Креаторы Казахстана выходят из «тени»

Вчера, 16:50 273

Креативные индустрии в Казахстане показывают пусть небольшой, но рост. В перспективе – при должном подходе, внимании и поддержке государства и, конечно же, идеям креаторов – эта отрасль способна приносить огромную прибыль в государственную казну

В Казахстане креативщикам предоставлены налоговые преференции, под них создана законодательная база, постепенно формируется инфраструктура, а наиболее перспективная молодежь имеет возможность получить образование за рубежом за счет государства. Об этом ИА El.kz рассказала в интервью директор департамента креативных индустрий Минкультуры и информации Гулисхан Нахбаева.

- В своем сентябрьском Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что креативная индустрия – еще одна точка роста экономики и занятости, охватывающая медиа, кино, музыку, дизайн, образование и сферу информационных технологий. Каково положение дел с развитием этой индустрии в Казахстане сегодня, на каком этапе мы находимся?

- В прошлом году при Министерстве культуры и информации был создан департамент креативных индустрий. Разработан проект закона по вопросам поддержки и развития креативных индустрий, в рамках которого рассматривается создание Фонда поддержки креативных индустрий, расширения компетенций уполномоченного и местных исполнительных органов, введения понятийного аппарата. Данный законопроект на сегодняшний день находится на рассмотрении Мажилиса парламента.

Помимо этого, в начале этого года 40 видов креативной деятельности включены в специальный режим розничного налога. Бизнес освобожден от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС) и выплачивает единый налог – 2-4% для ИП, 8% для ТОО. Данными мерами охвачено 35 155 предпринимателей, что составляет 77% от общего числа занятых в креативных индустриях. По итогам второго квартала 2024 года в результате введенных мер количество субъектов креативных индустрий увеличилось на 15%.

Также разработаны совместные планы действий по созданию и оснащению креативных хабов в регионах с АО «Казпочта» и АО «Самрук-Казына». В рамках данных планов открыты креативные хабы в Туркестане (креативный хаб «Ozge Epic») и Петропавловске (креативный хаб «Qyzyl jar creative center»). В целом, на данный момент по республике работают 10 креативных центров и хабов (Астана – «OzgeEpic», Алматы – «Алатау» и «Almaty Creative», Шымкент – «Art Amanat hub», Туркестан – «OzgeEpic», Атырауская область – «YEMAA», Кызылординская область – «Анаға тағзым», Актюбинская область – креативный центр на базе областной юношеской библиотеки имени Саги Жиенбаева и мастерская Makerspace, Северо-Казахстанская область – «Qyzyljar creative hub»).

- Наверное, никто не станет спорить, что наша нация креативна. На ум приходят артисты, исполнители, художники, снискавшие международную славу. Однако у нас, как отметил Глава государства, вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%. В чем причина? Может, ранее государство не придавало значение ее развитию?

- Низкая доля креативных индустрий в ВВП страны, в первую очередь, связана с большим количеством действующих субъектов креативных индустрий, находящихся в теневой экономике. Для выведения представителей креативных индустрий из теневой зоны проводятся различные мероприятия.

Во-первых, с начала года для 40 ОКЭД (Общий классификатор видов экономической деятельности) креативных индустрий введен специальный налоговый режим. Во-вторых, на постоянной основе организуются обучающие мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности по вопросам авторского права, анализ практических кейсов, оказание поддержки по разным актуальным вопросам. В-третьих, для поддержки представителей креативных индустрий планируется продвижение креативных товаров на маркетплейсе Halyk Market (Халык маркет). На данной платформе будет создан специальный раздел для товаров представителей креативных индустрий, где будут размещены ювелирные изделия, музыкальные инструменты, картины, товары народного промысла.

В целом, как я уже сказала, весь принимаемый Министерством пакет мер государственной поддержки направлен на выведение представителей креативных индустрий из теневой экономики.

Низкий вклад креативной индустрии в ВВП страны также связан с отсутствием целостной инфраструктуры и ограниченным доступом к финансированию. Для решения данных проблем в следующем году будет создан Фонд поддержки креативных индустрий, в рамках которого будут предоставлены финансовые и нефинансовые меры поддержки креаторам. Также по поручению Главы государства во всех регионах открываются креативные центры, где для креаторов создаются возможности для нетворкинга и коммерциализации своих продуктов и услуг (на сегодняшний день по стране уже функционируют 10 креативных центров).

- Центры креативной индустрии сосредоточены в Астане, Алматы и Шымкенте. А как же другие крупные города?

- В регионах страны создаются креативные центры, ассоциации и экспертные советы, также проводятся форумы, выставки, ярмарки, направленные на развитие и поддержку креативной отрасли.

Фото: Министерство культуры и информации РК

В 2022 году открылся центр современной культуры «YEMAA» в городе Атырау, в 2023 году открылись арт-пространство «Art Hub Amanat» в Шымкенте, креативный центр на базе областной юношеской библиотеки имени С. Жиенбаева и креативная мастерская Makerspace в городе Актобе. В 2024 году открылись креативный хаб «OzgeEpic» в городе Туркестане, ТОО «Creative Industries» в области Абай и креативный центр «Qyzyljar creative hub» в Северо-Казахстанской области.

Наряду с этим, в августе в Каскелене открылся первый Парк креативных индустрий на базе Алматинского университета энергетики и связи, а также в сентябре открылась первая креативная школа имени Б. Тулегеновой в Астане.

Вместе с тем проводятся различные мероприятия для поддержки представителей креативных индустрий. Так, например, в марте в Астане состоялась встреча Главы государства с яркими представителями креативных индустрий со всех регионов страны. На постоянной основе проводится образовательный ивент Qara Forum. В этом году данный форум пройдет в Астане с 30 ноября по 1 декабря на базе Назарбаев Университета, куда заявлены именитые спикеры в сфере киноиндустрии, медиа, анимации и т.д.

Также с 2023 года на ежегодной основе проводится Steppe Fair. Это мероприятие, где собираются креаторы для обмена опытом. В 2023 году была проведена панельная сессия по креативной экономике в рамках форума Digital Bridge Astana.

В городе Атырау в центре современной культуры «YEMAA» на постоянной основе проводятся мероприятия в целях поддержки креаторов. Например, с 1 по 31 августа проходила арт-резиденция «Фронтир. Атырауские хроники». В течение месяца молодым художникам была предложена насыщенная образовательная программа с лекциями и мастер-классами, проводились полевые исследования по публичным пространствам города Атырау.

С начала 2025 года планируется запуск акселерационной программы, направленной на поддержку начинающих предпринимателей и креаторов. В качестве спикеров будут привлечены международные эксперты и успешные креаторы Казахстана.

- Какие виды креативных индустрий показывают рост в Казахстане?

- По данным Бюро национальной статистики, за первый квартал этого года больше всего субъектов зарегистрировано в сфере народных промыслов (12 660, или 27,8 %), в сфере IT и геймдевелопмента (9 879, или 21,7 %) и в сфере архитектуры и моды (7 615 или 16,7 %). 40% всех юридических лиц приходятся на IT-сектор, а больше всего физических лиц работают в сфере народных промыслов. По количеству занятых в сфере креативных индустрий лидируют Алматы (29 755 – 22,1%), Астана (27 215 – 20,2 %) и Карагандинская область (7 838 – 5,8 %). А в разрезе направлений ТОП-3 заняты в сферах IT и геймдевелопмент (27 659 – 20,6 %), архитектуры и мода (24 309 – 18,1 %) и культурно-досуговые учреждения (24 308– 18,1 %).

Фото: Министерство культуры и информации РК

- Какие меры принимает МКИ для повышения квалификации отечественных креативщиков за рубежом: учеба, стажировки, практика?

- В начале 2025 года в рамках международной программы «Болашак» планируется отправка на стажировку 20 представителей креативных индустрий по направлению «кино и анимация» в Великобританию. Креаторам предоставляется возможность получения международного опыта у ведущих специалистов в этой сфере. Вместе с тем в таких университетах, как Almaty Management University, De Monfort University Kazakhstan и Coventry University Kazakhstan имеются специальности по креативным индустриям, в рамках которых предусмотрены зарубежные стажировки.

Читайте также:

Анастасия Смирнова
Поделитесь: