Казахстан увеличивает транзит

5 Октября 2023, 11:55 1276

К 2030 году ожидается увеличение объемов транзита через Казахстан до 35 миллионов тонн, согласно утвержденной Концепции развития транспортно-логистического потенциала страны, сообщает El.kz со ссылкой на

В результате глобального перераспределения грузопотока увеличилась нагрузка на инфраструктуру Транскаспийского международного транспортного маршрута и коридора Север-Юг (Казахстан-Туркменистан-Иран), что привело к выявлению узких мест. В связи с этим ведется работа по развитию альтернативных транспортных коридоров.

Примером такой работы является соглашение, подписанное в ноябре 2022 года представителями Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, о синхронном устранении узких мест и развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута до 2027 года. В августе 2023 года был представлен актуализированный вариант этого документа.


Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан

Важное значение совместного развития транспортных коридоров и транзитного потенциала было подчеркнуто во время официального визита Премьер-Министра Республики Казахстан в Грузию в июне 2023 года. Он подчеркнул, что транзитно-транспортная сфера играет ключевую роль в сотрудничестве между Казахстаном и Грузией, так как через их территории проходят крупные трансконтинентальные транспортные коридоры — кратчайшие маршруты из Европы в Китай и Юго-Восточную Азию. Важно повышать транспортную связанность региона и улучшать условия транзита.

В рамках Послания Главы государства от 1 сентября 2023 года разрабатывается комплексный план развития морской инфраструктуры, включая формирование порта Курык как полноценного логистического кластера.

Также проводятся работы по реализации инфраструктурных проектов, включая строительство вторых путей на участке "Достык-Мойынты", что позволит увеличить пропускную способность на этом участке до 5 раз и увеличить объем транзитных перевозок между Китаем и Европой.

В настоящее время находится на этапе корректировки Проект строительства обводной железнодорожной линии станции Алматы, который, по завершении, сократит время доставки грузов до 24 часов и разгрузит Алматинский узел на 40%.

Планируется строительство новой железнодорожной линии "Дарбазам-Мактаарал" между Казахстаном и Узбекистаном, что позволит разгрузить станцию Сарыагаш, подключить Мактааральский район к магистральной железнодорожной сети и расширить транзитный потенциал, включая маршруты в Иран, Афганистан, Пакистан и Индию.

Для облегчения нагрузки на приграничные железнодорожные станции "Достык" и "Алтынколь", а также для увеличения пропускной способности на границе между Китаем и Казахстаном, предусматривается строительство железнодорожной линии "Бахты-Аягоз".

В морском порту Актау создается "контейнерный хаб" на Каспии с мощностью до 300 тысяч контейнеров 20-футового эквивалента. В порту Курык начато строительство многофункционального терминала "Саржа" казахстанской компанией "Semurg Invest". Кроме того, планируется разработка отечественного судостроительного производства на Каспийском море. В планах также увеличение паромного флота и танкерного до 2030 года.

Создано Совместное предприятие в рамках Дорожных карт по развитию Транскаспийских маршрутов, занимающееся вопросами тарифной политики, грузопереработки и упрощения транспортных процессов на маршруте. Это позволит сократить время доставки товаров из Китая в Европу и обратно до 10-15 дней.

В настоящее время находится на стадии подписания межправительственное Соглашение с Китаем по развитию Транскаспийских маршрутов, включая контейнерные поезда маршрута Китай-Европа. Этот документ предусматривает прогнозирование объемов грузоперевозок по Транскаспийским маршрутам, обмен данными о местоположении грузов на территории обеих стран, содействие Китая в развитии магистральных трубопроводов и портовой инфраструктуры.

Для обеспечения растущего объема грузопотока также предпринимаются меры по созданию инфраструктуры. Ведется строительство казахстанского логистического центра в сухом порту города Сиань, мультимодального терминала в порту Поти (Грузия) и торгово-логистического хаба в Алматинской области.

Кроме того, продолжается работа по привлечению европейских транспортно-логистических компаний в Ассоциацию Транскаспийских маршрутов. С июня 2023 года болгарский порт Бургас стал ассоциированным членом Ассоциации Транскаспийских маршрутов, а до конца года планируется вступление австрийского перевозчика Rail Cargo и других грузооператоров из Германии, Литвы и Сингапура.

Одним из перспективных направлений также является коридор Север-Юг, соединяющий Россию с Ираном, странами Персидского залива и Индией. Маршрут "Казахстан-Туркменистан-Иран" (восточная ветка Север-Юг) соединяет Китай и Иран через Казахстан, что позволило перевезти 1,4 миллиона тонн грузов в направлении Ирана за 8 месяцев 2023 года, что на 25% больше, чем в 2022 году.

Для развития коридора Север-Юг работают над улучшением инфраструктуры, увеличением подвижного состава, снятием административных барьеров и созданием благоприятных условий для перевозчиков. Проект документа по улучшению коридора находится на стадии согласования и предусматривает увеличение пропускной способности до 10 миллионов тонн в год к 2027 году. Общая длина 8 автомобильных транзитных коридоров составляет 13,2 тысячи километров, и на них проводится реконструкция с целью завершения до 2030 года.

Для сокращения транспортных издержек и ускорения прохождения границы также планируется модернизировать 6 основных пунктов пропуска. Эти меры заложены в Плане совместных действий и Дорожной карте по развитию пунктов пропуска на казахстанско-российской границе на период 2023-2027 годов. Предполагается, что пропускная способность пунктов увеличится в 3 раза, и время оформления транзитных грузов сократится в 2 раза.


Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан

Интересно, что с начала текущего года общий объем грузоперевозок в Казахстане всех видов транспорта составил 640,8 миллионов тонн. Более 40% из них были перевезены железнодорожным транспортом, а доход от перевозок превысил 1 трлн тенге.

Автомобильный транспорт составил практически треть общего объема перевозок, и транспортные компании получили более 540 миллиардов тенге дохода от перевозок 184 миллионов тонн грузов.

Кроме того, в 2023 году через Казахстан было перевезено 20,7 миллионов тонн грузов транзитом, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и составило 75% от годового плана, который был запланирован на уровне 27,7 миллионов тонн.

Объем перевалки через морские порты Актау и Курык по Транскаспийским маршрутам достиг 1,74 миллиона тонн грузов, что на 85% больше, чем в аналогичный период 2022 года. Это свидетельствует о росте транзитных грузоперевозок через Казахстан и увеличении его транспортной роли в регионе.

Читайте также:

Марина Рузматова
Поделитесь: