В подкасте Taldau Talks председатель сената Маулен Ашимбаев вместе с экспертами обсудил реформу налогово-бюджетной политики страны. А через неделю тезисы, которые в студии озвучивал заместитель премьер-министра Серик Жумангарин были представлены в ходе заседания правительства, посвященного финансированию реального сектора экономики. Главные аргументы «за» и «против» данных реформ – в обзоре ИА El.kz.
Цели реформы
Председатель сената напомнил, что процесс назревания реформ шел в плановом порядке. «Но в январе правительство придало этому процессу динамику, какой-то драматизм, можно сказать, предложив повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 12 до 20%, при этом радикально снизив порог постановки на учёт по НДС с 78 миллионов до 15 миллионов тенге. Это предложение вызвало широкую дискуссию в нашем обществе», - напомнил Маулен Ашимбаев.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев призвал к более взвешенному подходу, поручив найти оптимальное, взвешенное решение, при этом рассмотрев возможность снижения предельной ставки по НДС и использованию дифференцированного подхода.
Глава сената отметил, что о необходимости обновления Налогового кодекса Глава государства говорил ещё в 2020 году. Первоначально его задачей было упрощение налогового законодательства, удобного для предпринимателей и понятного для инвесторов.
«Следующая задача, которую должен был решать новый Налоговый кодекс – это справедливое перераспределение национального дохода, поддерживая социально уязвимые слои населения и отражая новые тенденции, которые стоят перед страной. И в-третьих, Налоговый кодекс должен был способствовать развитию перспективных секторов экономики, на которые мы делаем ставку. Налоговая система не только подразумевает изъятие налогов, но и должна стимулировать развитие бизнеса в тех или иных направлениях», - уточнил Маулен Ашимбаев.
Теперь фокус сместился в сторону увеличения поступлений в бюджет страны.
Заместитель премьер-министра, министр национальной экономики Серик Жумангарин подчеркнул, что само понятие «экономикс» предполагает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Бюджет должен быть распределен таким образом, чтобы улучшить благосостояние каждого отдельного человека, и достичь целей развития.
«Устойчивости госфинансов нет. И это причина, почему нужна реформа», - уточнил он.
В прошлом году заявок от госорганов администраторами бюджетных программ было подано на 32 триллиона тенге, а правительство смогло их удовлетворить на 25,7 триллиона. При этом бюджет собирает только 15,7 триллионов, остальной части не хватает на текущие расходы.
«У нас на сегодняшний день 98,9% расходов не секвестируется. Это к тому, что когда критики говорят, порезать расходы. Нечего резать, это социальные расходы», - подчеркнул министр.
Фискальное законодательство нельзя упрощать для всех
Глава НПП «Атамекен» Раимбек Баталов отметил, что бизнес хочет увидеть простой и предсказуемый Налоговый кодекс, который в первую очередь даст стимулы для роста малого, среднего и крупного бизнеса. По его словам, Налоговый кодекс должен быть равный для всех, исключающий какие-либо несправедливые налоги и лазейки, когда одни предприниматели избегают налогов и оказываются в неравном положении по сравнению с теми, кто их платит в белую.
Но Маулен Ашимбаев при этом обратил внимание на то, что когда бизнес говорит о справедливых и равных для всех налогах, он подразумевает, что они должны быть низкими, намекая на работу по упрощённой декларации. Но он напомнил о том, что есть и аспект пополнения республиканского и местного бюджетов.
Глава бизнес-палаты с этим согласился, подчеркнув, что ни один бизнесмен не хочет изменения налогов в сторону поднятия. Предприниматели считают, что аргументы правительства о том, что невозможно сократить расходы бюджета, беспочвенны. Они за то, чтобы не поднимать налоги, а найти вопросы по улучшению администрирования и эффективности расходования бюджета.
При этом Раимбек Баталов подчеркнул, что одним из главных сдерживающих факторов роста экономики и бизнеса сегодня является изношенность основных средств в инженерной инфраструктуре, а также в технике, какой бы отрасли это ни касалось. Так, в АПК львиная доля земли без современных оросительных систем, поэтому вопрос отсутствия развития бюджета является серьёзным тормозящим фактором.
«И здесь должен быть некий общественный договор, и мы говорим, win-win в чём? Мы говорим, мы готовы рассматривать варианты изменения Налогового кодекса с точки зрения ставок и режимов, соблюдая простоту. Но чтобы те деньги, которые дополнительно придут в бюджет, ушли не на социальные вопросы, а реально на развитие, чтобы тут тоже подходы менялись», - уточнил глава НПП «Атамекен».
Экономист Алмас Чукин отметил, что в этой дискуссии не хватает концептуальности.
«До сих пор нет нормальной экономической концепции вообще, какую мы экономику Казахстана строим. Есть набор разных документов, которые я просто декларацией считаю: просто сказано, то построим, здесь сделаем, всё сделаем, но у них во всех отсутствует финансово-экономический блок. Кто за всё это платить будет», - подчеркнул он.
Кроме того, необходимо определиться, какой тип экономики мы строим, их всего четыре, но в наших условиях выбор между двумя: чисто рыночном и свободным а-ля Гонконг, либо мы строим смешанную экономику с командными элементами и рыночными а-ля Китай.
«Мы где-то посередине, у нас очень большой блок государства. И вторая вещь – меня сильно дёргает, когда начинают говорить о простоте налогов. Для простого человека должна быть декларация, которую простой человек может за час заполнить и разобраться, для малого бизнеса должна быть простая декларация, но для банка, занимающегося операциями с ценными бумагами, нельзя написать брошюрку в две страницы. Это совершенно другой документ, сложный, но и простому народу и не надо её читать, это она не для них написана», - подчеркнул Алмас Чукин.
Чем руководствовалось правительство, когда предлагало повысить НДС
Вице-премьер подчеркнул, что расчёты по НДС были абсолютно детализированы. Снижение порога постановки на учет с 78 до 15 миллионов тенге принято в связи с тем, что основная масса тех, кто дробит бизнес, чтобы избежать налогов, находится в коридоре от 78 до 39 миллионов тенге.
«Дальше невыгодно дробиться, а 80% микро и малого бизнеса сейчас в стране находится под порогом 15 миллионов. Это те, кто зарабатывает в месяц 1,2 миллиона и кормит сам себя. Когда мы какие-то цифры берём, мы исходим из того, чтобы реформа не мешала большинству. Эти люди в принципе для нас на сегодняшний день основными плательщиками налогов не являются, и задача бизнеса для того, чтобы обеспечить занятость, она именно в этой среде создаётся», - уточнил глава МНЭ.
По его словам, розничный налог показал свою эффективность. Для тех, кто работает B to C, это абсолютно выгодный налог. Но потом решили этот удачный опыт распространить на B to B, не подумав, что розничный налог – это розничная продажа конечному потребителю.
«Обрабатывающая промышленность, транспорт, логистика сейчас находятся в этом специальном розничном налоговом режиме. Из 2,1 миллиона предприятий 1,8 миллиона находятся в специальных налоговых режимах, и большая часть из них – это макро и микробизнес. На них это особое влияние не оказывает, но из 2,5 тыс предприятий 14% поступлений даёт средний бизнес, это там 3100 – 3300 предприятий. Вот считайте, 6 тыс предприятий дают 85% поступлений», - уточнил вице-премьер.
По его словам, повышение НДС обеспечит дополнительный рост инфляции не более 3,5%.
«Конечно, поведение человека прогнозировать невозможно. У нас же бизнесмен может и на 100% цены поднять. Мы просчитывали при 20% НДС целый спектр товаров. И поскольку я ещё отвечаю за цены на продовольственные товары, это сплошь и рядом каждый день происходит. Недавно было картофель правильно, сейчас вот проблема возникать будет ближе к весне с капустой и так далее. Это не зависит даже не от НДС, это зависит от просто от сезонности продукта и так далее. Но в целом мы посчитали по модели до 3% влияет 16% рост НДС, но берём с учётом мультипликатора 3,5%. 3,5% на самом деле – это очень мало. И я вот то, что там по теории рассказывал же, поэтому этот у нас безвозвратные издержки рынка зависят от размера налогов, от размера повышения. 3,5% – это очень мало, для НДС это очень мало. И на самом деле по большинству рынков, о которых мы говорили, если рынки эластичны, то, скорее всего, на себя их будут брать производитель», - уточнил он.
Серик Жумангарин подчеркнул, что после пандемии Covid-19 правительству приходилось выходить из положения при гораздо более высоких ставках НДС.
«Я помню, когда я фиксировал ставку 23%, мы шли, и медленно, в течение года, её снижали. В конце концов вышли на 9,8%», - отметил заместитель премьер-министра.
Теоретические расчеты не всегда оправданы на практике
Алмас Чукин подчеркнул, что три кита, на которых базируется бюджет – это ИПН, КПН и НДС.
«КПН трогать вообще нельзя, потому что это основа развития предприятий. По сути дела, это деньги развития. ИПН я не согласен, что хотят сделать прогрессивную шкалу, потому что это просто лишние усложнения, денег особо не даст. Остается только НДС, и он с точки зрения экономической политики является нейтральным налогом», - отметил экономист.
Он подчеркнул, что в данных реформах нет методологии.
«При всем уважении к расчетам, которые делала и Нацпалата, и Минэкономики. Все, наверное, считали и так, и эдак. Я в 90% случаев вижу, что все эти расчёты не сойдутся с жизнью, и ничего в этом страшного нет. Если мы делаем рыночную экономику, мы должны понимать, что рыночная экономика по сути своей непредсказуема. Она состоит из миллионов игроков, которые действуют по-своему. Результаты эти мы увидим, дай бог, в середине следующего года и примерно будет понятно, что происходит», - уточнил Алмас Чукин.
К этому времени будет ясно, достаточно ли 16% уровня НДС, или его нужно поднимать до 20%.
«Самое главное – понимать, что процесс экономики – неуправляемая вещь. У нас нет командно-плановой экономики, даже в СССР не получалось всё запланировать. Как поведут себя игроки на рынке, никто этого не знает. Я двумя руками за микро- и малый бизнес. Но при этом если мы идём на льготирование, то есть реально даём льготы, наша задача – предотвратить, чтобы этими льготами пользовались другие люди», - подытожил он.
Резюмируя все «за» и «против», спикер сената подчеркнул, что у всех сторон данной бюджетно-налоговой реформы одна цель – это развитие нашей страны, и новый Налоговый кодекс, новый Бюджетный кодекс, и в целом реформа должна работать на процветание и развитие нашей страны.
«Президент страны Касым-Жомарт Токаев поставил задачу по созданию оптимальной и сбалансированной налоговой системы, которая учитывает все аспекты. И все вместе будем способствовать тому, чтобы такой важный, нужный, эффективный, работающий документ был принят», - резюмировал Маулен Ашимбаев.
Читайте также: