В ходе 34-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов Касым-Жомарт Токаев обозначил необходимость развития декарбонизации экономики Казахстана и внедрении низкоуглеродных технологий. Актуальность этой повестки обусловлена не только экологической обстановкой в мире, но и угрозой потери конкурентоспособности продукции казахстанских производителей на рынке ЕС, передает корреспондент El.kz.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслав Додонов пояснил, что в 2016 году Казахстан присоединился к Парижскому соглашению по улучшению климата. С этого момента у нашей страны есть определенные мировые обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Кроме того, Казахстан заявил, что будет стремиться достигать углеродной нейтральности к 2060 году. Уже до конца 2022 года будет разработана и принята соответствующая стратегия для достижения этой цели.
«Специфика электрогенерирования в нашей стране такова, что большая часть генерации - около 60-70% приходится на угольную генерацию. Это самая вредная генерация, которая дает самое большее количество вредных выбросов, в том числе парниковых газов, зол и всего остального. В связи с этим в Казахстане реализуется программа по газификации страны. То есть угольная генерация постепенно должна замещаться газовой. Но в полной мере эту замену произвести невозможно, так как это очень масштабная работа», - говорит Вячеслав Додонов.
Эти условия создали необходимость в реализации проекта АЭС, которая не оставляет углеродного следа. Сейчас во всем мире активно развиваются возобновляемые источники энергии – ветровая и солнечная генерация. Однако эти виды ВИЭ не являются регулярными. Для того, чтобы развивать их, необходимо иметь резервную мощность. По мнению Вячеслава Додонова, в отличии от других видов ВИЭ атомная энергетика не имеет таких недостатков, она отличается устойчивой выработкой энергии, нет необходимости резервных мощностей и при этом она углероднонейтральна. Это ее основной плюс в рамках сегодняшней глобальной климатической повестки. Поэтому в Казахстане было принято решение о строительстве АЭС.
«Дело в том, что ЕС собирается вводить углеродный налог на продукцию тех стран и производителей, которые не уделяют должного внимания вопросам экологии и оставляют высокий углеродный след при производстве продукции. Такая продукция с 2026 года в ЕС будет облагаться углеродным налогом. Это значит, что наша продукция, наше сырье, которое будет поставляться в ЕС, будет иметь более высокую стоимость на европейских рынках, следовательно, утрачивать свою конкурентоспособность, и спрос на нее будет падать. Эта перспектива вполне реальна», - отметил Вячеслав Додонов.
В связи с этим повестка по вопросам развития декарбонизации экономики Казахстана и внедрению низкоуглеродных технологий становится все более актуальной. Максимальное количество иностранных инвестиций в Казахстане приходится на добывающую отрасль, как раз на те виды продукции, которые не оставляют углеродный след и лишены угрозы попадания под европейский углеродный налог. Именно поэтому Президент обратил внимание иностранных инвесторов, которые владеют соответствующими предприятиями в Казахстане заблаговременно.
Вице-президент по операциям в частном секторе и государственно-частному партнерству Азиатского банка развития Ашок Лавасы отметил, что в течение последних несколько лет АБР оказывал содействие в развитии возобновляемых источников энергии в Казахстане, включая строительство солнечных электростанций, которые в настоящее время вырабатывают 150 мегаватт. Он подчеркнул, что для финансирования этих проектов АБР первым успешно разместил на Казахстанской фондовой бирже зеленые облигации, деноминированные в тенге.
«Учитывая, что на уголь, который остается одним из основных источников выбросов и загрязнения, приходится 74% производимого тепла, можно было бы предпринять соответствующие меры для включения сектора отопления в целевые показатели правительства в области возобновляемых источников энергии помимо энергетического сектора», - отметил Ашок Лавасы.
По его словам, для достижения целей декарбонизации потребуется тщательно спланированный долгосрочный инвестиционный портфель, который обеспечит ясность и рыночные стимулы для потенциальных инвесторов. Существующая система может быть улучшена за счет внедрения многолетней программы в энергетическом секторе и прозрачного графика аукционов.