Интернет-сбои: казахстанские компании и их клиенты не застрахованы от убытков

26 Декабря 2022, 14:37 936

В Казахстане за последние несколько лет участились случаи сбоев и отключений интернета. Это создает неудобства не только для абонентов сети, но и негативно сказывается на бизнес-процессах. Компании, которые проводят продажу товаров и услуг онлайн, терпят при сбоях интернета немалые убытки. Каковы потери бизнеса при отключении интернет-связи корреспонденту ИА El.kz рассказали представители компаний розничной торговли.

АО «Государственная техническая служба» отключения и сбои в сети интернета не связывает с его низким качеством. По большей степени, винит компания по информационной безопасности киберпреступников.

«Кибератаки по сей день продолжаются в стране. Поэтому мы делаем мониторинг и анализ того, что именно способствует воздействию вредоносных пакетов (прим.авт. - программ). По факту, у нас не были зафиксированы случаи отключения интернета», - говорит представитель АО «ГТС» Асель Абыкаева.

По данным Бюро национальной статистики, в 2021 году в Казахстане было совершено 25,5 тысяч кибератак, из которых большая часть составила заражение вредоносными программами, для устранения которых государство выделило 4,2 млрд тенге.

В период пандемии произошла активная цифровизация сервисов, которая расширила аудиторию потребления и число пользователей сети интернета. Следовательно, количество атак возросло. Особенно в бизнесе и проектах произошла трансформация услуг. Иными словами, клиенты адаптировались к новым тенденциям и привыкли покупать товары и услуги онлайн.

На сегодняшний день в Казахстане сформировалась площадка маркетплейсов для развития электронной коммерции.

По данным Бюро нацстатистики, значительный рост электронной коммерции в стране был в 2021 году, сумма которого составил один триллион тенге.

При сбоях интернета и связи Авиата в сутки теряет миллионы тенге

«Aviata.kz» – онлайн платформа, где доступ к глобальным и локальным системам бронирования билетов возможен только через интернет-соединение.

«Мы продаем более 400 тыс ж/д и авиабилетов в месяц. 100% всех заявок обрабатывается онлайн. Соответственно, весь доход проходит онлайн. В случае отключения интернета становится невозможным проведение любых операций. Проблемы со связью как на стороне пользователя, так и на стороне сервиса, оказывают негативный эффект на процесс купли-продажи», - ответил PR-менеджер Диана Отарбаева.  

«За сутки отсутствия интернета, мы теряем продажи за весь этот срок, а пользователи получают задержку в обработке их обращений. К примеру, во время январских событий несколько дней не работал интернет, к тому же, была приостановлена работа аэропорта в Алматы. В результате пассажиры стали массово обращаться к нам, чтобы вернуть билеты. В те часы, когда подключали интернет, все сотрудники отвечали на запросы пользователей и обрабатывали заявки. В таких условиях у нас нет возможности помочь клиентам: сервисы недоступны, телефония также не работает, так как в компаниях связь работает через IP-телефонию и полностью зависит от интернет-соединения», - сказал руководитель клиентского сервиса Еркебулан Нуржакыпов.

В последствии накопившиеся заявки на возвраты и обмены билетов в компании обрабатывали до конца января.  

Техническая безопасность интернет-магазина «Aviata.kz» и система конфиденциальности для компании - в приоритете. Все данные, которые пользователи сохраняют в личном кабинете, защищены авторизацией. Каждый аккаунт привязан к номеру телефона, и ни у кого нет доступа к нему, кроме человека, которому принадлежит данный номер. На него приходит код подтверждения, с помощью которого можно зайти в личный кабинет.

«Во-первых, сайт поддерживает технологию шифрования TLS/SSL (HTTPS). Во-вторых, онлайн сервис не хранит платежные данные своих пользователей. А наши финансовые партнеры, через которые и производится оплата, имеют сертификацию по стандарту PCI DSS. Мы соблюдаем международные стандарты защиты данных и работаем только с теми партнерами, которые могут обеспечить высочайший уровень безопасности», - заверил тезнический директор сервиса.

В «Технодоме» при интернет-сбоях регулируют онлайн-процессы в «ручную»

Как альтернативная бизнес компания, национальная сеть электробытовой техники «Technodom» оцифровывает все процессы, и предоставляет покупателям клиентский опыт как в офлайне, так и при онлайн-шоппинге. Ретейлеры, которые быстро перестроились под онлайн-формат, в результате оказались с конкурентным преимуществом.

«Теперь многие процессы и сервисы не работают без подключения к интернету, на нас тоже сильно сказывается его отсутствие. На случай каких-либо сбоев с подключением, у нас есть «бэкап» (прим.авт.- резерв) ручных процессов, это защищает от полной приостановки деятельности», - разъяснил директор по развитию цифровых технологий Роман Богдашкин.

По его словам, при сбоях в сети интернет убытки идут в значительных размерах.  Потому что сейчас большое количество клиентов не только покупают на сайте, но еще сравнивают цены онлайн и выбирают товары. Если сайт не работает по причине какого-то сбоя, есть большая вероятность, что покупатель уйдет к конкуренту с работающим интернет-магазином.

В целом руководство компании предпочли не указывать точных цифр своих убыток. Потому что ущерб иногда зависит от инфраструктуры, порой происходят сбои у провайдеров и хостеров.

«Могут отключить электричество в серверных, в такой период мы реагируем максимально оперативно – у нас есть дизельные генераторы. Если же неполадки у провайдера – мы перераспределяем нагрузку на другие каналы», - ответил Роман Богдашкин.

Қали Жансая
Поделитесь: