В последние годы Казахстан активно развивает транспортную и логистическую отрасль, которая является ключевым звеном в экономике страны. Однако, как показало недавнее заседание Отраслевого совета «Транспорт и логистика» в Астане, в ближайшем будущем этому сектору предстоит столкнуться с новыми вызовами, вызванными предстоящим повышением тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС). Это изменение уже вызвало обеспокоенность среди участников рынка и предпринимателей, которые обсуждают возможные последствия для бизнеса и методы минимизации рисков, сообщает ИА El.kz.
Обсуждение актуальных изменений в тарифной политике железнодорожных перевозок стало одной из центральных тем заседания совета. Как отметил Канат Кобесов, член совета «Транспорт и логистика», повышение тарифов на МЖС составит от 1, 5 до 3 коэффициентов, что может привести к значительному удорожанию перевозок, особенно для тех, кто активно использует железнодорожные вагоны для транспортировки продукции.
Для многих бизнесов, особенно в сельском хозяйстве и производственной сфере, железнодорожные перевозки являются неотъемлемой частью логистической цепочки. Однако увеличение стоимости перевозок на один вагон, которое может составить от 500 тысяч до 1, 5 миллиона тенге, приведет к дополнительным затратам, что, в свою очередь, увеличит цену конечной продукции. Это не только отразится на прибыли компаний, но и может повысить стоимость товаров и услуг для конечных потребителей, что в итоге приведет к инфляционному давлению на экономику в целом.
Это повышение будет иметь наибольшее влияние на те отрасли, которые зависят от транспортировки крупных объемов товаров, таких как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, строительные материалы и многие другие. Увеличение тарифов на железнодорожные перевозки, по мнению экспертов, может привести к снижению конкурентоспособности казахстанских производителей на международных рынках, поскольку это повышение сразу отразится на цене продукции.
Понимая все масштабы возможных последствий, участники совета обсуждали механизмы, которые помогут смягчить негативные последствия для бизнеса. Один из предложенных вариантов — это поиск альтернативных решений для транспортировки товаров. В условиях роста тарифов на железнодорожные перевозки, важным становится вопрос диверсификации логистических маршрутов, включая развитие автотранспортных и авиационных перевозок, что позволит компенсировать рост цен на железнодорожные услуги.
Кроме того, предприниматели и эксперты предложили использовать возможности внедрения новых технологий для оптимизации логистических цепочек и повышения эффективности работы транспортных компаний. Внедрение цифровых платформ для управления грузоперевозками, использование новых видов упаковки и улучшение процессов транспортировки с помощью современных технологий могут снизить издержки и повысить оперативность доставки.
Не менее важным аспектом является необходимость диалога между бизнесом и государственными органами. Как подчеркнули участники совета, повышение тарифов на МЖС должно происходить с учетом мнения предпринимателей, которые должны быть заранее информированы о грядущих изменениях и подготовлены к новым условиям. А также необходимо провести анализ возможных последствий для бизнеса и разработать меры поддержки в случае значительных экономических потерь.
В свою очередь, Канат Кобесов отметил, что важно, чтобы предприятия получили четкие разъяснения относительно того, как будет происходить повышение тарифов и какие действия они могут предпринять для минимизации ущерба. Особенно важно, чтобы государственные органы обеспечили прозрачность процесса и предоставили четкие прогнозы.
Не ограничиваясь обсуждением тарифов, участники заседания обсудили также организационные вопросы работы Отраслевого совета «Транспорт и логистика». Важно, чтобы в рамках совета предприниматели могли не только озвучивать свои проблемы, но и получать поддержку в решении этих вопросов. Одним из ключевых моментов стало обсуждение механизмов взаимодействия между бизнесом, государственными органами и участниками рынка, направленных на повышение эффективности работы совета.
В ходе заседания были предложены новые подходы к координации действий всех участников транспортного и логистического рынка, включая улучшение взаимодействия между частными и государственными компаниями, а также разработку новых инициатив, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий.
Прежде всего, обсуждались вопросы улучшения законодательной базы в сфере транспортных и логистических услуг, повышения качества государственных услуг, а также создание благоприятных условий для реализации инфраструктурных проектов. Для этого было предложено провести ряд реформ в системе транспортных тарифов и обновить существующие подходы к регулированию данного сектора.
По итогам заседания было решено передать все озвученные предпринимателями предложения и инициативы в центральные государственные органы для дальнейшего рассмотрения и оперативного принятия решений. Палата предпринимателей Астаны продолжит работать над созданием условий, которые будут способствовать не только развитию транспортной и логистической отрасли, но и всему бизнес-сообществу в целом.
«Мы понимаем, что повышение тарифов — это неизбежная реальность, с которой нам предстоит столкнуться. Однако важно, чтобы все изменения происходили с учетом мнения предпринимателей, чтобы они не стали слишком болезненными для нашего бизнеса. Мы готовы работать над этим вместе с государственными органами и искать пути оптимизации всех процессов», — отметил один из участников совета.
Кроме того, было подчеркнуто, что правительство должно активно поддерживать транспортный и логистический сектор, который играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности и в достижении экономического роста. Это требует продолжения работы над улучшением инфраструктуры и инновационными подходами к решению транспортных проблем, а также усиления координации действий между различными секторами экономики.
Транспорт и логистика — это не только важная часть экономики, но и ключевая инфраструктура, от которой зависят все остальные отрасли. Вопрос повышения тарифов на железнодорожные перевозки стал актуальным не только для предпринимателей, но и для государственных структур. Важно, чтобы изменения в этой сфере были направлены не только на обеспечение нужд железнодорожных компаний, но и на поддержание конкурентоспособности бизнеса и улучшение условий для всех участников рынка.
В условиях изменяющейся экономической ситуации важно продолжать развивать механизмы взаимодействия между бизнесом и государством, усиливать партнерские отношения и работать над совершенствованием логистических цепочек. Это поможет не только минимизировать возможные риски, но и обеспечить устойчивость отечественной экономики в условиях глобальной конкуренции.