Курс по практической журналистике. Часть 1

16 Апреля 2020, 23:03 1518

4 совета начинающему журналисту

Портал El.kz решил подготовить для вас курс по практической журналистике. Наши короткие лекции предназначены для начинающих журналистов, авторов и всех кто интересуется профессией журналиста. В первой части мы расскажем о том, как искать темы для своих публикаций, как работать с источниками информации, как подготовиться к интервью и структурировать свой материал. 

1. Где и как искать темы для будущего материала.

Иностранные СМИ. Говоря о поисках тем в СМИ, обратите внимание на иностранную прессу. Ведь, по сути, в любой стране общество интересуют одни и те же заботы. В зарубежных СМИ всегда можно найти свежий взгляд на тему или проблему, неожиданный ракурс, по тематике о которой в вашей стране никто не писал или писал, но мало.  Понятно, что такую тему следует адаптировать под реалии вашего государства и даже под законодательство, скажем так придать ей колорит, чтобы она была интересна вашей аудитории, и чтобы она была актуальной для вас. При работе с зарубежными СМИ, очень полезно читать не только информационные сайты, но и научные, познавательные, там можно наткнуться на исследования, которое например не проводили у нас. И это отличный повод узнать, а как обстоит дело с этим вопросом в нашей стране. 

«Подарок»  от коллег журналистов. Также темы можно найти у коллег журналистов, из других СМИ. Бывает это редко, но вполне возможно. Например, более старшие коллеги занимались одной темой но по каким-то причинам забросили ее или просто потеряли к ней интерес. Спросите, может у кого-то завалялась такая тема или идея. 

Личные контакты со спикерами. Если вы пишите на научные или культурологические, образовательные темы постарайтесь наладить контакты с учеными, аспирантами и т.д., преподавателями институтов, ВУЗов, сотрудниками музеев, библиотек. Не стесняйтесь звонить к ним приходить на их мероприятия, конференции выставки и т.д. Там тоже можно найти темку которая известна лишь в узких научных кругах, но широко в прессе и обществе не обсуждалась. Здесь же можно сразу найти спикера, который расскажет что к чему. 

«Поход в музей». Также можно найти тему посетив архив, библиотеку или музей самостоятельно. Просто скажем так, гуляя по залу заметить работу неизвестного широкой публике автора, который делает картины из стекла и записать с ним крутое портретное интервью. И это будет эксклюзив! 

Пресс-службы и PR. Еще одна возможность найти темы, это от пресс-служб и PR отделов, разных организаций, как частных так и государственных. Как известно они всегда заинтересованы в том, чтобы об их компании писали в прессе. Но здесь есть один момент. Если вы раскручиваете тему совместно с пресс-службой, нужно сразу определить что это не будет пиар статья, если вы хотите написать критику конечно у вас не получится этого сделать, т.к пресс-служба всегда стоит на страже положительного имиджа своей компании.  Как правило, вам придется писать нейтральный материал.

Поездки. В поездках по стране всегда можно приметить что-то новое, найти интересных людей, которые занимаются особенной деятельностью или живут в необычном месте, такие люди уже сами настоящий инфоповод для статьи. Отдаленные поселки, ПГТ, заброшенные заводы, долгострои, всегда могут стать темой для материала. Здесь никогда нет проблем с картинкой, она, как правило всегда колоритна, живая,  а люди всегда готовы поделиться историями из своей жизни.  

Ну и еще пару советов по поиску тем:  1.Найти темы на самом деле не сложно, если вы внимательны и любознательны, обернитесь вокруг, часто бывает, так что темы лежат на поверхности. 2. Конечно, все мы хотим писать на любимые темы, про то, что нам нравится но нужно стараться писать на разные темы и в процессе работы полюбить их.

1. Как работать с источниками информации.

Как известно источников информации для журналиста, а в общем также как и для любого другого человека служат люди, сообщения других СМИ, пресс-релизы,  указы, доклады, публикации в социальных сетях, фото видео аудио информация, графика, архивы, рукописи и многое другое. То есть, то с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. Разница лишь в том, что журналист, получая информацию из источника преследует две основных цели:1.Создать свое авторское произведение на основе полученной информации и 2. Обогатить ее другими данными и максимально без потерь донести ее в удобной и понятной форме до аудитории. Вот в этом и заключается вся сложность и накладывается большая ответственность на журналиста, ведь он отвечает за каждое слово и букву. 

Поэтому работая с источниками информации, вы должны уже заранее определить для себя следующие моменты:

Выбор источника (что или кто на ваш взгляд будет основным источником). Вы должны ответить на вопрос: почему именно он а не кто-то другой?

• Определившись с выбором, нужно установить компетентность источника информации. Насколько этому человеку или документу или сообщению действительно можно верить, насколько он авторитетен, насколько заинтересован в искажении фактов или наоборот. Это можно проверить в интернете. 

• Далее, когда информация уже получена начинается проверка информации на истинность. И здесь начинается самое интересное: либо вы используете эту информацию либо вы от нее отказываетесь, так как она не соответствует действительности.  Проверяя факты важно сверить их как минимум с четырьмя другими источниками информации. Если информация подтвердится, значит верить можно, но я замечу, что это не дает 100% гарантии в ее верности. Т.к в интернете как часто бывает, ошибся один и другие сразу все за ним перепечатали. 

Вообще работая с источниками золотое правило гласит: перепроверяй, чтобы не ошибиться! А дезинформация самое ужасное, что может быть в работе журналиста. 

• Где можно перепроверить информацию? 1.В публикациях других СМИ и информационных ресурсах. 2.У других спикеров, которые тоже могут владеть этой информацией, компетентных в этом вопросе, обратиться к аналитикам 3.В государственных органах, официальных публикациях, актах, законопроектах, можно обратиться с запросом. 4. В книгах или изданиях, научных трудах, архивах. 5.  В частных компаниях. 6. Изучить другие причинно-следственные связи и просто опираться на логику. 

2. Как подготовиться к интервью?

При подготовке к интервью нужно определить для себя два момента: интервью вы будете использовать только как метод сбора информации, например для репортажа или статьи. Или же вы хотите подготовить материал в виде полноценного портретного или информационного интервью (использовать интервью как жанр). В зависимости от этих задач будет и отличаться подготовка. И еще подготовка к интервью-программы на телевидении имеет свою особенность. Но в любом случае готовиться к интервью нужно. И вот минимальные требования к подготовке:

• Изучение темы, вопроса или личности спикера, собрать бэкграунд, человека или проблемы, о которой вы будете говорить;

• Составить план интервью. В нем необходимо определить основные пункты интервью по темам. Пр: о себе, о работе, и т.д.

• Опираясь на план нужно подготовить вопросы. Причем подготовить группу основных самых важных вопросов, которые вы должны задать в первую очередь – это задача минимум. Группу второстепенных вопросов, - менее важных. И группу из вопросов, которые пойдут в довесок и будут вишенкой на торте. Важно не задавать неудобные вопросы в самом начале интервью, чтобы не испортить настрой человека, ведь если ему не понравится вопрос, он может закрыться или вовсе отказаться от общения.

• Если вы делаете программу на ТВ в виде интервью, вопросы также нужно готовить. Однако во время записи передачи или прямого эфира читать вопросы с листа не стоит. Это собьет атмосферу живого разговора, к тому же следуя строго заготовленным вопросам, вы будете зажаты, а это очень заметно зрителям и режиссеру. Вместо этого лучше составить схему беседы, драматургию с общим обозначением тем, а вопросы задавать своими словами. При этом на всякий случай лист с вопросами перед вами быть должен. На случай форс-мажора.

3. Как структурировать свой материал?

Составляем план-структуру.

Перед написанием любого материала, а особенно если это статья или репортаж важно составить план, структуру того как и в какой последовательности вы будете выдавать информацию и излагать свои мысли. Четкая структура поможет не только читателю проследить верность и логичность ваших мыслей, но и вам быстрее написать материал. И главное избежать логических и фактических ошибок. 

• Придумываем заголовок. Для многих придумать заголовок бывает очень сложно… Это говорит о том что автор сам не понял о чем и зачем писал материал…

При подготовке материала у многих журналистов подходы разнятся.  Кто-то начинает с выбора цитат, кто-то сразу пишет все подряд, а после преступает к заголовку. Но все же классический подход, который, на мой взгляд самый удобный заключается в том чтобы перед написанием – изучить всю информацию которая у вас есть, составить план с подзаголовками, осмыслить все данные, проверить их на истинность, выстроить логическую последовательность. И самое важное ответить на несколько простых вопросов: зачем ты пишешь этот материал? Какую цель ты ставишь перед собой, какую реакцию ждешь от читателей, какие последствия могут быть у этого материала? Если вы четко ответили на все вопросы, начинайте писать. 

Я советую начинать с заголовка. Пока не придумаешь заголовок, текст не пойдет. Заголовок это путеводитель, маяк, ключевая мысль и идея, от которой вы не должны отходить на протяжении всей статьи или репортажа. Если ваш заголовок наиболее емко и ярко отражает суть материала, а если он еще и удачен с художественной точки зрения, оригинален, то полдела вы уже сделали. От заголовка легче пойдет и подзаголовок и лид. Прописывая лид можно экспериментировать, не обязательно делать его строго информационным, в него можно включить отрывок из статьи, какой-то интересный момент или цитату.  Лид это тоже место для творчества. Чтобы статья легко читалась, разбейте ее на главы и дайте им интересные и меткие названия. 

• Осторожнее с цитатами! Их не должно быть много! Это тормозит повествование…

По тексту самой статьи: не злоупотребляйте цитатами, часто их неудобно читать. Если вы пишите со слов героя, лучше переосмыслите данную им информацию и напишите своими словами, но не вставляйте бесконечные цитаты, это делает материал неповоротливым и почти не читаемым. Цитаты должны быть яркими, и максимально полно характеризовать вашего героя, ситуацию, проблему. По возможности в цитате нужно сохранить стиль общения вашего героя, конечно исправив логические и грамматические неточности, если они есть. Это придаст живости цитатам. 

• Подумайте над драматургией. Начало, завязка, кульминация и концовка.

Конечно статья или телевизионный репортаж это не художественные произведения, это реальные истории и факты, которые также требуют определенной драматургии.

Классическая схема  выглядит примерно так: заявляется тема, или проблема, вы задаетесь вопросом а почему? далее вы рассказываете о причинах этого, об основных участниках, заявляете героев, потом углубляетесь в тему, даете альтернативные точки зрения других участников. К завершению материала еще раз резюмируете и делаете выводы, фиксируете основные результаты вашей работы. Если это проблемный материал, то читателю после прочтения статьи должно быть ясны все перипетии произошедшего. Бывает и так, что концовка может остаться открытой т.к в ходе работы над этим материалом у вас возникли новые вопросы и проблемы которые вы опишите в следующих статьях. И поосторожнее с личным мнением, все ваши доводы должны быть подкреплены фактами, а вот задаваться вопросами, в том числе и риторическими - можно.

Это был первая онлайн лекция по практической журналистике. В следующем выпуске мы подробнее поговорим о самом крутом жанре журналистике – интервью. Именно о возрождении интервью как жанра в эпоху интернета. 

Чингиз Майсеит
Поделитесь: