Фольклор и его составляющие

28 Ноября 2018, 16:20 11600

Интервью с учеными Национальной академии искусств им. Т. Жургенова

Фольклор – кладезь житейской мудрости и традиций народа. Песни, сказания, пословицы, эпосы и стихи порой передают больше знаний чем монументальные исторические труды. Поэтому в статье главы государства «Семь граней Великой Степи» особняком стоит мысль о важности сохранения и распространения фольклорного достояния Казахстана. Президент предлагает создать специальную антологию, где будут собраны самые яркие и значимые шедевры, вышедшие из-под пера и уст народа. Кроме того, народная музыка также требует отдельного внимания поэтому глава государства отмечает что необходимо создать сборник древних мотивов казахской степи, включающий в себя произведения на национальных инструментах таких как домбра, кобыз, сазсырнай и других.

Казахская Национальная академия искусств имени Т. Жургенова, место где не только занимаются подготовкой высококвалифицированных творческих кадров, но и ведутся глубокие исследования истории национальной культуры. В ракурсе изучения, как музыки, национальных песенных традиций, устного народного творчества, так и традиций казахской национальной одежды.

По словам Шынгыса Ергобека, проректора по воспитательной работе и социальным вопросам Казахской национальной академии искусств им. Т.Жургенова, национальный фольклор играет ключевую роль в становлении личности.

- У этноса или нации у которой нет фольклора, у нее нет будущего, есть одно такое выражение известного драматурга и я с ним полностью согласен.  Потому что фольклор, это показатель давности, показатель того что нация является не просто древней, а представляет состоявшуюся цивилизацию, которая имеет искусство с очень глубокими корнями. Поэтому мы очень гордимся что у нас есть национальный фольклор, который выражается в сказках, айтысах, в сказаниях о наших батырах, то есть в очень широких аспектах нашей общественно-бытовой жизни. Казахский народ испокон веков, кроме письменной литературы имел очень большую и специфичную устную литературу. И эта устная литература, это наше бытие, то что мы есть на самом деле.  И в этом контексте познание национального фольклора – это главный фактор в становлении личности, - отмечает Шынгыс Ергобек.

- Шынгыс Кулбекович, какие интересные проекты связанные с исследованием истории фольклора реализуются академией на данный момент?

- Сегодня в этом направлении казахская Национальная академия искусств реализует очень большой и серьезный проект, который называется «Мәдени өлкетану» - «Культурное краеведение». Работая над проектом, мы исходим от фольклора, а именно от народных песен, сказаний.  Более того мы планируем выпустить целую серию антологий по казахскому фольклору. Вообще нашим фольклором в отечественной науке активно занимался к сожалению ныне покойный ученый-литературовед, критик Рaxманкул Бердибаев. У него есть несколько очень крупных трудов в этой области. Но в целом казахская антология еще в советское время активно публиковалась, были такие серии как «Қазақ халық ертегілері», «Қазақ халық өлеңдері» и другие, считаю, что эту традицию нужно возрождать и продолжать. Потому что без знания наших корней мы не сможем попасть в то будущее, о котором так мечтаем. общем, и «Рухани Жангыру» и «Семь граней Великой Степи» эти труды направлены в первую очередь на самопознание и это самое важно, я считаю.

- Какая работа уже проделана Национальной академией искусств им. Т. Жургенова в направлении изучения национальной культуры?

- Национальная академия искусств, коллекционирует и собирает национальные виды одежды, ведь это тоже часть нашего фольклора, помимо этого, мы выпустили серию антологий казахских песен, она состоит из 70 дисков, мы активно ведем поисковые исследования кюев. То есть в 2016 году мы выпустили большой сборник нот древних казахских кюев, пока это все что мы смогли собрать на данный момент, но перспективы у нас большие. Будем создавать антологию народных сказаний, также песен и кюев.  

- С какими сложностями ученые сталкиваются при сборе сведений о фольклоре?

- При сборе исторических данных о фольклоре мы сталкиваемся с проблемой того что, письменных источников не так много, на базе архивных материалов мы собираем очень много информации, но ведь устные произведения и литература передаются из уст в уста из поколения в поколение. Поэтому мы организовали в прошлом году и в предыдущие годы целую серию экспедиций в регионы Казахстана для сбора необходимых данных. При этом мы не ограничивались только территорией Казахстана, ведь у нас есть очень большие диаспоры в Монголии, Китае и наши ученые выезжали туда. В результате этих исследований нами собран большой пласт материалов, который мы будем публиковать. Но так как письменных источников мало мы опираемся на сообщения людей, записываем их и на это уходит достаточно много времени. Но в целом эта работа у нас поставлена, и я думаю в рамках проектов, которые предлагает Президент, мы сможем реализовать еще ряд направлений.  

Также в Академии планируют создать антологию казахского кино, отмечает Шынгыс Ергобек.

- Безусловно, всем известно, что в Национальной академии искусств имени Т. Жургенова очень креативная и с богатой историей школа кино и телевидения и мы реализуем несколько крупных международных проектов среди них международный фестиваль студенческого кино «Бастау» и другие. Но теперь мы будем больше склоняться в сторону исторического кино. Но если говорить о том какую лепту академия уже внесла в развитие исторического кино в Казахстане, то это в первую очередь я бы хотел отметить кадры. В таких исторических картинках как «Жаужурек мын бала» или те же «Кочевники» и других, основной костяк актеров и режиссёров, это наши выпускники. Мы этим очень гордимся и тот самый исторический экшн, это то направление, которое у нас было в приоритете, оно также остается в наших интересах и получит дальнейшее развитие. То есть мы планируем сотрудничество также с «Казахфильмом» и другими комическими организациями сотрудничать в этом направлении. Но подчеркну, что мы не ограничиваемся только экшн-фильмами, у нас очень развита сфера документалистики и у нас есть целая антология по Казахскому ханству, по тюркскому периоду. На самом деле «Семь граней Великой Степи» это возможность для самореализации творческих людей. На недавнем заседании, в котором участвовали три ректора, наша академия, консерватория им. Курмангазы и КАЗНУИ, а также легендарные творческие личности Казахстана такие как Бибигуль Тулегенова, Аккуштап Бактыгереева поэтесса, и там мы подписали трёхсторонний меморандум о сотрудничестве в рамках инициатив главы государства. То есть мы будем вести исследования совместно, когда мы вместе, мы - сила.

Эльвира Нарибаева, кандидат технических наук, доцент кафедры «Сценография» Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова, художник по костюмам, фэшн-дизайнер, занимается исследованиями казахского костюма.  Она отмечает, что история национальной одежды неразрывно связана с фольклором и также требует отдельного исследования.

- Говоря о нашей культуре, о фольклоре нельзя не отметить о традициях нашей национальной одежды. Я вижу проблему в том, что тема национальной одежды в Казахстане мало изучена, однако она очень активно эксплуатируется. То есть у нас очень много художников как молодых, так и не совсем молодых, которые этой темой активно занимаются. Это может быть использование национальной тематики в современной одежде и жизни. Но суть в том, что многие из них это делают не совсем осмысленно. Ведь прежде чем брать творческий источник, его нужно изучить, причем изучить основательно и серьезно, обдуманно, не только визуально посмотреть и начинать создавать что-то подобное, а углубиться в материал. В лучшем случае при поверхностном подходе к источнику мы получим копирование, в худшем - совсем неудачные варианты одежды, что мы сейчас и наблюдаем.

Для нас для художников для дизайнеров, национальная тематика в одежде очень интересна и любима, но здесь нужен осмысленный подход. У меня сформировался свой метод изучения, и я его предлагаю художникам. Первоначально я исследовала на конкретных примерах, которые нам достались от музеев, или раритетных экспонатов из других источников, после эти экспонаты снимаются на фото, в общем составляется своего рода каталог. Далее я отдельно разбиваю это на разделы: головные уборы, камзолы, платья, обувь и т.д. после всю эту базу я классифицирую по видам кроя, цветовой гаммы, особенности композиции. После этого идет метод трансформации и стилизации традиционного костюма в современный костюм, выяснится какие аспекты национального костюма мы можем использовать в современной одежде.

Такой метод позволяет нам используя сформированную базу и воссоздавать костюм, то есть делать его грамотные исторические копии и также трансформировать его во что-то более модное, но делать все это гармонично и достоверно. У нас большая проблема в том, что не все дизайнеры хорошо знают и изучают орнамент, его мудрость и философию. Вообще, орнамент в традиционном костюме особенно у казахов – это такой огромный пласт, который сложно полностью изучить и охватить, в нем заложен огромный и порой сложный код. Сейчас мы наблюдаем, тенденцию того, когда в костюмах используются орнаменты, которые никогда в одежде традиционно не использовались, а это категорически не грамотно. Поэтому все это нужно изучать не торопясь, чтобы не было стыдно перед нашими предками.

- Какие конкретные результаты вы получили, используя свой метод исследования национальных костюмов?

- Используя свою методологию, я воссоздала четыре образа костюмов в виде ансамбля, все что одевается с головы до ног, включая головной убор, обувь и остальное.  И все эти элементы одежды одеваются послойно как это носилось в те времена и на этом примере я показываю уже метод трансформации костюма.

В исследованиях я пока не беру глубокую древность, то есть работаю с образцами одежды не ранее 19 века. Хотя как говорится в статье Президента, все, начиная от саков и андроновским периодом, это все тоже наше достояние, это также повлияло на формирование нашей культуры. Поэтому нам необходимо это изучать. И у нас в академии запланирован научный проект, на который мы сейчас ищем финансирование он подразумевает глубокое исследование казахского костюма, возможно мы будем выезжать и в регионы, и за рубеж с целью поиска новых образцов. Вообще нам бы хотелось все охватить, после создать базу-каталог этих находок и оцифровать ее чтобы ею могли пользоваться все.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: