Как в Казахстане развивается современная литература?

18 Октября, 18:00 3718

В честь Дня Республики подготовили колонку о том, какого уровня достигла казахская литература к 2024 году. Несколько лет назад можно было смело утверждать, что пациент скорее мертв.

Начнем с того, что президент с 2019 года говорит о важности развития современной казахстанской литературы. Нужно поддерживать талантливых авторов, говорил он, развивать духовность. В марте 2024-го Касым-Жомарт Токаев даже поддержал инициативу учредить Национальный день книги. Словом, тезисы о том что слово не должно пылиться на антресоли с высоких трибун звучат не первый раз и не первый год, сообщает El.kz. Что происходит в мире казахстанской литературы сейчас, рассказал писатель и журналист Александр Левин.


©El.kz/Марина РУЗМАТОВА

Что мы имеем?

В 2023 году, если мне не изменяет память, в Казахстане появилось второе коммерческое издательство – Zerde Publishing. Коммерческое издательство – это значит, что любой автор может прислать свою рукопись, ее рассмотрит редсовет или редактор серии, и в случае положительного решения, книга будет опубликована за счет средств издателя. Совершенно нормальная практика примерно везде в мире. Для нас – целый огромный шаг для книжной индустрии. 

В Zerde Publishing вышла в том числе и моя книга, хоррор-роман “Жакоша”, а еще замечательная, жизнеутверждающая “Дата С” Айгуль Клиновской, спорный триллер “Звезды за той темнотой” Виктора Пораско, тревожно-увлекательная “Гибель Ибриса” Азата Баттакова, и, конечно, не совсем “докрученный” роман, – как едва-едва вставший на ноги жеребенок, который мог бы стать козырным вороным, чуть-чуть бы еще работы, – “Однажды в Казахстане” безвременно скончавшейся Анастасии Нам. И это улов только за 2024 год. Чуть раньше издательство выпустило “Мед и немного полыни” Марии Омар, пронзительную и чуткую историю нескольких поколений казахских женщин. 


Фото Александра ЛЕВИНА

Первое издательство, которое взяло на себя пока еще (надеюсь, что пока) неблагодарный для нашего рынка труд издавать таланты за свой счет – Меломан Publishing при известном всем магазине. Там вышел хоррор (важно, кстати, почему именно этот жанр “залетает” в последнее время и в кино, и в литературе в РК?) “Квартиранты” Александра Мендыбаева и одна из самых важных, пожалуй, – очаровательно смелых, как заикающаяся, но решительно настроенная отличница у доски, игнорирующая гогот туповатых одноклассников, – книг за последнее время. Речь о небольшом томике под названием “Пять лет” за авторством Камилы Ковязиной (так вышло, что моей давней и хорошей знакомой). “Пять лет” говорит о том, о чем говорить уят. И ужас, какой-то сковывающий, злой, состоит в том, что десятки, сотни людей в стране до сих пор мыслят этими категориями. Всякие “женские дела” должны оставаться женскими. Адресуя жаркое послание носителям этих допотопных ценностей, ой, как хочется выразиться непечатно, отправляя их в некое интересное пешее путешествие. А “Меломану” выразить благодарность. 

Премии, премии, лауреаты гении

Литературные премии – пламенный мотор читательского интереса. Не только короткие списки, то есть уже отобранное и верифицированное профессионалами чтиво, но и длинные, выбранные из всего присланного – срез всего того, что мы имеем днесь. Несколько лет назад в Казахстане и на этом фронте было без перемен. Но, и это не может не радовать – если меняется, то меняется сразу все. 

Есть премия “Меценат”, учрежденная Ерланом Аскарбековым. Вручается она за “лучший роман о современном Казахстане” при поддержке Freedom Folding и лично Тимура Турлова. И ничего, что ни одна из упомянутых выше книг пройти строгий отбор “Мецената” не смогла бы (не в силу художественных достоинств или недостатков, а нецензурной брани только по причине, или еще какой “не замечательной” отсебятины), важно, что премия есть. Она – часть литературного процесса, кто-то, как автор этих строк, слегка негодует, кто-то – получает по 500 долларов ежемесячно до конца жизни. Условия, отмечу, при всех вопросах к организации, абсолютно уникальные для всего постсоветского пространства. К тому же, в силу незнания казахского языка (тут shame on me), оценить художественные достоинства книг лауреатов я еще не сумел. Говорят, в процессе перевода. Будет ждать. Из того, что запомнилось – в первом сезоне (в этом году премию вручали в третий раз) была сильная и интересная рукопись Тимура Нигматуллина, которая затем вышла в астанинском издательстве “Фолиант”, условия работы с авторами в котором мне неизвестны. 

Вторая важная премия – “Каламдас”, организованная Открытой литературной школой Алматы, вручается за повести и рассказы в нескольких номинациях. Номинации на русском и казахском языках тут раздельные. Есть отдельный денежный приз в номинации “Детская литература”, и выглядит все куда более организованно и логично (но тут верить мне на слово не стоит, я выпускник одного из первых потоков ОЛША и преданный фанат продолжателей дела невероятной Ольги Борисовны Марковой; сходите и поищите информацию сами).

Кроме того, в этом году объявлено ещё несколько конкурсов и премий от имени государства. Летом можно было подать заявку на соискание литературной премии "Айбоз", с призовым фондом 35 млн тенге. А ещё в начале этого года Молодым писателям и поэтам Казахстана вручили Президентскую литературную премию. Стоит надеяться, что такая практика впредь будет регулярной.

Где учат?

Третий столп обсуждаемого нами вопроса per se – возможность научиться письму, развить в себе необходимые навыки и уже после пробовать покорять читательские сердца. Уже упомянутая выше ОЛША существует с 2009 года. До этого были курсы “Мусагет”, выпускники которых сейчас у руля (пусть на горизонте то штиль, то шторм) всего литературного процесса. 

В какой-то момент от айсберга ОЛША гордо откололся писатель Илья Одегов, основавший свой курс “Литпрактикум”. Под руководством Ильи свой второй гигантский шаг в мир большой литературы с тех пор и фантаст Данияр Сугралинов, например. Здесь же учились Азат Баттаков и, если я правильно помню, тот же Тимур Нигматуллин. 

Из совсем молодых и очень многообещающих проектов – курс “Автор своей книги” Алины Гатиной. 

Summatim superius – литература в Казахстане ожила, расцвела бурным новым цветом. А кто из современных авторов останется в памяти поколения – решать читателю.

Александр Левин

Марина Рузматова
Поделитесь: