Есть ли будущее у малокомплектных школ?

20 Мая 2023, 00:20 4451

В Казахстане 2723 школы признаны малокомплектными. Это почти 40 % от их общего количества.  Больше всего таких учебных заведений в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях и расположены они преимущественно в сельской местности. В коридорах этих школ немноголюдно, нет переполненных кабинетов, а иногда и вовсе приходится объединять несколько классов для проведения занятий, поскольку там всего по 2-3 ученика. О проблемах и перспективах организаций  образования с дефицитом детей читайте в материале Еl.kz.

Село Архангельское находится всего в 35 километрах от Петропавловска. В центре посёлка расположена большая двухэтажная школа, но учатся там только 126 детей. Из-за низкой рождаемости и оттока населения,  учеников с каждым годом становится меньше. В некоторых малокомплектных классах всего по 2-3 ребёнка. Поэтому учителям приходится проводить совмещённые уроки, то есть одновременно заниматься с учащимися двух разных классов.  

«В условиях малокомплектной школы совмещённые классы - это неизбежность, от этого никуда не уйти. Поэтому учителям, во-первых, была предоставлена возможность пройти соответствующую курсовую переподготовку в этом плане. Урок проводится параллельно. Работают с одними,  затем с другими. Естественно, эффективность не очень высокая, мы это прекрасно понимаем. Но, в данной ситуации, это выход из положения. Если посмотреть на статистику рождаемости, то, к сожалению, она не утешительная. В прошлом году, если не ошибаюсь, всего шестеро детей родилось, в этом году пока двое. Но обнадеживает то, что в наш поселок переезжают люди, есть семья переселенцев, у них двое детей, правда они еще не школьного возраста. Есть семья кандасов, там тоже маленькие дети», - рассказал директор Архангельской средней школы Кызылжарского района Сергей Гренадёров.  

Аналогичная картина во многих других селах. Всего по республике насчитывается свыше 2700 малокомплектных школ, к примеру, в Акмолинской области таких 352, столько же и в соседней Северо-Казахстанской, в Костанайской чуть меньше – 296, а в Павлодарской – 212.  В этих организациях образования помимо нехватки учеников есть и другие проблемы, отмечают эксперты. Это  сложность обучения в совмещенных классах, слабая инфраструктура и материально-техническая база, нехватка квалифицированных педагогов, низкая скорость Интернета и недостаток учебных ресурсов.

«Более 40 процентов наших школ - малокомплектные. Это такие школы, где учебный процесс организуется по-особенному, они характеризуются наличием совмещенных классов-комплектов. Школы имеют определенные проблемы в силу отдаленности, в силу того, что там детей мало. В малокомплектных школах учатся всего 190 тысяч учеников, при этом во всех школах страны обучаются порядка 3,8 миллиона детей. Это небольшое количество, но это все дети нашего Казахстана, и мы должны обязательно обратить внимание именно на вопросы малокомплектных школ», - отметила первый вице-министр просвещения РК Шолпан Каринова.

Проблеме малокомплектных школ было посвящено выездное заседание Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК. Встречу провели в Петропавловске. Прежде чем приступить к конструктивному диалогу и обсудить насущные вопросы депутаты, а также чиновники от образования посетили ряд сельских школ, пообщались с учителями и ознакомились с ситуацией на местах.

«Наш Комитет проводит свое первое выездное заседание. Тема очень актуальная - вопрос развития и поддержки малокомплектных школ. Проблем немало. Здесь мы не исполнительный орган, мы, как орган, представляющий законодательную власть, говорим о том, какие Парламенту нужно принять законодательные поправки для того, чтобы решить актуальные вопросы малокомплектных школ. Сегодня мы хотим с отделами образования, с директорами школ, с педагогами обсудить эти поправки, насколько они, по их мнению, актуальны, насколько они позволяют решить имеющиеся проблемы, и какие у них есть предложения »– пояснил Председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Асхат Аймагамбетов.

В ходе встречи эксперты подчеркнули, что есть такие малокомплектные школы, которые,  не уступают обычным по качеству знаний.  Это демонстрируют ученики,  принимающие участие как в республиканских, так и в мировых исследованиях. В одном из недавних срезов североказахстанские школьники показали довольно хороший результат, хотя в регионе почти 80 процентов школ  относятся к категории малокомплектных. При этом, в Министерстве просвещения принимают комплекс мер по улучшению ситуации в учебных заведениях с малым количеством детей.

«Мы сейчас вносим изменения, совершенствуем образовательные программы. Мы понимаем, что учителю сегодня нужно методическое, менторское сопровождение. Если раньше одним из лучших методов профессионального развития педагогов были курсы повышения квалификации, то в настоящее есть необходимость в школьном сопровождении в части планирования уроков, оценивания и обеспечения результативности. В этой части мы сейчас работаем. Кроме того, второй год мы проводим мониторинг образовательных достижений, который показывает результаты обучения детей и предоставляем каждой школе их результаты, чтобы   точечно помогать улучшить качество знаний. И ещё одно направление - это цифровизация образования. Без этого обойтись нельзя. Нами начата работа по оцифровке учебников, 80 процентов всех учебников которые сейчас есть, имеют свои аналоги цифровые. Эту работу мы будем завершать. Наряду с бумажными традиционными учебниками у детей должен быть доступ к их цифровым версиям, которые будут пополнены материалами с виртуальными уроками, что сейчас очень удобно для детей» -  сообщила первый вице - министр просвещения РК Шолпан Каринова.

Кроме того, в Актюбинской области сейчас реализуется пилотный проект, который планируют внедрить и в других регионах. Он нацелен на улучшение качества образования в малокомплектных школах и снижение разрыва знаний между городскими и сельскими школьниками.  Суть в том, что для учащихся малокомплектных учебных заведений лучшие педагоги специализированных школ, гимназий и лицеев проводят дистанционные уроки, тем самым помогая учителям из глубинок.   Эксперты отмечают, школы в сёлах нужно и важно сохранять, поскольку это напрямую влияет на отток населения, но при этом и образовательный процесс должен быть на уровне.

По данным Управления образования СКО, в регионе из 465 школ  77,5 % малокомплектные. В 170 населенных пунктах области учебных заведений нет вообще.  Для 1618 учащихся организован ежедневный подвоз к школам, расположенным в соседних сёлах, и ещё около тысячи детей проживают в 50 пришкольных интернатах. 

В том, чтобы школы не закрывали из-за нехватки учеников, заинтересованы как родители, так и учителя. В социальных сетях Петропавловска периодически появляются публикации с призывом переехать в тот или иной населенный пункт. В тексте так и пишут: "село нуждается в семьях, где есть дети школьного возраста". Одно из таких объявлений разместили жители села Дружба Северо-Казахстанской области. Там в сельской школе осталось всего 38 учеников, и если не спасти ситуацию сейчас, последствия могут оказаться печальными. При этом поселок неперспективным назвать сложно. Есть и клуб с тренажерным залом, и фельдшерский пункт, и спортивный корт,  во многие дома проведено водоснабжение. Но, несмотря на это, люди всё равно уезжают. Молодёжи практически не осталось.   

«Этот вопрос назревал давно. С каждым годом уменьшается количество детей в нашей школе, поэтому возникла такая необходимость. Школа 1967 года постройки, но она в отличном состоянии. У нас стопроцентно укомплектован педагогический коллектив. Совместителей нет. А детей мало. Молодежи нет в селе практически, все уже пенсионного или предпенсионного возраста. Рождаемость очень низкая. А так, все условия созданы в школе, есть мини-центр, тепло, здание двухэтажное. На 150 мест рассчитано. Но сейчас только 38 учеников. Есть совмещенные классы-комплекты.  Мы хотим предотвратить реорганизацию школы, поэтому посоветовались с педагогическим коллективом и разместили это объявление. В 11 классе двое детей у нас, оба ЕНТ будут сдавать.  В девятом классе всего один ребёнок. В этом году аттестацию проходим, дети удачно прошли тестирование. Есть потенциал и учительский и ученический, мы не хотим это все потерять» , - пояснила директор Интернациональной средней школы Рахима Сарсенева.

На призыв переехать в село Дружба, что в двухстах километрах от Петропавловска, откликнулись многие – говорит директор школы. Звонили даже из южных областей страны и Алматы.  Среди тех, кто задумался сменить место жительства, немало многодетных семей. Но теперь возникла другая проблема, как обеспечить их всех жильём. Этот вопрос сейчас прорабатывают совместно с сельским акимом.

Точно также за сохранение своих школ борются и в других сёлах области, приглашая к себе новоселов. Ведь, как показывает практика, там, где больше нет учебных заведений,  со временем увеличивается количество пустующих домов. А это уже совсем другая история.  

Нургуль Орынбайкызы
Поделитесь: