плохого инженера, к сожалению, человек не сможет выбросить. Он будет ежегодно жить в этом. И одним словом лучше, конечно, быть плохим писателем, чем плохим инженером», - подытожил он.