За последние три года импорт товаров в Казахстан возрос в 1,5 раза – с 38,9 до 61,1 млн долларов США. Таковы данные официальной статистики. Государство и бизнес размышляют, как увеличить казахстанское производство, чтобы наши деньги не утекали зарубеж, сообщает ИА El.kz.
По данным Бюро национальной статистики, внешнеторговый оборот Казахстана снова увеличился, достигнув отметки в 61,1 млн американских долларов. Для сравнения, в 2020 году он составил 38,9, в 2021 – 41,4, в 2022 – 50,9 млн долларов США.
В открытых данных мы нашли анализ структуры импорта, проведенный по итогам 2022 года АО «Центр развития торговой политики QazTrade, которым по уровням передела импорт подразделяется на промежуточный (с долей 51%), потребительский (28%) и инвестиционный (21%).
Отраслевая структура импорта промежуточных (сырьевых) товаров складывается следующим образом: основная доля приходится на долю машиностроения (23,6%), металлургии (16,1%) и химической промышленности (12,7%).
От 5 до 6% занимают производство готовых металлических изделий (6,3%), производство резиновых и пластмассовых изделий (6,1%), добыча металлических руд (5,7%), производство кокса и продуктов нефтепереработки (5,4%), строительные материалы (5,3%).
В районе 3% фармацевтика (3,3%), пищевая промышленность (2,8%), производство деревянных и пробковых изделий (2,8%), производство бумаги и бумажной продукции (2,4%), сельскохозяйственная продукция (2,3%), легкая промышленность (2,2%), прочие отрасли (2,9%).
В сегменте потребительских товаров лидируют отрасли пищевой промышленности (26,0%), машиностроения (22,2%) и легкой промышленности (14,8%).
Далее следуют фармацевтика (9,2%), химическая промышленность (6,7%), сельскохозяйственная продукция (6,3%), резиновые и пластмассовые изделия (4,1%), производство мебели (2,6%), производство бумаги и бумажной продукции (1,8%).
Менее одного процента – в производстве готовых металлических изделий (1,0%), строительных материалах (0,6%), рыболовстве и рыбоводстве (0,1%), производстве деревянных и пробковых изделий (0,1%). На прочие отрасли приходится 4,7%.
Что касается импорта инвестиционных товаров, то его львиная доля состоит из
продукции машиностроения (машины, оборудование и электронная техника) и незначительных объемов импорта посевных семян и племенных животных для сельскохозяйственной отрасли.
Итак, основную лепту в импорт Казахстана вносит не население, а бизнес. Причем в отрасли нефти и газа основной объем приходится на три крупнейших нефтяных гиганта, которые закупают товаров, работ и услуг в объеме 75% от всей энергетической отрасли. С начала 2023 года их объем составил 3,5 трлн тенге, из которых доля казахстанского содержания составляет 1,9 трлн тенге. Но, к сожалению, лишь 9% приходится на товары, в основном недропользователи включают в этот показатель найм казахстанского персонала.
Ситуация в других отраслях более утешительна – горнорудный сектор закупает 15% отечественных товаров, сектор машиностроения – 13,5%, а в фармацевтической отрасли этот показатель самый высокий по стране, достигнув 20%.
По информации председателя комитета обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен», вице-президента ОЮЛ «Союз химиков РК» Тахмины Нагумановой, в Казахстане имеется отрицательная динамика в доле местного содержания (внутристрановой ценности) в товарах, закупленных предприятиями горно-металлургического комплекса. В 2014 году эта доля составляла 24,3%, а в 2022 году – упала до 16,0%.
«Один из главных инструментов поддержки отечественного производства – это возможность поставлять свой товар в системе регулируемых закупок, составляющей 19% ВВП страны – 16 трлн тенге, почти треть из которых приходится на закупки недропользователей», - пояснила она в ходе международного форума «Казсодержание 2.0» в Астане.
При этом она обратила внимание на разные темпы роста горно-металлургического сектора и обрабатывающей промышленности. По данным АСПиР и расчетам Dasco Consulting Group, добывающая промышленность выросла почти в 3 раза за 30 лет, в то время как производство обрабатывающей отрасли едва восстановило уровень первых лет независимости.
Причем горнометаллургический комплекс (добыча с металлургией) по итогам девяти месяцев 2023 года составил 26% (почти 8,8 трлн тенге) всего промышленного производства в РК.
При этом, представители ГМК жалуются на то, что в государственных закупках в закупках недропользователей, а также АО «Самрук-Казына» фактически идет избежание прямого закупа отечественных товаров путем увеличения объема закупаемых работ и услуг, в которые входит, зачастую с большим удельным весом, закуп иностранных товаров.
Порядок закупок недропользователей регулируется приказом министра по инвестициям и развитию РК №355 и называется «Об утверждении Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ, услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых».
«Таким образом, хоть название правил и содержит в своем названии субъекта-Подрядчик, в реальности никаких императивных норм для подрядчиков в этих правилах не предусмотрено по проведению конкурсов и обязательствам по развитию местного содержания», - подытожила она.
Глава комитета НКК «Атамекен» убеждена, что действующие нормы законодательства, направленные на развитие добровольной поддержки местных производителей со стороны недропользователей, практически не работают.
К примеру, имеется статья 28–1 Кодекса «О недрах и недропользовании» - Соглашение о стимулировании предпринимательства, которая действует с 1 января 2022 года. «Под соглашением о стимулировании предпринимательства понимаются соглашения, заключаемые уполномоченными органами, недропользователями и НПП на добровольной основе, направленные на поддержку местных производителей. На сегодня по имеющейся у меня информации нет ни одного такого соглашения в ГМК ТПИ, заключенного с участием НПП.
«Учитывая вышеизложенное, считаем, что процесс закупок недропользователей ГМК должен оставаться под контролем уполномоченных государственных органов», - считает Тахмина Нагуманова.
По мнению Союза химиков, для нормального и долгосрочного функционирования всей этой системы необходимо:
1) обеспечить прозрачность закупок на всех стадиях закупочного процесса. (раскрыть планирование-претензии по ассортименту, качеству, отсталости). Отечественные производители фактически не имеют доступа к тем товарам, которые предполагается закупать. Если бы отечественный бизнес владел этой информацией, была бы единая спецификация, требования;
2) изменить методику расчета доли внутристрановой ценности в части мониторинга со стороны уполномоченных органов цены, по которой товар реализовался, и по которой было посчитана доля местного содержания в сертификатах СТ-KZ.
3) ввести общественный мониторинг правил и процедур закупщиков. Данная норма сейчас активна в государственных закупках.
Как сообщил вице-министр промышленности и строительства РК Иран Шархан, сегодня в Казахстане импортируется 85 тысяч наименований товаров, крупные представители ГМК заинтересованы в закупе 9 тысяч наименований казахстанской продукции.
«Что мы сейчас делаем? Мы сейчас вносим соответствующие изменения в законодательство, где наши недропользователи, крупные производители и представители ГМК, берут на себя обязательства по заключению офтейк контрактов, долгосрочных договоров, а также принятию на себя разработки программ по развитию внутристрановой ценности казахстанского содержания для создания вокруг себя малого и среднего бизнеса», - пояснил он.
Эти поправки проведены через ряд согласительных процедур, под эгидой Министерства юстиции проведена межведомственная комиссия.
«Когда добровольно что-то делаешь, все-таки иногда бывает безнаказанность, и не до конца исполняешь свои программы, которые ты принимаешь. Поэтому мы предусмотрели ответственность за неисполнение показателей, за неисполнение тех программ, которые на себя недропользователь берет, но эта ответственность будет достаточно экологично вписываться в этот процесс», - пояснил вице-министр.
То есть это не повлечет за собой сразу же отзыв лицензии.
«Мы все понимаем, что это ударит сильно по инвестклимату, но какая-то ответственность должна быть. Здесь какую-то середину надо найти совместно с бизнес-сообществом. Мы открыты для всех предложений», - подчеркнул Иран Шархан.
Генеральный директор ТОО «Казцинк» Александр Хмелев подчеркнул, что последние три года после пандемии и войны в Украине крупные предприятия пересмотрели все взаимоотношения с отечественным бизнесом.
«Я могу сказать честно, мы никогда не построили бы Полиметаллическую обогатительную фабрику Жайремского горно-обогатительного комбината, если бы ее генеральным подрядчиком не была казахстанская компания», - отметил он.
Это связано с тем, что в период распространения коронавируса в страну отказывались приезжать зарубежные специалисты.
По его информации, из-за российских санкций только в 2023 году компания поменяла поставщиков по более чем 8 тысячам номенклатур, и эта работа продолжается.
Председатель правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Нурахмет Нуриев также выделил работу корпорации по локализации производства.
«Мы в ручном режиме собрали проект по строительству шаропрокатного завода с дислокацией в Карагандинской области в свободной экономической зоне, который будет отвечать всем мировым стандартам качества с производственной мощностью до 130 тысяч тонн. Первый этап – это 30 тысяч тонн покрытия собственной потребности. Второй этап уже, если мы увидим, что проект успешный, качество устраивает всех наших коллег, мы будем расширять производство до второго этапа», - уточнил он.
По его словам, мелющие стальные шары является основным технологическим материалом для компании, поэтому этот проект – залог стабильной работы предприятия.
«Этапы ввода в эксплуатацию проекта первой очереди шаропрокатного завода запланированы на третий квартал 2024 года с проектной мощностью 30 000 тонн и дальнейшее расширение до 130 тысяч тонн в год для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан», - отметил глава корпорации.
Планируемый объем инвестиций на первую очередь составит порядка 22 миллиона долларов, и на вторую очередь порядка 70 миллионов долларов.
Объем потребления стальных шаров основными компаниями ГМК на сегодня оценивается порядка 162 тысячи тонн. Импортируется данная продукция на сегодня из Российской Федерации и Китая.
«Как я уже ранее озвучивал, реализация проекта позволит достичь в первую очередь снижения цены на 19%, а второй момент – увеличить долю внутристрановой ценности «Казахмыс» именно в товарах на 12%», - подчеркнул Нурахмет Нуриев.
В период строительства планируется создать порядка 167 новых рабочих мест, на этапе эксплуатации будет задействовано порядка 75 рабочих мест.
Компания ежегодно импортирует около 30 тысяч тонн шаров, поэтому данный завод позволит повысить уровень казсодержания.
Председатель правления АО «Алтыналмас» Баламир Маханов рассказал о проекте строительства в Казахстане завода по производству цианида натрия мощностью 25 тысяч тонн. Это ключевой незаменимый реагент в золотодобывающей промышленности.
Финансирование проекта будет полностью обеспечено за счет собственных и заемных средств, в сделке участвуют как международные банки, такие как Deutsche Bank, и европейские страховые агентства и казахстанские финансовые институты.
На сегодняшний день общий объем казахстанского рынка потребления цианида натрия составляет 35 тысяч тонн. Из них порядка 20 тысяч тонн импортируется из Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Это порядка 60%.
«Это наше казахстанское местное производство. В результате реализации проекта по строительству завода по выпуску цианида натрия мы полностью на 100% заместим импорт и обеспечим всю золото добывающую отрасль республики Казахстан ключевым химическим реагентом. Одновременно с полным импортозамещением наш проект имеет очень огромный экспортный потенциал. Проект располагается в свободной экономической зоне, что даст положительный импульс развитию свободных экономических зон, в принципе, как инструмента государственной поддержки», - подчеркнул глава «Алтыналмас».
Экспортный потенциал оценивается в 90 тысяч тонн за счет рынка Российской Федерации и Узбекистана.
По данным международных агентств, Россия планирует до 2029 года увеличить производство золота на 37%, что создаст дополнительный спрос на 45 000 тонн. Узбекистан планирует удвоить производство золота до 300 тонн, согласно постановлению президента Узбекистана в 2020 году. Это создаст дополнительный спрос на 30 000 тонн.
«Рынки Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана по причине небольшой емкости будут полностью зависеть от импортных поставок. За счет новейшей технологии, эффективного оборудования, налоговых льгот свободной экономической зоны, а также географического расположения, наша продукция будет очень конкурентоспособна также и на экспортных рынках», - подытожил Баламир Маханов.
Директор стратегического снабжения ТОО KAZ Minerals Management Айдар Дармеш подчеркнул, что горнометаллургический комплекс обеспечивает 26%, это четверть объёма промышленного производства в стране. Доля ГМК ВПП республики достигает почти 9%.
Поэтому реализация крупных якорных проектов ГМК на базе передовых технологий имеет мультипликативный эффект и создает благоприятные условия для развития других отраслей в Казахстане.
По его словам, помимо локализации, вторым, но не менее важным стратегическим направлением компании является сотрудничество с отечественными товаропроизводителями в части импортозамещения.
«На сегодня тенге мы закупаем товары у локальных производителей свыше 42 миллиардов тенге, по услугам – 157 миллиардов тенге. К сожалению, зачастую интересные инициативы, направленные на развитие отечественных производителей, не всегда приносят ожидаемого результата, и на стадии реализации не учитывают объективные факторы и специфику горно-добывающей отрасли», - пояснил он.
В этой связи, он обратился к представителям госсектора с просьбой «исключить из положений законодательства дискриминирующие нормы, где геологоразведка, добыча, переработка минерального сырья, фактически приравнены к игорному бизнесу».
В этой связи, они имеет в виду, что приоритетность профессии шахтера такая же, как у игорного бизнеса.
«Тому, кому интересно, это пункт 4 статьи 286 Предпринимательского кодекса. Также просим обеспечить сбалансированный подход к фискальному регулированию, исключив спонтанные решения об увеличении налоговой нагрузки или введению экспорных пошлин, а также проблемы с возвратом НДС. Третьим пунктом предлагаем предоставить гарантированный государством доступ к электрической и иной инфраструктуре», - предложил Айдар Дармеш.
В-четвертых, по его мнению, необходимо снизить государственное регулирование тех процессов, которые и так регулируются рынком.
«В частности, есть товары, которые в силу объективных причин сегодня не производятся в Казахстане, и в ближайшее время не планируется производить. Зачем здесь душить и ограничивать?», - уточнил он.
В-пятых, по его мнению, необходимо разрабатывать механизмы поддержки различных отраслей экономики с учетом рыночных механизмов и баланса интересов всех вовлеченных сторон, а не меры административного давления.
«Мы знаем немножко удручающую статистику, и хотел бы всех пригласить задуматься об этом. Доля местного содержания в процентном соотношении упала. Но давайте вспомним, что произошло с курсом тенге, и даже не изменив количество и источник закупаемых товаров то, что покупается в тенге локально, оно не так меняется, и что закупается от иностранных поставщиков, безусловно, в связи с девальвацией тенге, оно сильно выросло. Может быть это одна из причин», - резюмировал директор ТОО.