Город на стыке двух культур

29 Июля 2019, 19:18 6713

История города Уральска в исследованиях казахстанских ученых

Уральск – административный центр Западно-Казахстанской области, город на реке Урал, до 1775 года носил название Яицкий городок. Уральск является пристальным объектом изучения отечественных историков, однако больше всего изучению города уделяют ученые Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии. Главным направлением своей работы центр взял поиск городов, которые когда-то располагались на берегах Жайыка.

Пристально изучать историю возникновения городов на Жайыке (реке Урал) начали лишь в XX веке.  Сегодня отечественные историки называют Уральск городом на стыке двух культур – земледельческой и кочевой, которые и повлияли на его становление. Казахстанские историки, которые посвятили изучению происхождения Уральска: Карл Байпаков, Ирина Ерофеева, Мурат Сдыков и другие. Ознакомившись с результатами их исследований понимаешь: город Уральск гораздо древнее чем, мы думали.  

Как показывают исследования ни советские ученые, ни дореволюционные не имели точных данных о том, когда зародился город. В советское время официально фигурировал 1613 год, но современные ученые основываясь на исторических документах и главное на археологических исследованиях пришли к выводу, что город образовался гораздо раньше не в начале XVII века, а в XIII веке.

Уральск является первым городским поселением на Урале. Доказывает эти данные, найденное казахскими учеными в 12 километрах от города, городища периода расцвета Золотой Орды. Жайык, так его назвали историки - город имевший когда-то важный военно-административный, ремесленный и торговый статус. Также археологи пришли к выводу, что город часто менял свое местоположение, именно поэтому проследить в каком месте он зародился было сложно. Город был одним из центров улусов Золотой Орды. Именно сюда свозилась вся дань от покоренных народов. Поэтому город в свое время накапливал внушительные материальные блага. К тому же его первоначальное месторасположение было очень удобным, ведь он был возведён рядом с переправой через реку Урал.  

Ученые отмечают, что города на реке Урал (Яике, Жайыке) начали активно образовываться после разделения Улуса Джучи. В результате этого образовались отдельные государства с городами-центрами имеющими собственные монетные дворы. Так в степи появились первые крупные оседлые населенные пункты. Уникальность этого места в том, что в степи вдоль реки Жайык, до монгольского периода жили кыпчакские кочевники. Однако с XIII века, когда на этой степной территории начали возводиться города, появилось население, которое совмещало в себе и кочевую и городскую культуры. И как полагают ученые, наличие в степи кочевой цивилизации, кочевого скотоводства ни коим образом не мешало развитию городов, даже наоборот создавало предпосылки для этого. К тому же природа, богатые степные угодья рядом с рекой Урал предполагали не только развитие скотоводства, но и оседлой жизни в городах, важных транзитных и экономических узлов.  

Что же нашли археологи на территории средневекового городища Жайык?

Городище Жайык

Та часть на которой были найдены следы бывших сооружений имеет территорию в 8 гектаров. В паре километров на холмах были найдены захоронения или некрополи жителей города. Также найдены два мавзолея. Жайык был аналогом еще одного известного и самого крупного города Золотой Орды - Сарайшыка, который также находился на западе Казахстана и существовал с ним в одно и то же время.  Во время раскопок на территории современного Уральска ученые центра истории и археологии нашли те же самые кирпичи, которые были найдены на раскопках городища Жайык. Это говорит о том, что при строительстве Уральска казаки использовали материал из средневекового городища, тем самым разрушив его окончательно. Историки пришли к выводу, что городище Жайык и город Уральск имеют тесную связь, и Жайык предшествовал появлению Яицкого городка. Однако ученых интересует вопрос, что же стало причиной разрушения города и его последующего опустошения. Было ли это из-за внешнеполитических факторов или внутренних проблем города? Есть версия, что причиной запустения городища стала природа. Близлежащая к Яику часть города, часто подтапливалась его водами. Поэтому возможно жители решили перенести город на другое более безопасное и комфортное место. Как показывает история и документы, многие более поздние города не берегах Урала меняли своем место расположения по нескольку раз. В качестве примеров ученые приводят Оренбург и сам Уральск. Но более всего историки склоняются к другой версии. Они считают, что Жайык пришел в упадок в результате распада некогда могущественной Золотой Орды. Сперва в город перестали поступать денежные и трудовые ресурсы, коренное население стало его покидать. Далее город подвергался набегам разбойников, после и вовсе престал существовать.

Примечательно что в арабских и персидских источниках еще в X веке указывалось на то что вдоль реки Урал были города. Об этом в X веке писал арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн Фадлан и двумя веками позже упоминал Абу Хамид Мухаммад аль-Гарнати (путешественник, исламский миссионер). Путешественник описывали о существовании на этой территории в домногольский период, могущественного государства Огузского каганата. Позднее в XIII-XIV веках о существовании городов на Урале писали европейские авторы – исследователи и миссионеры, например, итальянский францисканец Джованни Плано Карпини живший в середине XIII века. С IX по XI века племена огузов кочевали на огромной территории от Сырдарьи до Волги.

Ученым известно, что Золотая Орда была полиэтническим государством. В него входили разные племена и народности имевшие свои обычаи и культуру. Конечно же здесь преобладали тюркские племена, кыпчаки, найманы, канглы и другие.  В результате исследований курганов этого период было выяснено что погребений средневековых кочевников VIII-XI веков было мало. Курганы были средних размеров до 15 метров без использования камней. В погребальных ямах были найдены кости лошадей. Воинов хоронили в полной амуниции, с конем, оружием. Женщин хоронили с предметами туалета и украшениями.   

В результате раскопок городища Жайык археологи нашли небольшую усадьбу, то есть поселение. Она состояла из шести помещений и была вложена из сырцового кирпича. Таких усадеб было найдено несколько. Помимо усадеб найдены мавзолеи. На месте первого мавзолея сохранился курган высотой около одного метра, диаметр самого мавзолея был примерно 35 метров. Он был выполнен из квадратного кирпича и снаружи украшен глазурованной плиткой. При этом сама постройка не имела фундамента. Ученые выяснили, что стены мавзолея были частично разобраны. Было понятно, что эти сооружения когда-то служили местом добычи строительных материалов. При этом расхитители разбирали не только кирпичи, но и облицовочную плитку и делали это весьма умело, так чтобы не повредить ее. Мавзолей имел размеры 9 на 12 метров и датируется XIII-XIV веками. Самое погребение было полностью разграблено. Даже кирпичи из которых был сооружен могильный склеп были разобраны расхитителями. Второй мавзолей был декорирован еще богаче первого, также он был значительно больше: практически 13 на 20 метров. Облицовочная плитка была расписана золотом с различными геометрическими орнаментами.

Планировка и техника строительства сооружений на Урале говорят о том, что на эту культуру повлияли традиции строительства Хорезма. Исследовав планы построек Жайыка ученые нашли сходства в планировках Туркестана, Отрара или Ургенча.  

Если говорить об общественных постройках, то здесь строились бани или хаммамы (восточные бани). Как известно на Востоке бани ценились очень высоко. После мечети они были самыми посещаемыми местами, а построить и содержать баню было очень престижным делом. Бани Жайыка по планировке и временной хронологии близки к отрарским и каялыкским. Сегодня археологи могут в деталях восстановить облик бань Жайыка.

Также, как и в любых других городах, в Жайыке активно развивались различные ремесла, гончарное дело, ювелирное, кирпичеобжигательное, стекольное и другое. О керамике городища Жайык следует рассказать отдельно.  В основном изделия мастерились из красной глины. Так называемая неполивная керамика как раз бывает из красной либо серой глины. На раскопках городища найдены столовые кувшины и горшки. Также среди керамики были найдены светильники и водопроводные трубы. В Жайыке представлена и поливная керамика, однако она здесь совсем немногочисленная. Например, поливная керамика из красной глины бывает со свинцовой глазурью или без нее. Такими методами украшались чаши и кувшины. В поливную керамику входит еще один класс – кашинная керамика, один из самых красивых видов использования глины как основного, так и облицовочного материла при изготовлении посуды. Кроме того, в керамической коллекции Жайыка есть чаши рельефы которых были украшены растительными орнаментами, с изображением всевозможных цветов линий. Декор самих мавзолеев был весьма красочным, от голубых, зеленых, белых, черных цветов до фиолетовых оттеноков. Причем форма плиток тоже была разнообразной от прямоугольной до шестигранной и даже округлой.

В Жайыке очень хорошо было развито кирпичеобжигательное ремесло. Такое производство обычно строили на окраинах города или даже за его пределами, так как оно было весьма грязным из-за большого количества дымного выхлопа. Такая мастерская обычно состояла из нескольких печей. Именно здесь производили материал для мавзолеев, бань и других городских сооружений.  

Чингиз Майсеит
Поделитесь: