Как бороться с буллингом

25 Мая 2023, 09:40 1430

Самое худшее – когда ребенок имеет дело с буллером и плачет, и таким образом «кормит» буллера своими эмоциями, от которых буллер становится только сильнее.

По данным ЮНИСЕФ, в Казахстане 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% стали жертвами и 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Все это порой приводит к детским суицидам. Что предпринимается в Казахстане и других странах мира для противодействия различным видам буллинга и кибербуллинга, читайте в материале корреспонлента ИА El.kz.

При этом специалисты Национального центра общественного здравоохранения заявляют, что казахстанские дети стали вдвое чаще подвергаться травле в школах. А чаще всего, по статистике, которую приводят в НЦОЗ, буллят и издеваются на 11-летними подростками.

В начале 2023 года всю страну взбудоражила история, произошедшая в Петропавловске, где ученик 9-го класса, пронеся в здание учебного заведения топор, напал на детей прямо в школе.

Психологи считают, что не совсем адекватная реакция мальчика могла произойти из-за какого-то неприятного момента в жизни ребенка. Причиной могли стать и неприятности в школьном коллективе. Довольно продолжительное время ребенок копил в себе негативные эмоции, которые и вылились в чрезвычайную ситуацию.

Ситуацией со школьным буллингом в стране обеспокоены и в профильном министерстве. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев, обращаясь в социальных сетях к казахстанцам, отметил, факты буллинга среди подростков в различных областях никого не оставляет равнодушным.

Буллинг в Казахстане

Он отметил, что буллинг в Казахстане все больше и больше распространяется, и жестокость среди подростков недопустима. Казахстанской общественности необходимо сплотиться для защиты жизни и здоровья детей. Также министр поручил усилить воспитательную работу и больше взаимодействовать с родительской общественностью.

По поручению Главы государства ведется работа по разработке Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида, обеспечения их прав и благополучия. Министерством совершенствуется законодательная база - закреплены права ребенка на защиту от буллинга. Для этого приняты Правила профилактики травли ребенка, Правила деятельности психологических служб школ, алгоритм по выявлению и работе с фактами насилия и жестокого обращения в отношении детей. В каждом регионе страны работают уполномоченные по правам ребенка. Их контакты опубликованы на странице @oqu_agartu_ministrligi. Для оперативной помощи детям и их родителям действует телеграмм-чат «Бала қорғау». Все эти меры направлены на формирование единых подходов в обеспечении безопасности детей, - отметил он в своем аккаунте в Facebook.

Мнения родителей

Между тем, небольшой опрос казахстанских родителей показал, что кого-то беспокоят конфликты в школе, а кто-то спокоен за детей.

Моя дочь учится в музыкальной школе КазНУИ. Она поздно возвращается из школы, занятия идут целый день, конечно, я переживаю, как она дойдет, не обидит ли кто. Из-за этого часто берем ей такси, но все равно переживаем, что в машине может обидеть или просто пристать таксист. У дочери сейчас сложный переходный период. Также меня беспокоят словесные конфликты в школе. Она активистка, староста, не все выполняют поручения, на этой почве бывают конфликты, - говорит Гульнара Оспанова.

Также она поделилась, что в классе ее сыновей в основном дружественная атмосфера, но бывают конфликты с рукоприкладством.

Еще одна столичная жительница Айгерим Алиева отметила, что с ее семилетним ребенком постоянно находится бабушка.

Мы пока так и будем продолжать ходить в школу с бабушкой, пока опасаемся опасных ситуаций, - говорит она.

А вот Талшын Жумабаеву школьный буллинг не особо беспокоит. Ее больше беспокоит поведение взрослых.

Я переживаю за то, чтобы к моим детям не подходили непонятные, неадекватные взрослые, чтобы они не застряли в лифте. Еще есть агрессивные мамы, которые стараются не пропустить чужих детей на карусели и обидеть чужих детей. Насчет буллинга я считаю, что эти вопросы должны решаться на уровне классного часа. Я не считаю буллинг проблемой, и думаю, что в конфликт между детьми не должны встревать взрослые. И если такое происходит в школе, то буллинг должен решать классный руководитель. Это не тот вопрос, чтобы вмешиваться родителям - взрослые не могут постоянно ходить рядом. Нужно, чтобы они сами решали свои конфликты, чтобы во взрослом коллективе в дальнейшем могли за себя постоять, чтобы не выросли инфантильными, чтобы учились, как выходить из стрессовых ситуаций. Иначе не будет опыта. Это нужно для коммуникации. Дети должны решать конфликтные вопросы сами, потому что мама не будет всю жизнь водить за ручку. Если сейчас в маленьком возрасте вмешиваться, то не будет опыта, а конфликты будет всегда. Конфликты в детской среде - так они набирают опыт, чтобы во взрослой жизни они могли сами решать свои проблемы. Часто чужие взрослые сразу начинают писать в чатах - пусть вашего ребенка на учет поставят. Но это же дети. Если не получать такой опыт во дворе, то когда они получат такой опыт? Конфликты – это естественная среда. Из-за гиперопеки получаем слабых детей – они из-за двойки, из-за ЕНТ могут сразу думать о суициде. Нельзя обращать на каждую мелочь внимание, - отметила она.

Международные эксперты о буллинге

На онлайн-встрече «Роль учителей в предотвращении и борьбе с буллингом и издевательствами в школе: Опыт Италии», организованной международной онлайн-платформой SKLAD, доктор кафедры психологии «Ренцо Канестрари» Болонского университета Лаура Менабо рассказала о

практике и стратегиях предотвращения издевательств, используемых в Италии. По ее словам, в итальянских школах реализуются интервенционные проекты для предотвращения издевательств и киберзапугивания.

Буллинг – это агрессивное поведение, который включает присутствие определенных компонентов. Это повторяющееся поведение, дисбаланс властных полномочий. Буллинг может приобретать разные формы. Он может привести к немыслимым человеческим страданиям. Буллинг имеет различные виды – физический, вербальный, относительный. Относительный буллинг касается отношений между людьми - это социальная эксклюзия, то есть исключение из сообщества, бойкот, распространение сплетен, слухов и лжи о другом человеке и так далее, - сказала она.

Также она дала определение, что кибербуллинг - это тип буллинга с использованием гаджетов и различных электронных устройств.

Повторяемость буллинга в офлайне – это основная часть его определения. В случае с кибербуллингом все происходит немного по-другому – один человек в сети может написать пост, а другие распространить его, перепечатывая его на своих страницах. Поэтому в случае с кибербуллингом не обязательна повторяемость действий буллера – это сделают за него другие люди, - продолжила она.

Особые аспекты кибербуллинга – это отсутствие физических и временных границ, распространенность содержания и возможность быть анонимным.

Отсутствие физических и временных границ означает, что жертву можно достать когда угодно и где угодно. Зайдя домой, она не может укрыться от кибербуллинга. Его опасность в том, что у буллера может быть больше технических и технологических знаний и навыков, чем у жертвы. Также сегодня очень легко пересылать информацию. Агрессивный контент в онлайне виден всем в сети, и его сложно скрыть от других людей. Аспект анонимности дает кибербуллеру определенную силу: делаю, что хочу, - добавила она.

Эксперт отметила, что на сегодняшний день исследователи рассматривают буллинг и кибербуллинг, как две разные фазы одного и того же явления.

