В Агентстве по делам государственной службы был организован пресс-тур для представителей СМИ и общественности, сообщает ИА El.kz
Председатель АДГС Дархан Жазыкбай рассказал гостям, что поступление на государственную службу и «выход» из нее облегчается. Он также поведал о том, что принимаются меры для привлечения талантливых и креативных специалистов. Кроме того сейчас поставлена цель дебюрократизации деятельности госаппарата, и повышение сервисности госслужбы.
Во время пресс-тура были представлены основные достижениями в сфере государственной службы, в том числе как Агентство превращается в полноценный HR-институт, более технологический.
Сейчас устроиться на работу можно через портал «Е-қызмет», позволяющий проводить отбор на государственную службу онлайн. А самое главное он минимизирует фактор человеческого участия в нем. В частности была представлена система прокторинга и фиксации нарушений.
Любой человек может зарегистрироваться на портал. После чего ему не нужно составлять - оно составляется автоматически, на основе базы госданных. На портале отображается какое образование у казахстанца, какой у него опыт работы.
После подачи на вакансия, можно выбрать дату тестирования. Само тестирование проходит в онлайн-режиме. А честность обеспечивает система прокторинга.
Это значит, например, что невозможно отвести глаза от монитора. Иначе ответ не зачтется. Кроме того, система не позволит свернуть тестирование, чтобы например поискать ответ в Интернете.
Впрочем вопросы таковы, что ответить сможет только человек с конкретными знаниями. Ваш покорный слуга убедился, что вопросы действительно таковы, что нужно к тестированию готовится и иметь соответствующую квалификацию. На ответ одного вопроса дается одна минута. Также на портале можно сдать эссе.
С 1 марта т.г. в пяти госорганах действует новая система отбора на госслужбу посредством внешнего портала системы «Е-қызмет».
Как подать заявление на участие в конкурсе? Заявление на участие в конкурсах на занятие вакантных должностей указанных госорганов кандидаты могут подать на сайте «eqyzmet.gov.kz» электронно в один клик. Благодаря проведенной Агентством по делам государственной службы интеграции, различные данные о кандидате стягиваются из других автоматизированных баз данных госорганов.
После заполнения полей с личными данными, а также указания стажа и места работы в соответствии с квалификационными требованиями и загрузки копии документов, подтверждающих трудовую деятельность, кандидат получает уведомление на сайте о допуске либо не допуске к конкурсу.
Отличия новой системы отбора от действующей
Для исключения человеческого фактора в пилотном проекте соискателям на госдолжности присваиваются ID номера и таким образом кандидаты обезличиваются.
Все этапы тестирования, а их предусмотрено несколько: тестирование на знание законодательства, оценку личных компетенций и вербально-числовое тестирование полностью автоматизированы. Сама система выводит результаты, рассылает оповещения участникам и отбирает только троих сильнейших для участия на последнем итоговом этапе - собеседовании. Стоит отметить, что победителем признается кандидат, набравший наибольшие баллы по итогам всех этапов.
Для онлайн этапов участия в конкурсах применяется система прокторинга. Любые нарушения со стороны кандидатов правил тестирования, такие как использование программ удаленного доступа, наушников, а также помощь посторонних лиц фиксируются и кандидаты блокируются.
Количество участников новой системы отбора
На сегодняшний день проведено 767 конкурсов на занятие вакантных должностей корпуса «Б» государственной службы. Изъявили желание принять в них участие 4489 претендентов, из которых 378 признаны победителями конкурсов.
Мнения участников о новой системе
Кандидаты, принявшие участие в отборе по новой системе, отмечают следующие ее преимущества:
- удобство подачи заявки и отсутствие бумажной волокиты;
- современный подход к вопросам отбора, предусматривающий прохождение этапов онлайн;
- возможность откликнуться на несколько вакансий одновременно;
- интуитивный интерфейс портала «Е-қызмет» и удобную систему оповещения;
- возможность выбора удобного времени на прохождение тестирований;
-отсутствие человеческого фактора, доступность и прозрачность всех процессов.
Гостям был показан ассессмент-центра для оценки кандидатов, участвующих в отборе в Президентский молодежный кадровый резерв, стартующего 19 октября.
Также журналисты посетили Академию госуправления по повышению квалификации и переподготовке госслужащих, цифровой коворкинг-зал, а также зал голограммы, позволяющего воспроизводить информацию в виде 3D-голографических лекций. Примечательно, что голограммы транслируются в легендарном синем зале, где когда-то работал Сенат.
Дархан Жазыкбай заявил о важности диалога госорганов с представителями СМИ и гражданским обществом для формирования «человекоцентричной» модели государственного управления.
1 сентября в Казахстане стартовал очередной отбор в Президентский молодежный кадровый резерв. Требования к участникам: возраст не старше 35 лет, владение государственным языком не ниже уровня B1, высшее образование и стаж работы не менее 5 лет.
Отбор состоит из 6 этапов.
- подача документов;
- оценка способностей кандидатов работать с текстовой и числовой информацией;
- решение ситуационных задач;
- оценка компетенций (Assessment center и интервью по компетенциям);
- собеседование в экспертной комиссии;
- заседание Национальной комиссии.
По итогам в резерв будет отобрано 50 кандидатов. Срок нахождения в резерве – 3 года. В этот период резервисты могут быть назначены на различные государственные должности без прохождения конкурсного отбора.
В предыдущие отборы рейтинг кандидатов складывался из суммы результатов каждого из этапов. В текущем отборе набранные баллы кандидатов не суммируются. Для прохождения к следующему этапу кандидаты должны показывать наивысшие результаты на каждом из этапов.
Как проходит отбор
За месяц на официальном сайте проекта pkrezerv.gov.kz зарегистрировались более 30 тыс. человек, из них 6 404 участника были допущены к тестированию «Оценка способности работать с текстовой информацией».
Так, в тестировании на оценку способности работать с текстовой информацией из допущенных 6404 кандидатов участие приняло 5398. На следующий блок были допущены кандидаты, набравшие от 14 и выше баллов.
В тестировании на оценку способности работать с числовой информацией участие приняло уже 2926 кандидата. Согласно порядку отбора к следующему этапу «Решение ситуационных задач» было допущено 607 кандидата, набравших 20 и более баллов. Кандидаты, набравшие 3, 58 баллов и выше на этом этапе допущены на этап «Оценка компетенций».
13 октября на официальном сайте ПМКР опубликован список из 244 кандидатов, допущенных к этапу «Оценка компетенций: ассессмент-центр».
Первый блок четвертого этапа «Оценка компетенций: ассесмент-центр» состоится с 19 по 24 октября в оффлайн формате на базе Академии государственного управления при Президенте РК. Данный блок включает в себя групповые и индивидуальные упражнения и нацелен на выявление уровня компетенций претендентов.
Агентством по делам государственной службы поэтапно реализуются меры по устранению излишних барьеров при поступлении на государственную службу. Внесены соответствующие изменения в законодательство о государственной службе.
Первое. Возможность внеконкурсного назначения на низовые должности на районном и сельском уровнях лучших выпускников, успешно окончивших высшие учебные заведения (GPA свыше 3,33) за счет государственного гранта.
На сегодняшний день 59 выпускников назначены без конкурсного отбора на должности районного и сельского уровня в регионах страны.
Второе. Прямое назначение на руководящие должности корпуса «Б» без конкурса по согласованию с Агентством. Это позволяет привлекать квалифицированные и имеющие отраслевой опыт специалистов (при наличии стажа работы 10-15 лет) из частного сектора. После введения в действие закона, Агентством согласовано 188 таких назначений.
Третье. Прямое назначение выпускников Академии государственного управления, достигших высоких показателей (GPA) в ходе обучения, в региональные органы без конкурса.
Данное новшество мотивирует служащих уделять внимание своему профессиональному развитию. В настоящее время, из числа лучших выпускников АГУ без конкурсного отбора назначены 8.
Приказом Председателя АДГС утверждены Правила проведения мониторинга соблюдения режима рабочего времени государственными органами. Мониторинг нацелен на предотвращение фактов переработок государственными служащими.
Сегодня Агентство может осуществлять мониторинг как в онлайн, так и в офлайн формате, т.е. мониторинг соблюдения режима рабочего времени государственными органами осуществляется сотрудниками АДГС как без посещения, а также с посещением госоргана.
Для мониторинга соблюдения режима рабочего времени без посещения госоргана используются сведения, отраженные в информационных системах, данные, предоставляемые госорганами в Агентство либо его территориальные подразделения, данные СКУД-системы, публикации в СМИ и социальных сетях.
Мониторинг соблюдения режима рабочего времени с посещением государственного органа осуществляется согласно плану посещения государственных органов не реже одного раза в течение одного квартала.
Так, только за август и сентябрь текущего года АДГС проведен плановый мониторинг в 197 государственных органах. Всем госорганам, в чьей работе были выявлены недостатки даны рекомендации для их дальнейшего предотвращения. Вместе с тем, в государственных органах по фактам незаконного превышения нормы рабочего времени в отношении должностных лиц оформлено 9 протоколов об административных правонарушениях.
Результаты мониторинга дают положительный импульс в эффективном использовании госслужащими рабочего времени и способствуют соблюдению их трудовых прав.
Кроме того, Агентством приняты ряд мер для сохранения у госслужащих баланса между карьерой и семьей.
Так, утверждены правила применения дистанционной работы, комбинированной дистанционной работы, работы в режиме гибкого рабочего времени для государственных служащих.
На сегодняшний день 738 государственных служащих пользуются гибким графиком работы, а также возможностями дистанционной работы, комбинированной дистанционной работы.
Введение дистанционной работы и режима гибкого рабочего времени обеспечит комфортный график с учетом профессиональных, семейных и индивидуальных потребностей госслужащих и является одним из механизмов привлечения и удержания квалификационных кадров.
C момента принятия Указа Президента «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» по результатам проведенного мониторинга и анализа по дебюрократизации госаппарата Агентством выработано 373 предложения (2022 г. – 183, 2023 г. - 190).
Из них 91 относятся к деятельности всего государственного аппарата, остальные 282 - к сфере образования (29), здравоохранения (50), труда и социальной защиты населения (37), финансов (110) , торговли и интеграции (56).
Данные предложения направлены на формирование сервисного госаппарата, максимально ориентированного на потребности человека, а также на снижение бюрократических барьеров.
Что сделано Агентством
Во-первых, ряд административных процедур и государственных услуг оказываются на основе комиссий либо согласования с иными госорганами.
Работа некоторых комиссий является избыточным звеном. Поэтому ведется работа по упразднению их деятельности.
К примеру, с 1 июля 2023 года исключен институт земельной комиссии в городах областного и районного значения, что позволило лицам, наделенным полномочиями, самостоятельно принимать решения, соответственно персонализировать их ответственность.
Во-вторых, в результате проведенного анализа выявлены излишние требования в подзаконных актах, определяющих порядок оказания государственных услуг.
Соответственно Агентством выработаны предложения по недопущению в качестве оснований для отказа в оказании государственных услуг обстоятельств, не связанных непосредственно с возникновением права на получение государственных услуг;
В-третьих, имеется возможность передачи функции по утверждению нормативов торговых площадей на уровень местных исполнительных органов, то есть децентрализация деятельности государственного аппарата.
Так, Министерством торговли утверждаются минимальные нормативы обеспеченности торговой площадью. Нормативы утверждаются в целях обеспечения доступности необходимых товаров и услуг населению, регулирования рынка и содействия устойчивому развитию территории. Данный документ принимается на основании структуры и плотности населения, а также предложений акиматов. В этой связи, предложено делегировать полномочия по утверждению нормативов от министерства акимам областей и городов республиканского значения.
В-четвертых, анализ показал, что возможно исключить необходимость представления налоговой отчетности по налогам на транспорт, землю и имущество предпринимателей.
В связи с этим, предложено производить автоматическое начисление налогов на основании сведений содержащихся в информсистемах госорганов.
Согласно информации Министерства финансов из утвержденных на сегодня 39 форм налоговой отчетности рассматривается возможность оставить порядка 20.
Также в планах внедрить функционал предварительного заполнения деклараций на основании данных информационных систем, что упростит их заполнение.
В рамках нового Налогового кодекса предлагается отменить обязательство сдавать отчетность при нулевых показателях. Введение данной нормы позволит избежать ареста счетов, административных штрафов, а также включения в список бездействующих налогоплательщиков.
В результате проводимых мероприятий ожидается уменьшение количества представляемых форм налоговой отчетности на 33 процента, или на порядка 3 миллионов.
В-пятых, отдельное внимание уделяется проблеме, когда должностные лица, имея полномочия не берут на себя ответственность и не принимают самостоятельных решений. Здесь мы говорим о необходимости введения принципа в законодательстве «Доверие в обмен на персональную ответственность».
На сегодняшний день Агентством проводится мониторинг и анализ по дебюрократизации деятельности государственных органов, организаций (в том числе подведомственных) в сферах сельского хозяйства (агропромышленный комплекс, земледелие и агромелиорация, ветеринария, земельные ресурсы и др.) и экологии и природных ресурсов (охрана окружающей среды, метеорологический мониторинг, развитие «зеленой экономики», обращение с отходами, природные ресурсы, лесного хозяйства, охрана, воспроизводство и использование животного мира, особо охраняемых природных территорий, охрана, защита, восстановление и использование растительного мира и др.).
При проведении мониторинга и анализа особое внимание уделяется к возможным проявлениям бюрократизма во взаимоотношениях государства с гражданами (G2C) и бизнес – сообществом (G2B).
В сфере сельского хозяйства анализируются 885 функций, в сфере экологии и природных ресурсов 957 функций.
Кроме этого, на центральном уровне изучаются управленческая деятельность и организационная структура 45 государственных органов, организаций (в том числе подведомственных), аналогично на региональном уровне – более 1 200 организаций на предмет выявления дублирующих, излишних задач, функций, полномочий, компетенций, завышенных, избыточных, необоснованных требований в НПА и административных барьеров, недостатков правового регулирования и информационного обеспечения.
Особое внимание при этом уделяется обеспечению сервисной и клиентоориентированной деятельности госаппарата.