В мире существует множество технологических разработок, которые улучшают жизнь людей. Но что вдохновляет ученых и инженеров разрабатывать новые устройства для особых нужд? Казахстанский изобретатель Галымжан Габдрешов рассказал о том, что послужило источником его вдохновения при создании аппарата для незрячих. Его история начинается с попытки понять, почему большинство незрячих людей не умеют читать. Корреспондент El.kz поговорил с разработчиком и узнал об основных технических вызовах, с которыми столкнулась его команда, а также функциями и преимуществами устройства.
Галымжан, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, что стало источником вдохновения для разработки аппарата для незрячих?
Когда я узнал, что большинство незрячих не умеют читать, то стал детальнее изучать причину этого. Как оказалось, самое сложное в процессе обучения – это научить подушки пальцев считывать шрифт Брайля. Это настолько трудоемкий процесс, что тифлопедагоги Казахстана также обратились к нам с просьбой создать им такой инструмент, который позволил бы незрячим самостоятельно тренироваться.
Какие были основные технические и инженерные вызовы при создании этого устройства?
Вызовом стало все, так как в Казахстане полностью отсутствует модель ODM производства. Нам пришлось экстренно обучаться в Китае современному инженерному делу, управлению онлайн производством на заводах в Гуанчжоу, программированию современных микрочипов и так далее. Отдельная категория – это изучение свойств современных пластиковых материалов, создание матричных форм опрессовки и, главное, их соответствие требованиям безопасности для инвалидов. Все это стало возможно только благодаря поддержке "Теңізшевройл", которая профинансировала нам открытие ODM производства по программе социальных инвестиций в 2021 году.
Какие функции и возможности имеет аппарат для незрячих? Как он помогает людям с ограниченным зрением?
Как я говорил, главная задача устройства – это обучение подушек пальцев считыванию шрифта Брайля. Если это кажется простой задачей, то любой может попробовать потренироваться считыванию на надписях, которые встречаются в лифтах и других местах. Вы удивитесь, насколько это сложно для зрячих людей. Для незрячих сложность умножается, так как они не видят и не могут визуально представить шрифт Брайля при обучении.
Какие особенности и инновации применялись при разработке устройства?
Результативность применения данного устройства и стало особенностью и инновацией, за которую мы были номинированы на премию ООН в 2022 году. Однако отдельно хотелось бы отметить сам материал, имитирующий бумажную поверхность книг на шрифте Брайля, который мы разработали совместно с инженерами заводов в Гуанчжоу.
Каким образом устройство взаимодействует с пользователем? Есть ли какая-то обратная связь или интерактивность?
После того, как незрячего обучили пользованию устройством, дальше само устройство постоянно озвучивает и подсказывает как репетитор во время всего процесса обучения, что позволяет незрячему легко запоминать алфавитно-символьный ряд.
Как проходили тестирования устройства перед его выпуском? Какие результаты были получены?
Первые тестирования прототипов проводились в СШ №10 г. Астана еще в 2019 году, где устройство оправдало все ожидания тифлопедагогов. Более того, было выявлено, что для взрослых незрячих данное устройство может заменить учителя, что является большой экономией для образовательных организаций и самого незрячего.
Какие преимущества имеет ваш аппарат по сравнению с другими аналогичными устройствами на рынке?
Рынок товаров для незрячих в инвестиционном плане абсолютно не привлекателен для инвесторов. Поэтому, если для зрячих в год регистрируется около 16 миллионов патентов, то для незрячих за все время появилось около 10 патентов, которые нашли широкое применение. Поэтому нам просто не с чем сравнивать.
Какие планы и перспективы развития вы видите для своего изобретения? Есть ли планы по расширению его функциональности или улучшению дизайна?
В этом году мы решили исполнить мечту незрячих детей и создать музыкальный самоучитель Брайля. Работу над устройством мы проводим с тифлопедагогами из школы Островского, которые выступают экспертами и рецензентами. Это развитие получило научное одобрение министерства науки и просвещения в лице Фонда науки, который выделил нам грант на научную разработку, а также получил поддержку от «Теңізшевройл» и представительства энергетической компании США "Chevron Corporation" по программе социальных инвестиций. К концу года дети атырауской школы получат эти устройства первыми в мире и смогут открыть двери в мир музыки.
Каковы отзывы и реакции пользователей на ваше устройство? Есть ли какие-то истории успеха или влияние, которое оно оказало на жизнь людей с ограниченным зрением?
Государственный протокол о результатах применения нашего самоучителя показал повышение качества обучения среди детей на 90%. За год дети легко овладели тремя языками, а некоторые дети демонстрировали, как за месяц смогли научиться шрифту Брайля.
Однако особым показателем стал тот факт, что дети, имеющие сопутствующие проблемы в виде тяжелой формы ДЦП, деградации кратковременной памяти и других, смогли не только научиться читать, но и догнать своих сверстников. По факту наше устройство, несмотря на свою простоту, создало по-настоящему равные возможности для особых детей.
Какие вызовы и препятствия вы испытывали в процессе разработки и внедрения своего устройства? Как они были преодолены?
В нашей стране слишком высокий уровень коррупции, как неоднократно заявлял наш глава государства. Это и только это стало для нас абсолютным препятствием. Если бы не "Теңізшевройл" и представительство энергетической компании США "Chevron Corporation", являющиеся по-настоящему прозрачными компаниями с настоящими принципами объективности и честности, то мы не смогли бы реализовать в нашей стране эти проекты.
Галымжан, благодарю вас за интересные ответы и желаю вам успехов. До скорой встречи!
Фото: Галымжан Габдрешов