Буллинг и кибербуллинг широко распространен по всему миру. Роль каждого сверстника здесь важна. Ведь кроме буллера и жертвы, в этой ситуации принимают участие еще и другие люди. Существует шесть различных сторон, кроме буллера и жертвы, которые принимают участие в ситуации буллинга. У буллера есть усилители и помощники. Это те люди или те дети, которые активно помогают и продвигают буллинг и кибербуллинг. Это те люди, которые улыбаются, усмехаются, смеются во время ситуации буллинга. Помощники – это те люди, которые разделяют контент виктимизации. Со стороны жертвы существуют защитники и наблюдатели. Они вмешивается для того, чтобы остановить кибербуллинг или буллинг, либо утешить жертву. Они могут напрямую сталкиваться с буллером, могут принять решение рассказать учителям и родителям о ситуации. Последний компонент ситуации – это наблюдатели. Это большое количество детей, которые просто молча смотрят и наблюдают, либо проходят мимо. Это те люди, которые принимают решение ничего не предпринимать. Они понимают, что происходит, но они для себя принимают решение, что не хотят быть вовлечены в эту ситуацию. Это большой компонент для динамики буллинга. Такие дети тоже являются частью этого агрессивного действия, - объясняет она.

Важность учителей

Дети – это не единственные участники дисбаланса сил. Естественно, учителя играет решающую роль в предотвращении буллинга. Они имеют на руках все ключевые факторы для остановки явления буллинга.

Многие исследования показывают, что учителя имеют большое влияние на буллинг и кибербуллинг, а также на все аспекты благосостояния класса.

Исследователи говорят, что многие учителя не понимают и не осознают, что в классе происходит буллинг. Или наоборот, они недооценивают ситуацию. Но хуже всего то, что учителя не знают, что им делать и как вмешаться эффективным путем.

Кибербуллинг может быть еще сложнее для распознавания. Потому что он часто, если не всегда, происходит вне классной среды. Очень часто персонал учебных заведений говорит, что кибербуллинг не является школьной проблемой, потому что происходит вне школы.

Но причина заключается в том, что они просто не знают, как его предотвратить. Обычно учитель основывается на том, что какой-то наблюдатель или свидетель акта кибербуллинга придет и расскажет им. Однако такое случается очень редко, поэтому преподаватели должны сами уметь и иметь определенные компетенции для остановки кибербуллинга.

Что мы можем сделать? Несколько лет мы помогали итальянским учителям для того, чтобы наделить их необходимым набором компетенций для вмешивания в ситуации буллинга и кибербуллинга, чтобы они могли эффективно справляться с ними, - подчеркнула спикер.

По ее словам, в Италии было сделано очень много важных шагов для предотвращения буллинга. Первые усилия были сделаны в 2015-м году. Тогда итальянское министерство образования опубликовало руководство по предотвращению и противопоставлению буллинга и кибербуллинга. Год спустя был создан национальный план по предотвращению буллинга и кибербуллинга.

Важно сказать, что предотвращение буллинга и кибербуллинга является неотъемлемой частью итальянской Конституции. Потому что буллинг является насилием. И в Конституции прописано, что наша страна против насилия. Учащиеся до 14 лет в Италии не преследуются законом. Они не несут криминальную ответственность. Поэтому в нашей стране считается, что в таких ситуациях ответственны родители. Далее, в 2017-м году министерство образования и правительство Италии приняло закон для борьбы с буллингом и кибербуллингом в школах. Почему наше правительство решило издать отдельный закон? Во-первых, мы увидели и поняли, что кибербуллинг - это очень важное явление, которое происходит в Италии. Во-вторых, в эти годы в Италии был большой медийный скандал, связанный с тем, что многие люди принимали решение покончить жизнь самоубийством, потому что они подвергались кибербуллингу в образовательной среде. И это достигло такого масштаба, что на уровне правительства был создан такой закон. В частности, этот закон подчеркивает необходимость школы принимать все возможные действия для предотвращения буллинга. Эти положения были включены в национальный план по предотвращению кибербуллинга», - поделилась итальянский профессор.

В национальном плане по противодействию буллингу были прописаны приоритетные действия. Это оценка учащихся из группы риска, наблюдение за дистрессом, выявление вредного поведения, а также обучение сотрудников школы, предусматривающее участие в обучающих модулях, учебные мероприятия, направленные на учителей, учащихся и семью, внедрение мероприятий по борьбе с буллингом и кибербуллингом.

Также в Италии предложили выявлять явления буллинга и кибербуллинга, активировать систему отчетности в школе, продвигать работу психологов, содействовать нетворкингу и создавать команды по борьбе с буллингом, которые включали бы в себя психологов, социальных терапевтов, педагогов.

Лидерская программа для канадских школьников «Дети для детей»

Скотт Грэм - молодежный инфлюенсер и основатель канадской программы Kids 4 Kids Leadership Program. Он отмечен наградами и выступает против издевательств. Награжден медалью за заслуги перед генерал-губернатором Канады за свою работу по борьбе с издевательствами.

Наша программа называется «Дети для детей». Это лидерская программа, которая представляется мною в Канаде, а теперь и в Европе. Я полагаю, чтобы детям справляться с буллингом, им нужно научиться лидерству. Потому что от этого зависит их уверенность. Мы их можем научить таким стратегиям. Лидерство формирует характер, личный бренд и дает смелость детям для того, чтобы они могли справиться со своими страхами, когда они путешествуют или общаются со сверстниками, - говорит канадский спикер.

По его словам, мелость – это не отсутствие страха, а возможность пробиться через страх к росту и возможностям.

Когда я был маленький, я был очень тревожным, и для меня все было вызовом. Когда ребенок начинает формировать в себе навыки лидерства, он формирует в себе уверенность. Лично для меня программа лидерства помогла понять, что я могу прорваться сквозь страх и сформировать в себе уверенность. Это позволяет мне наслаждаться жизнью. Я изменяю модель мышления детей, формирую лидерские стратегии, вдохновляю их, чтобы они верили в себя и использовали стратегии борьбы с буллингом, - сказал он.

Как реагировать на буллинг

По словам канадского спикера, для этого есть отличные способы.

Например, вы можете проявлять пассивность – вы можете позволить происходить буллингу. Я таким был в детстве – я молчал. Вы можете быть также агрессивными или напористыми. Но нужно проявлять ассертивность и контролировать свои слова и поведение. Самое худшее – когда ребенок имеет дело с буллером и плачет, и таким образом «кормит» буллера своими эмоциями, от которых буллер становится только сильнее. Что такое быть крутым? Это значит быть спокойным, контролировать свои эмоции и реагировать на происходящее. Чем дольше ты можешь оставаться спокойным, тем больше шансов на то, что ты выйдешь из ситуации без потерь. Вот так нужно реагировать на буллера, - учит он детей.

Второе – это визуальный контакт, советует эксперт.

Это можно применять в классах, в группах, в работе с детьми. Когда мы разговариваем, мы устанавливаем контакт глазами. Потому что если вы хотите быть уверенным в себе, если вы хотите, чтобы другие понимали, что вы уверены в себе, нужно смотреть прямо в глаза. Я понимаю, что в некоторых ситуациях смотреть в глаза невежливо. Но нужно устанавливать контакт глазами, чтобы дать понять, что вы уверены в себе. Это я применяю в рамках стратегии пассивного реагирования. На моих занятиях мы играем с детьми в «гляделки», и главное тут – не отводить глаза, не реагировать нервно, не краснеть. А если вы будете смотреть на потолок или на свои ноги, то вам не поверят, что вы уверены в себе, - советует он.

Язык тела

По его словам, осанка и жесты человека говорят больше, чем слова, на 80%.

Поэтому детям мы говорим: нужно доносить свое послание не только словами, нужно показывать это своим лицом, руками, осанкой. Если вы руки положили в карманы, значит, вы нервничаете. Если вы скрестили руки, значит, вы испуганы. А если вы трогаете свою одежду, то опять-таки нервничаете, - подчеркнул канадский эксперт.

Поэтому нужно показывать свое послание телом: какие чувства и эмоции вы транслируете.

Мы испытываем определенную эмоцию и реагируем телом. Я тренирую с детьми специальные упражнения на язык тела. Причем о них нужно не только рассказывать, упражнения нужно показывать и вместе с детьми отрабатывать, - резюмировал спикер.

Бота Ибраева
Поделитесь: