Как в Казахстане решается проблема контрабанды

27 Июня 2023, 18:02 1996

Недавно сенатор Андрей Лукин поднял вопрос экономической контрабанды на таможенных границах стран ЕАЭС. По его словам товар зачастую ввозится без уплаты НДС, сообщает ИА El.kz

В соответствии со статьей 35 Конституции Республики Казахстан, уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Изучение текущей ситуации свидетельствует о наличии устойчивой схемы нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации в Казахстан по фиктивным документам, т.е. без документов, уплаты НДС на импорт либо по формальным договорам временного хранения с последующим экспортом в третьи страны под видом казахстанской продукции с возмещением по ним НДС за счет бюджета.

В результате, недобросовестные налогоплательщики остаются безнаказанными, в бюджет не поступают налоги, которые возможно было направить на финансирование социальных проектов.

Основной проблемой является бесконтрольный ввоз зерновой продукции.

В 2019-2022 годах импорт зерна в Казахстан составил 3,4 млн тонн на 207 млрд тенге.

В частности, в 2019 году из России ввезено 464 тыс. тонн пшеницы, из которых по 127 тыс. тоннам в бюджет не уплачен НДС на импорт на 504 млн тенге, в 2020 году – по 17,5 тыс. тонн на 247 млн тенге.

Между тем в январе-феврале 2022 года наблюдался рост импорта пшеницы с 121 тыс. до 483 тыс. тонн.

Это привело к аномальному росту экспорта указанного товара из Казахстана в третьи страны с 700 тыс. до 1,3 млн тонн, - сообщил Лукин. 

Предварительный ущерб государству в виде неуплаченного НДС от ввезенного товара из Россий в Казахстан составил более 660 млн тенге.

Указанное свидетельствует о применении предпринимателями двух стран схемы получения льгот по НДС путем экспорта российского зерна под видом казахстанского, - поведал сенатор. 

Причиной такого положения дел является отсутствие системы учета и дальнейшего контроля использования ввозимой из России зерновой продукции.

Как отмечает сенатор, уголовным законом определено понятие экономической контрабанды как перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров:

Умысел при их совершении направлен исключительно на уклонение от уплаты таможенных платежей.

При этом за «уклонение» уголовная ответственность наступает и по другой статье Уголовного кодекса (ст.236 УК РК).

Таким образом, уголовное законодательство за один преступный умысел предусматривает два разных вида уголовных правонарушения, если в одном мы конфискуем товар, то в другом - после уплаты необходимых платежей товар возвращаем. В первом случае, возврат невозможен в силу положения части 4 статьи 118 УПК РК.

К примеру, в 2021 году гражданина Кыргызстана А. признали контрабандистом по статье 234 УК РК за то, что он в декларации указал код товара как ткани синтетические, вместо фактически перевозимого им двухслойного текстильного материала.

В этом же регионе, за идентичные действия был осужден  гражданин Т., но по статье 236 УК РК, уклонение от уплаты таможенных платежей.

При таких обстоятельствах, возникает острая необходимость законодательного вмешательства в данную ситуацию посредством внесения поправок, направленных на разграничение контрабанды от «уклонения».

Схожими проблемными вопросами столкнулись члены ЕАЭС - РФ и Беларусь, которые с 2012 года исключили ответственность за так называемую контрабанду ТНП (товары народного потребления) и переориентировали правоохранительные органы на пресечение контрабанды запрещенных или ограниченных товаров, а также ценностей, на которые установлены специальные правила перемещения через границу.

В свою очередь Казахстан, как член ЕАЭС должен был тоже пересмотреть свое законодательство по квалификации таможенных правонарушений и исполнить свои обязательства перед партнерами (пункт 2 статьи З Договора «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства» от 05.07.2010 года, ратифицирован 08.12.2011 года), что не сделано до сегодняшнего дня.

Рассматриваемый подход действует также в Европе, где контрабанду ТНП рассматривают только как финансовое правонарушение и связывают его с уклонением от уплаты налогов и таможенных сборов.

Вопрос исключения контрабанды ТНП уже обсуждался на заседании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции от 9 октября 2021 года и рассматривался на площадке межведомственной рабочей группы ГП РК.

Однако, несмотря на вышеизложенное, АФМ и КГД против такого подхода, - отмечает сенатор. 

На основании изложенного для разрешения вышеуказанных вопросов сенатор предложил рассмотреть следующие пути решения:

Заместитель премьер-министра Ерулан Жамаубаев рассмотрев депутатский запрос, касательно вопроса разграничения признаков уголовных правонарушений «контрабанды» и «уклонение» сообщил, что в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы» (от 03.07.2017 г. №84-VI) в два раза увеличены пороговые значения для наступления уголовной ответственности за контрабанду.

Справочно:

Крупный размер увеличен с 5 до 10 тыс. МРП, особо крупный размер с 10 до 20 тыс. МРП
(до 1 января 2015 года крупный ущерб – 1 тыс. МРП).
За счет увеличения порогов, в 4,5 раза сократилась регистрация по экономической контрабанде (с
256 в 2015 году до 58 в 2022 году).


Как отметил в ответе Ерулан Жамаубаев на сегодня при стоимости контрабандных товаров менее 26,5 млн тенге, ответственность рассматривается только в административном порядке. Как следует из сложившейся практики «контрабандисту» грозит лишь уплата минимального штрафа, в среднем 132 тыс. тенге.
Кроме того, из Кодекса «Об административных правонарушениях» исключена
мера наказания в виде «конфискации» за недостоверное декларирование (недекларирование) товаров.
При совершении аналогичного нарушения согласно статье 234 Уголовного Кодекса (далее - УК), предусмотрена мера наказания за совершение экономической контрабанды (стоимость контрабандных товаров превышает с 26,5 млн. тенге до 53 млн. тенге) в виде уплаты штрафа в размере до 3000 МРП либо исправительными работами. Данное правонарушение отнесено к разряду уголовных правонарушений. Санкция предусматривает лишь наказание только в виде штрафа, привлечение к исправительным и общественным работам, а также аресту, без наказания в виде лишения или ограничения свободы. 


Вышеуказанные обстоятельства указывают на необходимость ужесточения
ответственности за контрабанду. В связи с чем, вопрос внесения поправок в статьи 234 и 236 УК, направленный на разграничение составов правонарушений экономической контрабанды от
уклонения от таможенных платежей рассмотрен на межведомственном совещании по
защите бизнеса (протокол межведомственного совещания по защите бизнеса от 23 мая 2023
года), под председательством Генерального прокурора в рамках Комплексного плана
совместных мероприятий по защите бизнеса на 2023 год.
В настоящее время проработка данного вопроса находится на рассмотрении в
Министерстве юстиции (далее - МЮ), и планируется вынести на заседание
Межведомственной рабочей группы в июле текущего года.
Также, на сегодня в МЮ внесены соответствующие предложения в части
изменения по усилению ответственности и снижению порогового значения по
статьям 234 и 236 УК.
Получено концептуальное одобрение заинтересованных государственных
органов в части расширения института кратных штрафов по статьям 234 и 236 УК,
которые вошли в законопроект, находящийся на рассмотрении в Мажилисе
Парламента Республики Казахстан.
Кроме того, по поручению Администрации Президента Республики Казахстан
(пункт 2.15 протокола совещания Руководителя Администрации Президента Республики
Казахстан №23-41-1.1 дсп от 11.04.2023г.) прорабатывается вопрос
о введении уголовной ответственности за незаконный вывоз с территории РК
стратегически важных товаров, в т.ч. нефтепродуктов и сжиженного газа, путем
дополнения УК (ст. 234-1).
Вместе с тем, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 25 Договора о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), в рамках
ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного
декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарносанитарного, карантинного фитосанитарного),за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Соответственно, статьи 234 и 236 УК применяются только при перемещении
товаров через таможенную границу ЕАЭС (РК - КНР, РК - Республика Узбекистан, РК -
Республика Туркменистан, морской порт Актау), где предусмотрено таможенное
декларирование. При перемещении товаров через внутренние границы со странами
ЕАЭС нормы указанных статей УК (234, 236) не применяются.
В целях защиты экономических интересов страны органами государственных
доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых
грузов, - сообщил заместитель премьер-министра. 


Также Жамаубаев поведал об усилении контроля по пресечению теневого ввоза и вывоза ТНП
на Государственной границе со странами ЕАЭС (РК-РФ, РК-КР).


В целях противодействия теневому обороту внедрена Национальная система
прослеживаемости, которая представляет собой комплекс информационных систем,
направленных на обеспечение прослеживаемости товаров по всей цепочке
перемещения - от импорта (производства) до его реализации или экспорта.
Данное мероприятие проводится в рамках Комплексного плана мероприятий по
противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы (постановление Правительства
РК № 644 от 21 сентября 2021 года).
Документальная прослеживаемость производится в системах «Астана-1»,
«Электронные счета-фактуры» с модулем «Виртуальный склад» и выводом товара из
оборота через онлайн-ККМ.

Справочно:


С момента внедрения ИС «АСТАНА-1» выпущено более 4,6 млн. таможенных деклараций, из
которых 82% в автоматическом режиме.
Совместно с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (далее - ГТУ
КНР) ведутся работы по организации информационного обмена с использованием защищенного канала связи.
Разработана модель по автосопоставлению экспортных деклараций из КНР (предварительное
информирование по товарам, перемещаемых автомобильным транспортом) с декларациями на товары РК. Процент распознования 50%.


В целях защиты экономических интересов государства органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых грузов. По результатам мониторинга, на основании системы управления рисками, на территории РК проводятся тематические налоговые проверки (согласно ст. 142
Налогового кодекса) по вопросу соответствия перевозимого груза сведениям в товаросопроводительных документах.


Так, в 2022 году проверено 10% от всех грузовых автотранспортных средств (далее – АТС), проследовавших из Кыргызской Республики, в 68% случаев выявлены незаявленные товары (электронные сигареты, майнинговые оборудования, поддельные акцизные марки, а также товары двойного назначения без разрешительных документов).
С начала текущего года проверено всего 2% от всех грузовых автотранспортных средств из КР, в 58% случаев выявлены незаявленные товары, - сообщил Жамаубаев. 


В настоящее время на постоянной основе осуществляется ежедневный обмен
сведениями из электронных счетов-фактур, которые применяются, в том числе, в
целях категорирования в рамках системы управления рисками.

Справочно:

В ходе проверок в 68% случаев выявлены незаявленные товары, в т.ч. дорогостоящие и
налогоемкие товары, объекты интеллектуальной собственности, практически во всех случаях установлено занижение стоимости товаров, достигающее более 100 раз.


По итогам 2-го заседания Рабочей группы (8-9 сентября 2022 года,
г. Бишкек) поддержана инициатива Государственной налоговой службы при
Министерстве финансов КР по применению навигационных пломб и с 1 октября 2022
года по 31 марта 2023 года проведен пилотный проект.


Справочно:

Навигационные пломбы позволяют отслеживать перемещение товаров по территории
РК в режиме реального времени и направлены на исключение фактов лжетранзита. В ходе пилотного
проекта навешано 6 822 навигационных пломб.


Как отметил вице-премьер, принимая во внимание, достигнутые двухсторонние договоренности,
а также учитывая положительную динамику выписки ЭСФ кыргызскими экспортерами количество проверок в среднем сокращено до 2% от всех грузовых автотранспортных средств, проследовавших из КР.


28 февраля текущего года проведено совещание с представителями Союза зернопереработчиков Казахстана и участниками зернового рынка, в ходе которого рассмотрены проводимые меры, направленные на предотвращение теневого оборота зерна. В целом, представителями зернового рынка поддержаны проводимые меры.
Также Жамаубаев ответил на вопрос цифровизации процесса учета и контроля перемещения товаров во взаимной торговле со странами ЕАЭС.

С 1 апреля текущего года в РК введено в действие обязательное оформление
СНТ во взаимной торговле товарами со странами ЕАЭС.
Данная норма закреплена статьей 176 Кодекса «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». СНТ оформляется в информационной системе «Электронные счета фактуры» (далее – ИС ЭСФ) в электронном виде, что позволяет автоматизировать процесс
контроля за перемещением товаров. Внедрение обязательного оформления СНТ является наиболее действенным инструментом контроля, т.к. данный документ оформляется участником
внешнеэкономической деятельности в информационных системах органов
государственных доходов до пересечения Государственной границы РК посредством
подписания электронной цифровой подписью, что позволяет идентифицировать
отправителя и получателя грузов.
Таким образом, исключается ввоз товаров в адрес фиктивных получателей.
Контроль перемещения товаров в ИС ЭСФ осуществляется посредством
системы управления рисков. Вводимая норма позволит эффективно противостоять угрозам экономической и национальной безопасности страны.
В целом, вопрос экономической контрабанды товаров на таможенных границах
стран ЕАЭС находится на постоянном контроле Правительства, - резюмировал вице-премьер. 

Рустем Омаров
Поделитесь: