Достигая максимальных результатов

13 Сентября 2017, 18:42 3811

Какой титанический труд стоит за цирковным выступлением – об этом знают лишь сами исполнители, и никто другой

В цирковом выступлении взору восхищенных зрителей всегда предстает конечный продукт тяжелых репетиций артистов. Какой титанический труд стоит за всем этим – об этом знают лишь сами исполнители, и никто другой.

Участница одного из самых перспективных цирковых дуэтов страны, Мерекекызы Назерке, вместе со своей напарницей готовится покорить не только казахстанские, но и мировые вершины. У столичных девушек есть все шансы для того, чтобы зимой 2018 года представлять Казахстан на главном цирковом фестивале мира в Монте-Карло.  Для того, чтобы не ударить лицом в грязь в соперничестве с лучшими артистами мира, девушки усердно тренируются и готовят уникальный номер. Как выяснилось, выдержать нагрузку номера не сумели даже крепкие подготовленные парни.

- Назерке, является ли ваш номер уникальным, и если да, то в чем именно заключается его уникальность?

- У нас есть как рекордные, так и эксклюзивные трюки. По крайней мере, девчонки их не исполняли точно. Во всем мире. В частности, мы выполняем тройной и четверной баланс: одна девушка стоит у другой на голове, причем кверху ногами. Конечно, аналогичные номера исполнялись, однако, как правило, внизу всегда стояли парни, потому что это – огромная нагрузка. В нашем номере внизу стоит девушка – то есть, я. Подобных прецедентов, повторюсь, не было еще нигде. В этом же номере, стоящая сверху артистка жонглирует мячом на голове – это, к слову, считается рекордным трюком. Его также до нас не исполнял никто, и вся его сложность заключается в том, что здесь идет тройной баланс. Сейчас объясню, из чего он состоит: я и стоящая на мне Йока уже представляем собой один баланс. Кроме того, я стою на сигвее, что является вторым балансом, а мяч на голове у моей партнерши вершит нашу пирамиду и составляет третий баланс. Отсюда и его название – тройной. Для фестиваля в Монте-Карло мы готовим еще два трюка, которые также являются уникальными. Расскажу вам о пятерном балансе. Здесь пирамида выглядит следующим образом: сигвей, на нем лестница, на лестнице я, на мне стоит напарница головой вниз, и мы обе держим во рту зубники – специальные цирковые инструменты для балансировки. На моем зубнике в данный момент пока что стоит копье, но мы ищем более интересные варианты. Я сейчас не могу сказать, чем м именно заменим копье, но мы хотим действительно удивить публику в Монако. Также, мы готовим номер «Кронштейн», или «Антипод». Этот номер девушки, возможно, и делали, но лет шестьдесят назад. Он выполняется следующим образом – также, как и прошлом номере, у меня на голове стоит напарница и крутит ногами специальный цилиндр длиной в 1 или 1,5 метра. Номер осложняется еще и дополнительным трюком – у каждой из нас в руках дополнительный баланс в виде палочек, которые мы также раскручиваем. Если все пойдет по плану, то все эти номера будут полностью готовы к фестивалю. В принципе, мы уже выполняем вышеперечисленные трюки, однако на публике именно их мы еще не показывали. Пока, что называется, дошлифовываем их, отрабатывая до идеального варианта.

- Расскажите о фестивале в Монте-Карло, куда вы так усердно готовитесь.

- Международный фестиваль в Монте-Карло – самый главный цирковой фестиваль. На него отбираются только лучшие артисты со всех стран. Для циркового артиста участие в нем – показатель очень серьезного уровня мастерства.

- Каким образом к вам пришла в голову идея об этом номере?

- Я окончила эстрадно-цирковой колледж им. Жусупбека Елебекова в прошлом году. Там я отучилась четыре года и сразу же устроилась на работу в Столичный цирк. Хочу подчеркнуть, что номер, о котором мы с вами говорили, мы подготовили за десять месяцев. Мы хотели даже завершить его еще раньше, но оказалось, что нам банально не хватило времени. Поэтому, изначально у нас был немного другой номер, а сейчас мы его дополнили и усилили. Чтобы иметь возможность нормально все отрабатывать, мы тренируемся четыре часа вместо положенных двух. Это и позволило нам научиться его выполнять за десять месяцев.

- Каким же был номер изначально?

- Изначально он представлял собой штейн-трапе – или по-другому, номер на качелях. С этим номером, кстати, я и окончила свой колледж. Это также рекордный трюк, который до нас не выполняли девушки. По хорошему, его нужно видеть. На качелях стоит специальная «капелька», на которой стою я вниз головой, а в одной руке я держу свою напарницу. Она не висит неподвижно, а делает гимнастические завороты тела, и мы вместе поднимаемся на высоту десять метров. До нас никто не делал в этом положении гимнастические завороты. Могу вас заверить, это тоже очень сложный номер.  

- Как вы попали в цирк? Были ли среди ваших родственников цирковые артисты?

- Откровенно говоря, я пришла в цирк случайно. Раньше я хотела быть танцовщицей, но в хореографическом училище не остались гранты. Потом меня пригласили учиться на циркового артиста. Так я и попала в цирк. Первые полгода я училась на платной основе, затем меня перевели на грант. Изначально мне было немного сложно – я была чересчур гибкой, и поэтому мои эластичные мышцы плохо выдерживали большую нагрузку. Я много и усердно тренировалась, не позволяя себе брать ни выходные, ни устраивать праздники. Поэтому, я не понаслышке знаю, что быть цирковым артистом – это большой и кропотливый труд. Учитывая то, каким образом я пришла к цирковому искусству, возможно, это моя судьба. По идее, придя в цирк, я хотела стать воздушной гимнасткой, но номеров в этой сфере очень много. А мне хотелось, чтобы меня знали все. Получается так, что мои мечты начинают потихоньку сбываться.

- Расскажите теперь о вашей напарнице. Вы подруги?

- Ее зовут Йока Конырбаева. Моя напарница старше меня, ей 28 лет. Кроме того, она является дочерью циркового тренера и артистки цирка. Поэтому, она в манеже уже с пяти лет. С самого начала, у каждой из нас был свой партнер и мы обе были, что называется, «верхними» артистками. Однако, парни, которые выполняли роль наших напарников, не выдержали тяжелой нагрузки и ушли из номера. Поэтому, наш дуэт также сформировался случайным образом. Я хотел делать штейн-трапе отдельно, но потом появилась идея апробировать тот вариант, в формате которого мы работаем сегодня.

- Звучит весьма интригующе. Вы были свидетелем того, что поддержка снизу не удалась двум сильным парням и все-равно решили попробовать себя в этой новой роли. На чем основывалась ваша уверенность, что именно у вас это получится?

- Понимаете, они не выдержали нагрузку, которую, в принципе, могли выполнить не прилагая сверхусилий. И я это знала. Просто надо было очень  внимательно слушать тренера и выполнять все его указания. В отличии от наших бывших напарников, мы всегда приходили вовремя и буквально впитывали каждое слово тренеров. Наверное, в этом и кроется секрет успеха. Бывает так, что для достижения успеха нужно многое перенести. Тренера сильно ругают и даже бьют нас, так что, психологическая нагрузка также бывает очень сильной. Просто, нужно через все это пройти и выдержать. Нужно поставить перед собой конкретную цель и целенаправленно к ней двигаться, невзирая на все преграды. Она должна стать своего рода путеводной звездой, нужно ничего не замечать, кроме нее и тогда результат придет. К примеру, нас было двенадцать человек в группе, и ушли из колледжа в основном мальчики. По личным наблюдениям, парням зачастую мешает мужское эго, и банально не хватает терпения. А оно в этом деле просто необходимо.

- Считается неприличным задавать такой вопрос девушке, и все же, я его вам задам: сколько вы весите? И сколько весит ваша партнерша сверху?

- Я вешу 54 килограмма, моя напарница – 46.

- Теперь вопрос более физиологического характера. Вы производите впечатление довольно хрупкой девушки, да и вес вашей напарницы не в разы меньше вашего. Насколько я понимаю, вся нагрузка идет на шею, внешний вид вашей далек от борцовского прообраза. Разве это не вредно для шейных позвонков?

- Вы правильно понимаете, однако здесь главное – техника. Все зависит от того, как именно ты это выполняешь. Техника здесь всегда одна и та же – нужно вытягивать шею вверх.

- Как же возможно вытягивать шею вверх, если именно сверху на нее давит большой вес?

- Это приходит со временем. Можете мне поверить – можно усердно качать мышцы шеи, и все-равно номер не удастся, если не выполнять правильно всю технологию. К примеру, при выполнении штейн-трапе, моя шея выдерживает мой вес и вес напарницы. Ведь я в этом номере сама стою на голове. Поэтому, выдержать вес порядка ста килограммов помогает техника в чистом виде.

- Испытываете ли вы иногда страх, что что-то пойдет не так, и шея не выдержит титанической нагрузки?

- Нет. Зато, я боюсь высоты (смеется). Мой самый первый номер выполнялся именно на большой высоте. Но самое главное – я люблю, то, что я делаю. И это – именно то, что каждый день помогает мне перебарывать свой страх. Ведь любовь к своему делу сильнее любого страха.

- У вас есть возможность представлять в Монте-Карло целый Казахстан. Поделитесь своими впечатлениями. Это говорит о том, что уверенности в своих силах вам не занимать…

- Это абсолютно не так (улыбается)! Тут не может быть никакой уверенности в том, что ты займешь там призовое место. Поскольку, на этот фестиваль на ежегодной основе принимаются заявки от многих тысяч артистов со всего мира. В итоге туда едут лучшие из лучших. Поэтому, я испытываю большое волнение, ведь это – огромная ответственность. Я очень боюсь, что какой-то трюк может не получиться. Ведь случиться может все, что угодно. Может, ты будешь делать это без напарницы, может, ты сама получишь какую-то травму. Причин, по которым может сорваться тщательно подготавливаемый номер, великое множество. Тем не менее, я смотрю в завтрашний день с большим оптимизмом. Бесспорно, напряжение, скорее всего, будет огромное. Но я к нему готова.

- Кого из соперников опасаетесь больше всего?

- Традиционно сильны артисты из Китая. Также, немало сильных цирковых артистов и в самом Монте-Карло, так как цирковое искусство там очень востребовано. Очень мастеровиты и российские артисты. Любой артист, которого пригласили для участия в этом фестивале, очень силен по определению. Слабых исполнителей туда не пригласят.

- Кто отбирает артистов для участия в фестивале? Номера исполнителей оценивает казахстанское жюри или зарубежные эксперты?

- Отбор происходит непосредственно в Монте-Карло. Меня уже отобрали из Столичного цирка. Правда, есть еще и Алматинский и Шымкентский цирки. Шымкент уже просматривали, и от них артистов не будет. Поэтому, помимо нашего, осталось два-три номера. Мы будем участвовать в ноябре текущего года в конкурсе «Шабыт» наряду с алматинскими артистами цирка. Кто победит в этом конкурсе, тот и получит право представлять Казахстан в Монте-Карло в январе 2018 года.

- Времени на подготовку осталось очень мало. Как вы оцениваете свои шансы в борьбе с коллегами по цеху из Алматы?

- Должна признаться, я думаю, что мы выиграем. Потому что, у нас в арсенале есть рекордные и уникальные трюки, которые до нас не делал никто.

- Спасибо за беседу! И удачи вам в вашем тяжелом труде.

Поделитесь: