Как будут проводиться госзакупки в Казахстане: демпинг, жалобщики и обеспечение

12 Октября 2023, 10:30 2228

Участникам системы госзакупок, которые необоснованно жалуются на других, будут снижать рейтинг. Соответствующий законопроект поступил в Мажилис. Такое предложение в законопроект, который недавно был внесен в Парламент, озвучено директором департамента законодательства государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора министерства финансов РК Ерланом Сеитовым, сообщает ИА El.kz

«В предыдущие годы мы обратили внимание на то, что есть компании, которые являются «профессиональными жалобщиками». Они без конца подают жалобы на систему государственных закупок, чтобы сорвать закупки, действуя по принципу ни себе, ни людям», - пояснил Ерлан Сеитов в ходе недавнего брифинга в Минфине.

Сначала чиновники предлагали для борьбы с такими персонами установить оплату за подачу жалоб. Но ни бизнес, ни Минфин такое нововведение не поддержали, обосновав это необходимостью проведения анализа регуляторного воздействия.

Теперь профильный департамент решил пойти по другому пути, предложив воздействовать на тех, кто жалуется без оснований: им будут снижать рейтинг в системе госзакупок. Соответственно, у них будет иметь меньше шансов для дальнейшего участия в госзакупе.

Рейтингово-бальная система

Такой подход стал возможным после того, как с первого июля 2022 года в Казахстане в пилотном режиме были введены новые способы госзакупок с применением рейтингово-бальной системы. Ее суть – в исключении человеческого фактора. Теперь не комиссия будет определять победителей конкурсов, а веб-портал, обмануть который невозможно.

Поставщики услуг будут копить баллы по различным критериям, один из которых – финансовая устойчивость, внедренная в 2019 году. Основанием для внедрения этого показателя была борьба с фирмами-однодневками.

«Раньше часто критиковали и говорили о том, что новые компании вчера создались, и сегодня уже заходят и выигрывают закупки. Для того, чтобы исключить эти факты, были установлены пороговые значения: 20 тысяч МРП для поставщиков работ, 8 тысяч МРП – услуг, и 4 тысячи МРП – товаров.

«До этих порогов требования по финансовой устойчивости не применяются», - отметил глава профильного департамента Минфина.

С 1 сентября 2023 года рейтингово-бальная система была введена в обязательном порядке по всему Казахстану. В первую очередь, это позволило существенно сократить сроки проведения закупок. Поэтому в сфере строительства конкурс проходит до 29 дней.

«Соответственно, риски с неправильным расчетом условных скидок отпадают, и эти закупки обжалованию в уполномоченном органе не подлежат. А если кто-то и хочет обжаловать, он может обратиться в суд, право для обжалования в суде никто не отменял. Но обжалованию в уполномоченном органе эти закупки не подлежат, потому что конкурс проходит в автоматическом режиме, веб-портал самостоятельно определяет победителя конкурса и, соответственно, что обжаловать, если там конкурсной комиссии нет», - пояснил Ерлан Сеитов.

По его словам, основными причинами подачи жалоб являются неправильные расчеты условных скидок, неправомерный допуск, необоснованное отклонение. Если раньше это было связано с тем, что заявки потенциальных поставщиков рассматривала конкурсная комиссия, то теперь это будет делаться «роботом».

Как бороться с нарушениями в сфере госзакупок

Кроме того, разработчики нового законопроекта намерены устранить все «лазейки», которые сегодня выявляются аудиторами.

Напомним, что периодически на заседаниях правительства вице-премьер – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев докладывает, сколько нарушений выявлено в процессе анализа государственных закупок.

Так, буквально на текущей неделе он сообщил о том, что по итогам девяти месяцев текущего года камеральным контролем было охвачено более 353 тысяч процедур государственных закупок на сумму 10 триллионов тенге.

При этом по 47 129 процедурам были выявлены нарушения. Аудит смог проверить проведение закупок на сумму более 1,2 триллиона тенге, из которых 194 миллиарда тенге из республиканского бюджета были потрачены с нарушениями. При этом министр подчеркнул, что нарушения устранены на 158 млрд тенге, и для того, чтобы повысить эффективность деятельности, эксперты дали 1 724 рекомендации.

Месяцем ранее главный финансист страны заявлял, что за восемь месяцев текущего года камеральным контролем охвачено более 301 тысяч процедур государственных закупок. По итогам проверок были установлены нарушения по 43 514 процедурам.

Таким образом, нарушений меньше не становится.

По мнению Ерлана Сеитова, основные нарушения в сфере госзакупок связаны с необоснованным допуском, неправильным применением условных скидок, расчетов, критериев, с завышенными требованиями заказчиков, неправильным формированием технических спецификаций, и так далее.

«Теперь нами был внедрен новый способ, это конкурс, где мы исключили человеческое участие. И в рамках данного законопроекта мы будем продолжать работу по полной автоматизации закупочного процесса с исключением человеческого участия. Почему эти нарушения имеют место быть? Потому что сама конкурсная комиссия могла неправильно допустить поставщика, и неправильно его отклонить. Соответственно, потенциальный поставщик, чьи права нарушены, начинает жаловаться и обращаться в уполномоченный орган», - пояснил он.

По его словам, когда вся система будет автоматизирована, потенциальный поставщик не сможет жаловаться на нарушение своих прав, так как система самостоятельно будет выявлять победителей конкурсов.

«Если он не согласен с этими итогами, то он уже будет жаловаться именно на первоисточники данных, то есть на налоговую и на казначейскую системы, где также все автоматизировано», - подчеркнул Ерлан Сеитов.

Общественный контроль будет усилен

«Сейчас в рамках нового законопроекта мы внедряем общественный мониторинг, который также позволит всем желающим, общественности, всем неправительственным организациям мониторить закупки, и по результатам мониторинга направлять свои заключения в соответствующие органы. Для этого планируется перевести на единую платформу закупки государственных и квазигосударственных компаний», - сообшил глава профильного департамента.

Соответствующий законопроект уже поступил в Мажилис, в течение ближайших 1-2 недель ожидается его презентация.

«У нас также есть еще сопутствующий законопроект, это поправки в закон о закупках отдельных субъектов квазигоссектора. По большому счету, там не требуется каких-либо больших изменений, потому что вопрос более технический, чем методологический. Поэтому если коротко говорить, то будет создана единая площадка, единая платформа, которая будет объединять в себе действующие закупочные площадки: портал госзакупок, портал фонда «Самрук-Казына», и порталы закупок нацкомпаний. Пока что три площадки мы будем объединять в одну площадку», - уточнил Ерлан Сеитов.

Все это позволит общественности, проверяющим и правоохранительным мониторить закупки уже в рамках единого окна закупок.

«Глава государства поручил запустить новую систему госзакупок, во главу угла которой ставится не минимальная цена, а качество. С начала 2023 года совместно со всеми центральными и местными исполнительными государственными органами, а также с предпринимателями мы провели большое количество рабочих встреч, по результатам которых был разработан новый законопроект», - отметил глава департамента госзакупок.

Для борьбы с демпингом будет установлен порог, ниже которого поставщик определять стоимость не сможет. Для строительных работ, проектирования и технического надзора, а также для экспертизы этот порог будет составлять не более 5%. А для всех остальных товаров, работ и услуг, не связанных со строительством, пороговое значение демпинга определено в размере 20%. При этом предусмотрена возможность снижения цены с обязательным условием внесения антидемпинговой суммы.

«Мы хотим получить гарантии, что потенциальный поставщик в случае снижения цены завтра выполнит свои обязательства, поэтому он должен на ту разницу, на которую он снижает цену, внести соответствующее обеспечение», - уточнил глава департамента Минфина.

Кроме того, в новом законопроекте определены неценовые критерии для определения победителя закупок. Кроме всем известных, включающих опыт работы и финансовую устойчивость, с апреля критерии включают территориальную принадлежность. В основном она важна при проведении строительно-монтажных работ, когда крайне важно, чтобы поставщик проживал в том же регионе, где и заказчик.

Это делается для того, чтобы впредь не допускать распространенных случаев срыва строительства социальных объектов, когда конкурс могла выиграть компания, которая находится в другой части страны. В итоге, как правило, сроки не выполняются, а договорные обязательства, вразрез законодательству, передаются в субподряд.

Для борьбы с особо активными поставщиками услуг, которые в год могут заключить более 300 договоров на сумму более одного миллиарда тенге, вносится критерий «отрицательное значение».

Его принцип заключается в том, что с заключением каждого договора с поставщика услуг отнимается 0,1 из общего количества баллов. Таким образом, если они заключат 10 договоров, будет отниматься 1%. После того, как это нововведение было апробировано в пилотном режиме, ситуация с количеством поставщиков товаров, работ и услуг резко изменилась: начали выигрывать компании, которые ранее оставались в проигрыше, а у тех, кто забирал большую часть договоров, больше таких возможностей нет. Контракты среди участников госзакупок стали распределяться более справедливо и равномерно, что положительно сказывается на качестве предоставляемых товаров, работ и услуг.

Как новый законопроект будет защищать права отечественных производителей

В силу тех международных обязательств, которые приняла наша страна, Казахстан должен придерживаться принципа национального режима, когда предоставляются равные условия как казахстанским, так и зарубежным поставщикам.

Но есть законная мера поддержки, которая называется «изъятие нацрежима», когда страна принимает решение, в течение определенного времени приобретать определенные товары (мебель, изделия легкой промышленности, строительные материалы и тд) только у отечественных поставщиков.

«В этом году Президент в Послании народу страны отметил, что нам необходимо в течение трех лет повысить долю казахстанского содержания до 60%. И поэтому перед нами стоит сложный вопрос, который мы прорабатываем совместно с министерством промышленности, какие меры, помимо изъятия, мы еще можем у себя предусмотреть для того, чтобы повысить долю казахстанского содержания. И в законе мы предусмотрели поправку, зеркальную норму, аналогичную той, которая есть в РФ, где закупки осуществляются по перечню и объемам среди субъектов МСБ», - пояснил Ерлан Сеитов.

Карлыгаш Бектасова
Поделитесь: