Ключевая цель всеобщего декларирования – планомерно пресечь теневую экономику - политический эксперт Виталий Колточник

Сегодня, 11:47 117

"Возникает вопрос целесообразности сдачи деклараций гражданами, подпадающими под четвёртый, заключительный, этап всеобщей декларации", - резюмировал Президент на первом Форуме работников сельского хозяйства. Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству проработать решение этого вопроса. Напомнив, что Концепция всеобщего декларирования доходов была принята 14 лет назад. За это время страна добилась значительного прогресса в сферах цифровизации и финтеха. Обеспечена интеграция баз данных различных государственных учреждений. Усилен финансовый и налоговый контроль, заявил Глава государства. Мнением о возможных преобразования в налоговой сфере и других отраслях экономики с нашей редакцией поделился политический эксперт Виталий Колточник, сообщает El.kz.

- Виталий Сергеевич, Касым-Жомарт Токаев выразил сомнение по поводу сдачи деклараций всеми казахстанцами. Хотелось бы узнать Ваше мнение о заявлениях Главы государства.

- Неслучайно Президент заострил внимание на несоответствии духу времени Концепции всеобщего декларирования доходов, принятой более 14 лет назад, в 2010 году – по сути в доцифровую эпоху. Всеобщее декларирование - одна из самых чувствительных тем для населения, бизнеса, иностранных инвесторов. Есть немало экспертных оценок поспешности Казахстана в вопросах принятия на себя трудно выполнимых обязательств тотальной финансово-налоговой прозрачности наравне с самыми развитыми странами – Швецией, Норвегией и Канадой, где помимо всеобщего декларирования практически отсутствует оборот наличных денег и цифровая инфраструктура полностью безопасна для работы с большими данными населения.

Как мы все помним, Казахстан того периода излишне увлекался демонстрационными проектами, подменяя пиаром реальный экономический рост и уровень жизни людей, затрачивая, вкачивая в покупку рейтингов, имиджевые мероприятия едва ли не больше средств налогоплательщиков, чем потребовалось бы на достижение реальных улучшений. Та планка, которую Казахстан задал в стремлении продемонстрировать свою готовность и прогрессивность в вопросах цифрового контроля над налоговыми данными была заведомо недостижима и постоянно откладывалась. Лишь при Президенте Токаеве процесс продвижения страны к налоговой прозрачности стал воплощаться в жизнь, с учётом всех возникающих побочных эффектов.

Механизм декларирования подразумевал следующее:

Сначала входная декларация (форма 250), фиксирующая все ключевые активы и обязательства – недвижимость, лица;

Далее текущая, ежегодная декларация (форма 270), фиксирующая поступления в течение года – депозиты, зарплаты, прочие доходы, иностранные счета, вклады и имущественные приобретения.

Если смотреть поэтапно, кампания стартовала с 1 января с госслужащих, приравненных к ним лиц, и их супругов. На втором этапе – с 1 января 2023 – работники госучреждений, квазигоссектора и их супруги. На третьем этапе с 1 января 2024 года – для руководителей и учредителей юридических лиц (в том числе приостановленных), индивидуальных предпринимателей и их супругов. И на четвёртом, заключительном, этапе – с 1 января 2025 года декларацию должны будут начинать сдавать все оставшиеся категории граждан, свыше 8 миллионов – в общем все совершеннолетние – будь то безработные, студенты, самозанятые, пенсионеры, домохозяйки, то есть потенциальные группы риска в плане социальной напряжённости.

- В чём основная задача всеобщего декларирования?

- Ключевая цель всеобщего декларирования – планомерно пресечь теневую экономику, высветив все её слепые зоны в интересах общества: непрозрачность – среда для постоянных злоупотреблений и коррупции на уровне элит и государственных управленцев, способ контроля над их финансовой жизнью через всестороннюю фиксацию и сопоставление доходной и расходной части среди тех лиц, которые в силу служебного положения распоряжаются государственными средствами. Однако недостаточно контролировать только самих субъектов государственных функций и их непосредственное окружение: уклонение от уплаты налогов и получение незаконных доходов может проводиться через подставных лиц, никак не связанных с потенциальными участниками теневых схем напрямую и по этим причинам необходимо всеобщий «налоговый колпак» внутри страны и наличие прямого взаимодействия по финансовому мониторингу в международном измерении с возможностью доступа уполномоченных органов власти к иностранным юрисдикциям, прозрачность банковских операций. И очень важный момент: Новый общественный договор и глобальная кампания по возврату в страну незаконно полученных активов открывают повестке всеобщего декларирования второе дыхание. В стране должно оставаться как можно меньше лазеек для маскировки преступно нажитых средств. 

Эти меры независимо от степени общественной полезности и необходимости вряд ли будут очень популярны: всё-таки речь о вторжении в «личное финансовое пространство» всех граждан, угроза для коммерческой тайны предпринимателей, размывание вопроса банковской тайны и много других сопутствующих моментов. Очень важный момент – обеспечение кибербезопасности и сохранности конфиденциальных сведений налоговых декларантов. Подобных инцидентов возникает, к сожалению, довольно много. Информационная среда пока ещё достаточно уязвима, хотя страна сохраняет самые высочайшие темпы цифровизации и развития финтеха.

Президент в своём выступлении призвал «продуманно и прагматично внедрять преобразования и всесторонние реформы, корректируя их в соответствии со здравым смыслом и нашей спецификой». И, релевантно к всеобщему декларированию, его посылы заключаются в том, что высокий прогресс Казахстана в части цифровой трансформации, сделанной ставки на развитие ИИ и финтеха позволяют потенциально изменить подход к финансовому контролю над теневой экономикой и экономической преступностью. Концепция декларирования принималась на самой заре цифровой эры в Казахстане, которая уже сделала большой рывок вперёд и сейчас контролировать финансовые потоки можно автоматизировано на основе высокоэффективных систем финансового мониторинга без принудительного сбора данных со всего населения. И нужно также принять во внимание фактор цифрового тенге и постепенного сокращения наличного оборота, принятия налога на роскошь, активного участия Казахстана в инструментах ФАТФ: теневое пространство сужается довольно быстро, что и предложено учесть Правительству на новом витке налоговых реформ, проявляя участие к интересам и настроениям широких слоёв общества, перспективам развития бизнес-среды и привлечения инвестиций.

- Большинство задач, обозначенных Президентом на Форуме, естественно, касалось развития отрасли сельского хозяйства. Что думаете Вы о прошедшем мероприятии и как оцениваете перспективы АПК?

- Президент закрепил особый статус агропромышленного комплекса, страны, поддержав своим участием первый Форум работников сельского хозяйства и объявив о ежегодном характере этого мероприятия в будущем. Значит новая экономическая политика приняла системный характер. Глава государства очень последовательно воплощает новые императивы государственной политики - Справедливый Казахстан и Средняя держава. Агропродовольственная отрасль теперь находится под особой протекцией лидера страны. Вспомним, как Президент принимает под своё крыло те отрасли и сегменты общества, которые должны стать локомотивом развития – молодых учёных, студентов, маслихаты, общественные советы, волонтёрство, креативные индустрии, инвесторов: с каждым из них проводятся регулярные встречи и консультации на президентском уровне, оказывается всестороння поддержка государства. Сейчас пришло время перезагрузки АПК, который набирает очень мощные обороты: впервые за 10 лет страна собрала рекордно высокий урожай 26,7 млн тонн зерна – самый яркий индикатор успеха реформ Токаева. И, ключевой идеологический момент – совмещение первого Агрофорума с 70-летием освоения целины в Казахстане. Важно отметить, что строительство Справедливого Казахстана и Второй Республики – и есть символическое освоение целины: когда очень многое формируется с нуля либо путём демонтажа и зачистки наследия Старого Казахстана.

Сельское хозяйство страны до транзита развивалось по остаточному принципу с полным игнорированием лидерского потенциала аграрного сектора Казахстана. Отрасль оставалась одной из самых коррумпированных и низкоэффективных, дотации и субсидии расходовались в значительной мере нецелевым образом, статистика массово фальсифицировалась, о чём свидетельствуют многочисленные скандалы и громкие расследования по поручению Президента. И те новации, которые были оглашены на Форуме, показывают, что республика меняет свою траекторию и агросектор теперь находится среди национальных проектов под прямым контролем высшего руководства страны. Первое место среди стран СНГ и 32-е место в мире – смотрится весьма уверенно и оптимистично. Казахстан прилагает большие усилия к построению конкурентоспособной агропродовольственной сферы, которая должна стать одним из хабов глобальной продовольственной безопасности. Естественные преимущества в сельхозке при повышении качества госуправления дадут стране большую фору на мировых рынках продовольствия и станут одним из ключевых путей в средние державы. Рост экспортного потенциала через преодоление транспортно-логистических ограничений, форсирование строительства и модернизации инфраструктуры хранения дадут новый импульс экспансии казахстанской агропродукции на внешние рынки сбыта. Президент страны серьёзно заострил внимание на развитии научной составляющей сельского хозяйства и широкого внедрения новейших технологий, ИИ, всеобщей цифровизации, аграрного образования – агросектор будет развиваться интенсивным путём.

Возрождение аула объявлено одним из приоритетов укрепления идентичности перед лицом глобализации. Именно так, через сохранение корней в сельской местности, заботу о родном крае будут оберегаться традиции, язык и менталитет казахского народа в качестве государствообразующей силы. Село фактически станет драйвером экологической культуры, воплощения целей устойчивого развития и зелёного роста. Подъём аула будет происходить в тесной взаимосвязи с национальным экологическим проектом «Таза Қазақстан»: ключевые точки его воплощения в жизнь – это сельские населённые пункты, в которых восстанавливается экологическая безопасность и прививается забота об окружающей среде.

- Президент напомнил о важности эффективно использовать бюджетные средства. Отметив, что в бюджетной политике должен главенствовать принцип прагматизма, а вот экономить на социальных расходах, зарплатах бюджетников, пенсиях и пособиях ни в коем случае нельзя. О чём свидетельствует данное заявление Главы государства?

- Такая позиция Президента гармонично согласуется с новой моделью Справедливого Казахстана, в которой каждому обеспечено равномерное распределение прав и ответственности и вместо уравниловки – каждый казахстанец является субъектом и бенефициаром своих усилий при поддержке со стороны государства его самостоятельного развития. Социально уязвимые слои общества находятся вместе с тем под повышенной защитой власти, и никто не будет на них экономить ради финансовых показателей. Социальная защищённость бюджетников будет гарантироваться за счёт адекватного перераспределения средств и рационального использования государственного бюджета. Например, в этом ключе, Президент поручил пересмотр системы социальной помощи гражданам из-за непродуманности которой принцип справедливости порой очень грубо нарушается. Сразу несколько человек из одной семьи могут получать адресную социальную помощь либо состоятельные люди сидят на пособиях. Складываются целые паразитические кластеры вокруг системы АСП, что усиливает иждивенчество и подрывает престиж честного труда. За счёт перенаправления нерациональных финансовых потоков и реинтеграции в активную экономическую жизнь пожилых людей, развития инклюзивной экономики, совершенствования пенсионной системы, укрепления неправительственного сектора и социального аутсорсинга, государство будет и дальше выступать гарантом благополучия всех слоёв населения. В этом же русле – в русле социальной справедливости Президент поддержал корпус госслужащих, сняв дискуссию о возможных запретах на выплату им премий. Конкурентная зарплата в госаппарате – залог эффективности государственного управления и путь к постепенной нейтрализации коррупционной среды, повышению привлекательности госслужбы для квалифицированных кадров, предотвращению оттока компетентных специалистов. В этом и заключается прагматизм новой бюджетной стратегии, которую можно только поддерживать.

Марина Рузматова
Поделитесь: