Национальный павильон Казахстана «Жеруйык: Путешествие за горизонт», недавно завершивший свою работу на Венецианской биеннале искусств 2024, предложил глубокое исследование «чужеродности» через призму деколониального футуризма и культурного переосмысления.
Кураторы павильона Данагуль Толепбай и Анвар Мусрепов обратились к древним легендам и духовным традициям, чтобы бросить вызов и расширить традиционные представления об идентичности, принадлежности и непохожести, рассказывает ИА El.kz со ссылкой на Artdaily.com.
Выставка отразила стремление Казахстана вернуть себе место в мировом художественном диалоге, объединив мудрость предков с футуристическими представлениями. Павильон представил страну, переосмысливающую себя посредством художественных инноваций и культурного возрождения. Благодаря своему всеобъемлющему повествованию павильон предложил зрителям представить будущее, в котором древние мифы и современные реалии сосуществуют в гармонии, воплощая мир, основанный на традициях, но открытый бесконечным возможностям.
В центре его был Ерболат Толепбай, ключевая фигура, чье искусство и видение определили повествование о павильоне. Творчество Толепбая, известного своими всемирно известными работами, глубоко связанными с казахским наследием и принесшими ему французский орден кавалера в области искусства и литературы, глубоко проникнуто духовностью. На эту духовную глубину, вероятно, повлияла его мать, целительница, посвятившая себя помощи другим, которая привила ему мировоззрение, основанное на гармонии и божественном порядке. Его произведения отражают Божье творение с помощью округлых, сбалансированных форм, которые навевают покой и созерцание. В отличие от разрушительной энергии, которую он ощущает во многих произведениях современного искусства, Толепбай стремится создать ощущение божественного равновесия, приглашая всех зрителей открыть для себя личный смысл его работ.
Толепбай рассматривает свое участие как шанс представить казахстанское искусство в глобальном контексте.
Я всегда рассматривал свою работу как часть мирового художественного движения, - делится он. - Биеннале - это уникальная платформа для участия нашей страны в международном диалоге по культурному обмену. Наша нация, с ее богатым наследием, заслуживает того, чтобы ее увидели и признали.
Изучение смысловых слоев в искусстве
На художественное видение Толепбая глубокое влияние оказали его ранние впечатления и бурная история Казахстана. Его культовая работа "Конец света" (1985) отражает страх и предвкушение поколения, омраченного ядерной угрозой, сочетая апокалипсис с проблеском надежды на обновление. Он объясняет: «Это символизирует ужас краха цивилизации, но также намекает на новую жизнь, возникающую из разрушения». Его более свежая работа «Новое дитя». Возрождение отражает непрекращающиеся глобальные конфликты и борьбу человечества за гармонию, заключенную в напряженную эллиптическую композицию, которая воплощает его уникальную интерпретацию космического и духовного равновесия.
Искусство как мост между культурами
Искусство Толепбая также служит связующим звеном между казахскими культурными символами и универсальными темами. Хотя его новые работы, возможно, не отражают открыто традиционные казахские мотивы, они перекликаются с более глубокой сутью его наследия.
Куполообразные формы на моих картинах перекликаются со структурой юрты, представляя собой космическую модель вселенной, - отмечает он, подчеркивая, как казахские символы могут быть переосмыслены, чтобы внести свой вклад в более широкое, глобальное культурное повествование.
Эта философия перекликается с главной темой биеннале "Иностранцы повсюду", которую павильон интерпретирует как призыв к преодолению границ и укреплению межкультурного взаимопонимания.
Участие Казахстана в Венецианской биеннале 2024 года является важной вехой, поскольку страна всего во второй раз принимает участие в этом престижном международном мероприятии. Для художника Ерболата Толепбая этот момент имеет огромное значение.
Международная аудитория только начинает открывать для себя Казахстан, - объясняет он, подчеркивая, что культурный и художественный путь страны на мировую арену все еще находится на ранней стадии.
С момента обретения независимости Казахстан быстро зарекомендовал себя как одна из сильнейших экономик в регионе, и теперь акцент смещается.
Пришло время более активно инвестировать в культурное и художественное развитие, - добавляет Толепбай, подчеркивая, что проекты, подобные этому павильону, служат ориентирами для будущих поколений художников.
Несмотря на географическую удаленность от крупных культурных центров, Толепбай считает, что такого рода экспозиция имеет решающее значение для роста Казахстана. Он сравнивает национальный интерес к биеннале с энтузиазмом, который вызывает Олимпиада, отмечая, что, казахстанский министр культуры, даже впервые посетил мероприятие с официальным визитом. Толепбай надеется, что присутствие Казахстана на биеннале станет традицией, внося свой вклад в более богатую и разнообразную мировую художественную сцену.
Размышляя о концепции казахского искусства, Толепбай бросает вызов традиционным категориям.
В нашем контексте разделение на современное и академическое искусство на самом деле не проводится, - объясняет он.
Казахское искусство основано на наследии кочевников, где вместо портретов маслом или классических скульптур культурное выражение заключается в замысловатых символических тканях, предназначенных для путешествий. Он подчеркивает, что европейские художественные практики пришли в Казахстан только в 20 веке, поэтому все казахское искусство по своей сути современное. Он надеется, что посетители избавятся от европоцентризма и оценят богатство культуры, которая не поддается общепринятым ярлыкам.
Толепбай на протяжении всей жизни глубоко предан своему ремеслу.
Живопись - это не просто профессия или увлечение, это способ общения с миром, - делится он.
Его стремление очевидно: создавать произведения, которые находят отклик у поколений. Его мечта - увидеть, как казахское искусство получает признание, которого оно заслуживает, и вдохновлять молодых художников на расширение творческих границ.
Работы художника также несут в себе глубокое экологическое понимание, часто изображая красоту доиндустриального Казахстана. Его картины напоминают о мире, где природу почитали, наполняя землю духовной энергией.
Реки, деревья и земля почитались как предки, - размышляет Толепбай.
Он считает, что такое мышление могло бы вдохновить современное общество относиться к планете с большей заботой.
Если бы мы могли перенять хотя бы часть этого осознания, - предполагает он, - мы могли бы избежать жестокой эксплуатации, которая стала таким обыденным явлением.
В своем творчестве Толепбай не только передает дух своей родины, но и призывает к более уважительному и взаимосвязанному отношению к миру природы.
Уникальный подход к художественному творчеству
Работа Толепбая - это процесс постоянного развития, отмеченный глубоким чувством ответственности. Его искусство не поддается тиражированию, и каждое произведение является результатом многолетних размышлений и постоянного пересмотра.
Иногда я намеренно оставляю работы незаконченными, предлагая зрителям дополнить образ в своем воображении, - объясняет он.
Такой подход способствует установлению связи, при которой зрители становятся соавторами, сохраняя суть произведения искусства еще долго после того, как покинут выставку.
В то время как Казахстан вновь заявляет о себе на мировой художественной сцене, работы Толепбая являются глубоким символом культурного обновления и художественного поиска, предлагая заглянуть в мир, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в гармоничном видении.