Кто и как распределяет деньги ОСМС среди клиник

15 Декабря 2023, 10:34 985

Начата процедура закупа медицинской помощи на 2024 год. До 14 декабря идет этап приема заявок от медицинских организаций, которые планируют оказывать медуслуги по ГОБМП и ОСМС. Порой звучат нарекания, что той или иной клинике распределили мало денег или сократили объем по сравнению с прошлым годом. Кто решает, кому сколько средств выделить, есть ли какие-то критерии для этого, что поменялось? Директор департамента организации закупа медицинской помощи Фонда социального медицинского страхования Светлана Пономарева ответила на волнующие медиков и пациентов вопросы.

 – Светлана Владимировна, деньги среди медорганизаций распределяет Фонд? Разве это правильно, что вы сами решаете, кому сколько дать?

– Многие думают, что Фонд сам решает, кому в каком объеме распределить объемы. Однако в Правилах закупа определено, что распределение объемов услуг и объемов средств осуществляют республиканская и региональные комиссии (Правила закупа услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, утвержденные приказом Министра здравоохранения РК от 8 декабря 2020 года № ҚР ДСМ 242/2020 – Прим. ред.). Комиссии создаются при Фонде и его территориальных филиалах.

В состав комиссий входят представители Фонда, Министерства здравоохранения РК (в республиканскую комиссию), управлений здравоохранения (в региональные), НПП «Атамекен», неправительственных организаций, которые представляют интересы медицинских организаций, медицинских работников или пациентов. Также в них включены представители субъекта цифрового здравоохранения – как правило, это работники Национального научного центра развития здравоохранения, осуществляющего организационно-методологическую и техническую поддержку информационных систем.

С ноября 2023 года в Правила закупа внесли дополнения. Заместителем председателя региональной комиссии должен быть представитель управления здравоохранения. Также в состав комиссий включены представители Комитета санитарно-надзорного контроля для проверки соответствия медицинских организаций требованиям в сфере санитарно-эпидемиологического надзора.

Дело в том, что Фондом при проведении мониторинга исполнения договорных обязательств выявляются факты оказания услуг без соответствующих разрешительных документов. Как правило, это связано с отсутствием постконтроля после выдачи разрешительных документов, а также отсутствием и невозможностью создания требуемых условий. Например, в отдаленных врачебных амбулаториях может отсутствовать вода, здания не пригодны для эксплуатации. В этом вопросе немаловажную роль должны играть местные исполнительные органы, которым необходимо обеспечить население медицинской помощью в требуемых условиях.

– Меняется ли состав комиссии?

– Как правило, состав комиссий меняется не чаще двух раз в год. Причиной могут быть дополнения в правилах закупа в части изменения состава комиссии или инициатива организации, представляющей кандидатуру (увольнение, замена). Кроме того, если кто-то отсутствует на заседаниях комиссий более трех раз подряд, Фонд инициирует предложение о замене кандидатуры.

 

– На комиссии лежит важная задача – распределить деньги среди клиник региона. Не могут ли в ее состав попасть лица, которые будут лоббировать интересы того или иного поставщика?

– Перед включения в состав комиссии кандидаты проходят проверку на аффилированность с медицинскими организациями, оказывающими медпомощь в рамках ГОБМП или в системе ОСМС. Служба безопасности Фонда проверяет, не является ли член комиссии либо его близкие родственники, супруга, родные супруги учредителями, участниками или акционерами клиник. Ведь это может прямо или косвенно влиять на принимаемые решения при проведении закупа.

Если в ходе работы комиссии выявляется аффилированность с претендующей медицинской организацией, то член комиссии исключается из состава комиссии и не участвует в процедурах закупа.

– Порой главврачи возмущаются, что по некоторым видам медуслуг предпочтение отдается государственным больницам, им выделяется больше денег, а порой, наоборот, в приоритете частные поставщики. Почему так происходит?

– Пожалуй, это одно из частых заблуждений об ОСМС. Одним из принципов, на которых основан закуп медуслуг, является равенство субъектов здравоохранения и создание добросовестной конкуренции.

То есть при распределении объемов услуг и финансов предъявляются одинаковые требования как к государственным, так и к частным поставщикам.

Единственное, медицинские организации, прошедшие аккредитацию в области здравоохранения и имеющие непрерывный опыт предоставления заявляемой медицинской помощи в течение трех лет, имеют преимущественное право при закупе медпомощи. Это предусмотрено Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».

– На что смотрит комиссия, когда рассматривает заявки клиник и распределяет между ними бюджет?

– Комиссия распределяет объемы медицинских услуг с учетом определенных критериев:

- производственная мощность медорганизации (пропускная способность), при этом определение коечного фонда в разрезе профилей коек осуществляют управления здравоохранения;

- результаты мониторинга исполнения договорных обязательств;

- обоснованные жалобы у медорганизаций на качество и доступность медицинской помощи;

- наличие договора ГЧП;

- оказание медорганизацией экстренной или неотложной медицинской помощи (ургентность) на основании решения управления здравоохранения.

– Хорошо, есть критерии. Но оценивает ведь их человек, значит есть риск необъективности?

Многие этапы автоматизированы, разработаны алгоритмы. Сами процедуры закупа при этом осуществляются на веб-портале, сопровождаемом Центром электронных финансов Минфина.

С 2020 года Фонд ведет поэтапную работу по формализации и автоматизации процесса отбора поставщиков. на основе критериев оценки деятельности медицинских организаций. То есть закладываются показатели – ресурсная база (кадры, здания и сооружения, медицинская техника), уровень менеджмента и качества оказания медицинской помощи, опыт работы, исполнительская дисциплина по договорам закупа медуслуг, которые автоматически будут рассчитываться системой. Таким образом мы хотим стандартизировать подходы, улучшить сами процессы, повысить прозрачность распределения объемов медуслуг.

Также Министерством здравоохранения РК утверждены специальные методики для расчета индикаторов и рейтинговой оценки медорганизаций, для распределения между ними объемов услуг и средств.

 

 

– Расскажите подробнее, как строится процесс закупа, какие этапы он включает?

– Он состоит из двух этапов. На первом комиссия при Фонде размещает на веб-портале объявление о проведении процедуры закупа и публикует информацию на сайте управления здравоохранения. От медорганизаций принимаются заявки по перечню документов согласно Правилам закупа. При закупе услуг первичной медико-санитарной помощи региональной комиссией определяются субъекты ПМСП, которые допускаются или не допускаются к процедуре выбора по итогам кампании прикрепления.

Затем комиссией рассматриваются заявки и проводится отбор тех поставщиков, которые соответствуют всем требованиям. Те, кто не соответствуют, могут повторно сдать документы, на это им отводится определенное время.

На втором этапе комиссией осуществляется размещение объемов услуг между допущенными организациями путем подписания протокола об итогах.

Далее Фонд заключает договоры с медицинскими организациями и далее осуществляет мониторинг исполнения договорных обязательств.

В среднем годовой закуп осуществляется в течении 25 дней. Проводится в течение декабря, чтобы с нового года все медорганизации могли оказывать гражданам медицинские услуги.

В течении года также проводится дополнительный закуп медпомощи, если выделяются средства или появляются высвобожденные объемы от уже проведенного распределения. В этом случае срок закупа в среднем сокращается до 15–20 дней, поскольку, как правило, участвует меньше медицинских организаций и разыгрываются не все виды медпомощи.

 

– В этом году активно обсуждалось возможное ограничение мелких ПМСП в допуске к закупу на 2024 год. Какие в итоге критерии установили для поставщиков услуг поликлиник?

– Для организаций ПМСП определено, что по итогам кампании прикрепления допускаются к закупу поликлиники, у которых количество прикрепленного населения на городском и районном уровнях не менее 1 500 человек. Это установленный государственный норматив.

Организации, имеющие опыт оказания услуг ПМСП в рамках ГОБМП свыше одного года, должны иметь прикрепленное население численностью не менее двух участков врача общей практики/семейного врача (в совокупности должно быть прикреплено не менее 3 000 человек).  Исключение составляют организации ПМСП, которые являются единственным субъектом здравоохранения, оказывающим услуги ПМСП в селе/поселке.

Напомним, прием заявок от медицинских организаций по закупу на 2024 год продлен до 14 декабря 2023 года.

Рустем Омаров
Поделитесь: