«Древнее Рима»: Археологи обеспокоены разрушением древних памятников в Баянауле

1 Мая 2022, 14:00 6563

Баянаульский район по праву зовется жемчужиной Павлодарской области. Но ценность его не только в живописных местах, чистых озерах и необычных скалах. Здесь находятся древние памятники истории и культуры, возраст некоторых из них исчисляется десятками тысяч лет. Специалисты Margulan Centre Павлодарского педагогического университета уже не первый год пытаются обратить внимание на проблему разрушения этих бесценных археологических объектов и просят представителей власти помочь в их сохранении.

По мнению директора научно-исследовательского центра Тимура Смагулова, историко-культурный потенциал Баянаула сегодня используется максимум на 10% от той возможности, которая есть. Он окружен множеством археологических объектов, древнейшие из которых относятся к каменному веку. От самых предгорий и далее по родникам и берегам озер рассредоточены поля древних поселений и захоронений.

Это наша история

Специалисты научного центра занимаются не только изучением, но и музеефикацией этих объектов. Это прекрасная возможность приобщить огромные слои населения к истории и культуре нашей страны. По словам Тимура Смагулова, в обычный краеведческий музей в год приходят тысячи людей, а туристическую зону Баянаул до пандемии по официальным данным в 2019 году посетили свыше двухсот тысяч человек за сезон. Это огромная аудитория. Поэтому посещаемость археологических объектов Баянаула после их музеефикации будет гораздо выше, чем в тех музеях, которые находятся во многих наших городах, считает директор научно-исследовательского центра.

Кроме того, археологические памятники будут востребованы не только местными жителями и гостями Баянаула, но и зарубежными туристами, у которых будет сформировано представление о нашей стране, как о крае богатом историей своей самобытной кочевой цивилизации.


«История там будет оживать. Когда человек может не просто подойти в музее к витрине, где артефакты с этикеткой спрятаны под стеклом и пылятся там десятилетиями, а походить среди руин древнего поселения, притронуться к древним каменным гробницам. Там стоят целые саркофаги из плит, возраст которых три с половиной тысячи лет. Это очень древние времена. Там есть и наскальные рисунки – петроглифы», - рассказывает Тимур Смагулов.

К слову, современные вандалы там тоже оставляют свои граффити. Поэтому древние изображения, нарисованные охрой (минеральной краской) и выбитые на камне, тоже нуждаются в охране. Это великолепные памятники наскального искусства, которые по мнению историков и археологов должны быть доступны людям.

Древнее Рима

Местность, где располагается один из крупных некрополей эпохи бронзы, находится в небольшой долине между рядами двух сопок, недалеко от озера Торайгыр с видом на скалу Кемпиртас, среди туристов называется «Долиной каменных гробниц».


Как отмечает заведующая Лабораторией экспериментальной археологии Елена Тушева, которая проводила раскопки, люди всегда селились в тех местах, где были сосредоточены их основные ресурсные базы. Именно в данной местности они сходятся. Там есть металлы, для плавки – золото, оловянистые и медные руды. Разрабатывая их, люди могли производить оружие, украшения и орудия труда, не преодолевая сотни километров. Также урочище Кемпиртас является и поныне очень удобным для выпаса скота и обладает благоприятными условиями для того, чтобы заниматься придомным земледелием.

«Большое количество погребений говорит о том, что представители этой эпохи жили тут достаточно долго и большим коллективом. В урочище зафиксировано несколько генераций именно семейно-родственных некрополей. Несколько крупных семей жили на этой территории и у каждой семьи был свой отдельный некрополь. Так вот, несколько этих некрополей и составляют данный погребальный комплекс», - пояснила Елена Тушева.

Буквально в нескольких метрах от этого места, через дорогу находятся жилищные западины, где было поселение. На расстоянии 1,5-2 километров найдены петроглифы, которые ученые соотносят с эпохой бронзы. Также неподалеку расположены так называемые «чудские копи» – это древние шахты по добыче руд. Весь этот комплекс представляет собой большую ценность для исследователей и показывает все многообразие культурной и материальной жизни того времени.


В обследованной и музеефицированной части археологического памятника туристы могут увидеть несколько расчищенных погребений эпохи бронзы, древностью более трех тысячелетий. Погребения стоят на том же месте, где были возведены тысячелетия назад. Археологи лишь частично приоткрыли сооружения, чтобы туристы могли их увидеть.

«Человеческих останков там нет. Мы их изъяли. Они находятся у нас в лаборатории на изучении. Среди них есть мужские, женские погребения и целый комплекс детских захоронений. Материалы этого могильника очень четко показывают насколько развиты были семейные связи у людей того времени: в детские погребения ставились горшочки с пищей, сверху они накрывались, специально изготовленными крышками из камня или глины, а внизу сопровождались имитацией огня, чтобы ушедшие дети потребляли эту пищу в теплом виде. В представлении людей того времени все эти метафорические процедуры должны были обеспечить, во-первых, переход ушедших детей в потусторонний мир к ближайшим кровным родственникам (бабушкам, дедушкам), а, во-вторых, их наиболее комфортное существование в ином мире. Благодаря этому очень хорошо прослеживается родительская внутрисемейная забота и родовые связи. Детская смертность в древности была несоизмеримо высока по сравнению с нашим временем в силу развития медицины. Повреждений на детских останках не найдено, поэтому мы склонны полагать, что дети погибали вследствие развития инфекционных заболеваний и воспалительных процессов», - рассказала Елена Тушева.


О том, что Баянаул очень богат на залежи различных руд, известно во многом благодаря работам академика Каныша Сатпаева. Целый ряд месторождений олова, меди, золота находится на территории близкой к Баянаулу, либо в его горах. Естественно, древнее население знало эти залежи и подземные кладовые, использовало их и, соответственно, проживали поближе к этим местам. Эти люди являются представителями первых древних металлургов на этой земле.

К сожалению, захоронения Долины каменных гробниц были разграблены уже в последующие эпохи. Так повелось, что, когда в степи один народ сменяет другой, те, кто приходит на новое место, нарушают могилы предыдущих хозяев для того, чтобы закрепить за собой эту землю, согласно мысли: «если в данной земле лежат мои предки, значит это моя земля». Соответственно, останки людей из древнейших погребений извлекались, а рядом «приемниками» сооружались новые погребения. Иногда, чтобы умилостивить потусторонних духов, в древние гробницы помещали символические откупы и подношения в виде жертвенной пищи или бракованных предметов. Более или менее в потоке истории уцелели только неприметные детские захоронения. Другие сохранились лишь частично.

«Долина каменных гробниц», где изучаются памятники эпохи бронзы, намного древнее Рима, практически на тысячелетие. Это памятники оставили древние рудокопы, которые добывали там золото и плавили бронзу. В урочище Кемпиртас есть древние выработки на золото и медь. Они неизвестны туристам, о них знают только археологи. Первые работы по исследованию в данной местности краеведы начали со второй половины прошлого века. В 80-ые годы были проведены первые раскопочные работы на нескольких погребениях. Специалисты Margulan Centre приступили к исследованию могильника Кемпиртас в 2017 году, в этом году планируют их продолжить.

«Мы хотим, чтобы этот памятник был не только зрелищным и понятным любому туристу, и посетителю, но и более полно и научно отражал древнюю самобытную культуру Баянаула, поэтому работу следует проводить комплексно. Но так как у нас нет никакого системного финансирования на этот счет, дела продвигаются не очень быстро, обходиться приходится собственным энтузиазмом, усилиями полевой практики Вуза, поддержкой местного населения и сочувствующих коллег,» - объяснила Елена Тушева.

По следам истории

Скала Кемпиртас - очень живописный туристический объект, но вокруг него существует огромный историко-культурный контекст, связанный не только с археологией. Значительное количество здешних топонимов и легенд повествуют о знаковых вехах истории казахской государственности. Например, есть место, где по приданию находилась ставка Абылайхана и где Абылая поднимали на белой кошме, провозгласив ханом Среднего жуза.

Также в Баянауле имеется огромное количество мест, связанных с нашими выдающимися современниками - академики Бектуров, Маргулан, Чокин. В начале прошлого века известный исследователь Сибири и нашего края - Петр Людвикович Драверт обнаружил на берегу озера Жасыбай и описал грот с древними изображениями людей.


Древности Баянаула привлекали людей уже очень давно. Путешественники начала XX века пишут о купце Сорокине, у которого возле магазина в Баянауле было установлено каменное изваяние. У этого купца сосредотачивались значительные археологические коллекции из окрестностей Баянаула. Это говорит о том, что первые попытки собирания, описания и изучения культурного наследия Баянаула предпринимались еще в период существования Российской империи, задолго до советских времен.

Очень много о ценности и роли Баянаула для нашей страны писал уроженец Павлодарской области, академик Маргулан. С 1947 года свои изыскания в Сарыарке проводили отряды первой академической археологической Центрально-Казахстанской экспедиции, которую он возглавлял много лет.

Пещера Коныр-Аулие

Это уникальный объект республиканского значения, который стал сакральным ландшафтом еще в древности. Другое ее название - Аулиетас. Есть очень много источников, датируемых XVIII-началом - XX веков, где встречаются упоминания об этой пещере, как о святом месте. Пещера сама по себе неглубокая, и состоит из трех последовательно сужающихся гротов. На ее дне, в сердце скалы есть небольшое углубление, которое называется «Казандык». В нем естественным путем скапливается вода. Многие поколения паломников верят в святость и чудодейственность этой воды.


Наиболее широко известна сейчас легенда о том, что в пещере жил святой человек, по воле Всевышнего переживший Всемирный потоп и вынесенный на бревне к пещере потоком воды, но, по мнению, ряда исследователей это фольклорный «новодел». Если вас манит тайна священной пещеры или вы хотите почувствовать древнюю духовную мощь, то посетите ее обязательно, но помните, кроме современной версии, об этом месте есть не только масса старинных легенд, но и научные публикации. С глубокой древности к святой пещере стекались тысячи паломников. Есть сведения еще досоветского периода о том, что люди приезжали сюда с целью исцеления от различных недугов, в том числе и бесплодия. Паломничество к пещере продолжается и в наши дни. Сложились новые ритуалы и способы очищения и приобщения к сакральному. В последнее десятилетие вокруг пещеры были проведены разведочные работы и произведены раскопки, благодаря чему были найдены древние поселения и погребения, которые также исследуются сотрудниками центра.

«Мы мечтаем создать небольшой музей в долине у подножия горы, где находится Коныр аулие, чтобы раскрыть потенциал этого уникального места, как сакрального и природного объекта. С этой целью мы взяли пробы воды и воздуха внутри пещеры, и направили на исследование в лабораторию, чтобы определить их состав и понять, есть ли на самом деле в этом месте что-то действительно необычное или это просто сила самовнушения», - говорит Тимур Смагулов.


Несмотря на волшебную силу, которую приписывают воде в пещере Коныр-Аулие, пить ее нельзя. Об этом говорит и местный смотритель-шыракшы Алтынбек Курманов, который встречает и консультирует туристов о том, как правильно себя вести в этом месте.

Абет Булак и Айман Булак

Заведующая лабораторией «Рухани Жангыру» Margulan Centre Енлик Абеуова рассказала, что исследовательскую работу их центр ведет уже более 15 лет, но развитием направления историко-культурного туризма начали заниматься только с 2017 года. Благоприятные условия для этой работы создали на базе программы «Рухани Жангыру» и особое внимание к сакральным объектам, находящимся на территории Казахстана. 

«Если говорить о сакральных объектах, то их наибольшая концентрация находится именно в Баянауле. Со временем возникла необходимость популяризировать эти объекты. Ведь не только туристы, но и местные жители зачастую не догадываются о том, что здесь находится столько древних и значимых исторических объектов», - говорит Енлик Абеуова.

Не менее интересный исторический объект Баянаула - Абет Булак. Это родник, вытекающий из-под горной гряды, которая нависает над озером Торайгыр. По историческим и этнографическим источникам на берегах озера находились родовые зимовки ряда выдающихся биев казахского народа Шона и Торайгыра, в том числе и дедушки Султанмахмута Торайгырова. В его честь и был назван родник и все урочище.


«Исследуя историю округи озера Торайгыр, мы подняли архивные материалы, фотографии этих зимовок, сделанные еще Дмитрием Багаевым в 20-30-ые годы прошлого века. Мы ведем здесь раскопки и хотим в дальнейшем это место также музеефицировать, чтобы объект стал доступен для экскурсий» ,- поделился планами Тимур Смагулов.

Абет Булак течет в глубине ущелья, над которым возвышается сразу несколько наиболее высоких горных пиков Баянаула; к густым зарослям черной ольхи и шиповника на его берегах неслышно и грациозно с горных кряжей, словно с небес, архары спускаются на водопой. Это очень красивое, укромное, совершенно неисхоженное туристами место.

В нескольких сотнях метров от Абет Булака расположен еще один родник - Айман Булак. Там родился и рос Шакен Айманов. В паре метров от руин фундаментов старинных зданий, под козырьком скального навеса найдена еще одна группа древних наскальных рисунков.

У специалистов центра имеется обширный опыт по развитию историко-культурного туризма в регионе. В 2017-2018 годах они проводили экскурсии, разрабатывали небольшие тематические туристические маршруты и апробировали их. По словам Енлик Абеуовой это был очень интересный опыт и для туристов, и для самих ученых. Так как гиды дают лишь обобщенную информацию, а ученые могут рассказать очень много интересных фактов, которые становятся известны каждый полевой сезон и неизвестны простым экскурсоводам.


«У нас есть археологические отряды «Жасыл Ел». Мы с ними занимаемся исследованиями. Отряд состоит в основном из студентов нашего университета, но принять участие в полевых работах могут все желающие. Опыт прошлых лет наглядно это показывает. Ежегодно с нами на раскопки выезжают волонтеры из числа студентов и школьников разных учебных заведений области. Среди участников мы проводим различные конкурсы, чтобы у них был стимул расти в этом плане и пробуждался все больший интерес к малой родине. Я сама когда-то была студенткой и начинала также добровольцем на раскопках, а впоследствии стала работать в центре, уже как сложившийся специалист», - вспоминает Енлик Абеуова.

Сакские курганы озера Торайгыр и курган с «усами»

На расстоянии чуть более 100 м от озера Торайгыр сохранился уникальный памятник. Ему около 2,5 тысяч лет. Он звучно называется «Сакские курганы озера Торайгыр», который расположен в очень интересном месте. Там, где сопки и горы смыкаются у берегов озера, есть открытая площадка, в центре которой расположено древнее сооружение - курган с «усами». Так называются древние святилища сакской эпохи. Они представляют собой каменную насыпь, от которой отходят две каменные дуги - выкладки из камней. Из-за того, что они расположены полукругом, их называют «усами». Эти выкладки всегда ориентированы от кургана к точке восхода солнца. Если встать между ними рано утром на рассвете, солнце начнет появляться над концами гряд.

«На этих курганах когда-то проводили раскопки. Причем неоднократно. У нас возникла идея – восстановить эти курганы, открыть так называемые «усы», сделать доступным для туристов это святилище. В течении нескольких лет там работали студенты, школьники, наши научные сотрудники, приезжали исследователи из других стран, проводились международные археологические школы», - рассказал Тимур Смагулов.


Этот проект совершенно не коммерческий. Идея его заключается в том, чтобы сохранить эти археологические объекты и сделать их доступными для туристов.

После завершения учебного года в Баянаул вновь выедет учебно-полевая практика, где студенты историки начнут осваивать и постигать азы археологии. Все желающие поучаствовать в этом увлекательном и общественно-значимом событии могут присоединиться к экспедиции.

Что мы оставим после себя

К сожалению, многие из археологических памятников еще с советских времен находятся на территории зон отдыха, некоторые были разрушены при строительстве автодорог. Одна из дорог прошла между курганами, непосредственно по территории археологических раскопок, которые проводили археологи. Несмотря на то, что там стоял охранный знак и было написано, что это «Сакские курганы озера Торайгыр», строители проложили здесь автодорогу.

На развитие Баянаула сейчас привлечены значительные ресурсы. Тимур Смагулов считает, что это прекрасно и наше государство занимается развитием этой территории. По словам Тимура Смагулова, археологи, историки, краеведы хотят тоже внести в это начинание свою лепту. Сейчас музеефикация историко-культурного наследия Баянаула ведется исключительно силами вузов: сюда выезжают ученые и волонтеры на полевые практики.

«Мы уже несколько лет просим произвести ограждение наиболее ценных археологических памятников, которые уже исследованы, могут быть музеефицированы и посещаться организованными туристами. Проблема в том, что после археологов сюда приходят вандалы и разрушают их. В прошлом году были разрушены древние гробницы возле скалы Кемпиртас. Приехали стихийные посетители, разрушили там все, перевернули каменные плиты. Наш сотрудник Елена Тушева вместе с коллегами из Павлодарского краеведческого музея впоследствии выезжала на это место и восстанавливала разрушенные гробницы. Мы каждый год очищаем все от мусора, облагораживаем. Уже неоднократно обращались к районному акимату с просьбой произвести ограждение памятника в целях сохранения этих исторических объектов, чтобы был ограничен доступ для посторонних людей и туда не заходил скот», - рассказывает Тимур Смагулов.

То же самое касается и «Сакских курганов озера Торайгыр». Археологам приходится каждый год повторять свою работу, приходить и возвращать все на прежние места. Помимо ограждений нужны указатели, съезды с автодорог, чтобы к этим местам могли пройти туристы.

В районе озера Жасыбай сосредоточено свыше ста археологических памятников. Это захоронения, древние святилища и так называемые поселения кочевников. Все это расположено в окрестностях горы Найзатас, на выезде из Жасыбая, в сторону пещеры Коныр-Аулие. Древние объекты укрыты толщей земли и обычному человеку их не видно.

«Хотелось бы, чтобы при формировании стратегии и программ развития туристических зон, современной инфраструктуры, которая безусловно должна быть в Баянауле, был произведен учет и историко-культурного наследия, чтобы при проектировании генеральных планов поселков, к примеру, того же самого райцентра Баянаул, учитывался историко-культурный потенциал, соблюдалось законодательство по охране культурного наследия. Чтобы те исследования, которые проводят археологи, носили созидательный характер, служили для создания музеев под открытым небом, для развития туризма, а не были крайними мерами спасения, когда мы вынуждены раскапывать археологические памятники, потому что на них производятся строительные работы, или идет распашка пожарозащитных полос. Например, в районе села Егиндыбулак мы наткнулись на разрушенное средневековое изваяние. По нему когда-то просто прошлись трактором с плугом, и оно было разрушено на мелкие кусочки. Хотелось бы, чтобы, созидая в одном месте, мы не разрушали в другом. Потому что второго Баянаула уже не будет. Мы можем заново построить какой-то дом или автодорогу, но мы не сможем вернуться во второе тысячелетние до нашей эры и заново воссоздать, например, могильник андроновской культуры», - говорит руководитель центра.

Миссия исследователей этого учреждения заключается не только в том, чтобы создать археологический музей, куда будут приходить люди, но и в том, чтобы внести эти памятники в список охраняемых объектов.

Фото из архива Margulan Centre

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: